О полном приводе Тигуана

quad

Заинтересовавшийся
Регистрация
22 Июл 2012
Сообщения
55
Благодарности
40
Адрес
Ставрополь
Автомобиль
тиг 122 и акцент
Ликбез по системе полного привода Haldex 4 поколения


Натыкаясь на очень большое количество ошибочных заключений по работе муфты Haldex на полноприводных автомобилях я решил написать эту статью. Больше всего меня расстраивают автомобильные журналисты, включая авторитетные российские издания, которые зачастую пишут полную чепуху до конца не разобравшись в принципе устройства муфты.
Самая распространенная ошибка заключается в том, что большинство путает принципиальное устройство муфт разных поколений. Для понимания принципа работы мы воспользуемся официальной документацией VAG используемой для самообучения своих сотрудников.
Для начала поймем общий принцип работы подключаемого полного привода (обозначаемый как AWD). Главным отличием подключаемого полного привода от постоянного полного является отсутствие центрального дифференциала. Это означает, что при стандартных условиях большая часть крутящего момента передается на одну ось (в случае Haldex — на переднюю), а при необходимости подключается задняя ось.
Серьезное заблуждение заключается в неправильном понимании распределяемого момента. Чаще всего путают степень распределения крутящего момента и процент блокировки муфты. Итак, в случае с подключаемым полным приводом муфта может блокироваться в пределах от 0 до 100%, при этом во всех поколениях муфты Haldex присутствует небольшое давление в гидросистеме, которое обеспечивает 5-10% предварительной блокировки муфты. Это сделано для того, чтобы убрать зазоры между дисками сцепления в муфте и ускорить процесс блокировки муфты.
При этом следует понимать, что вращающий момент между передней и задней осью может распределяться в пределах от 100:0 (вращается только передняя ось) до 50:50 (обе оси вращаются с одинаковой скоростью). Это означает, что задние колеса не могут вращаться быстрее, чем передние, в отличие от автомобилей с постоянным полным приводом.
Но если говорить о крутящем моменте, то в случае, когда передние колеса полностью теряют сцепление с дорогой, то крутящий момент на передней оси приближается к нулю и следовательно 100% крутящего момента передается на заднюю ось.
Haldex 1 поколение (с 1998 года)

В основе работы муфты лежит механизм, который определяет разницу в скорости вращения валов идущих к передней и задней оси автомобиля. Это означает, что муфта блокируется в зависимости от степени пробуксовки колес на ведущей (передней) оси.
Именно эта особенность работы муфты породила множество негативных отзывов, связанных с тех, что поведение автомобиля на сколькой дороге было неоднозначным и выражалось во внезапном подключении задней оси автомобиля, что особенно заметно при поворотах, когда недостаточная поворачиваемость резко превращалась в избыточную.
За степень блокировки муфты отвечает дифференциальный гидравлический насос: кулачковые шайбы обкатываясь по волнообразной рабочей поверхности толкают поршни насосов, которые накачивают масло в исполнительный цилиндр, который в свою очередь сжимает пакет дисков сцепления.
Эта иллюстрация наглядно демонстрирует волнообразную рабочую поверхность дифференциального насоса
Кроме этого в системе присутствует два электрических компонента. Первый — электрический насос, создающий совместно с гидроаккумулятором предварительное давление в системе (убирает зазоры в дисках муфты и уменьшает задержку до начала блокировки муфти). Второй — электромагнитный клапан, задачей которого является снижение давления в гидросистеме и размыкание многодискового сцепления муфты, например по сигналу от блоков управления ABS и ESP (чтобы не мешать работать этим системам, муфта полностью разблокируется).
Схема работы муфты Haldex первого поколения
Несмотря на весьма сложную электро-гидравлическую схему работы, муфта Haldex первого поколения была далека от совершенства.
Haldex 2 поколение (с 2002 года)

Во втором поколении муфты произошли более качественные технические улучшения, при этом конструктивно схема работы осталась прежней.
• Муфта стала интегрирована в один блок вместе с задним дифференциалом, при этом электро-гидравлический модуль стал отдельным компонентом с возможностью легкой замены.
• Электромагнитный клапан был заменен на электрогидравлический, что позволило повысить скорость работы системы.
• Электрический насос муфты был заменен на более производительный
• Маслянный фильтр стал полностью необслуживаемым
• Рабочий объем масла в муфте был увеличен для продления межсервисного интервала
На практике муфта стала работать быстрее, теперь для начала срабатывания системы было достаточно, чтобы разница во вращении колес составила всего 10 градусов. А полная блокировка муфты могла быть достигнута при рассогласовании вращения колес на 20 градусов.
Схема работы муфты Haldex второго поколения отличается только другим клапаном управляющим замыканием муфты
Основной проблемой муфт Haldex первых двух поколений было то, что основной насос муфты был гидравлическим и фактически вмешательство электроники в процесс блокировки муфты сводилось к ее разблокировке (путём открытия клапана и снижения давления в гидросистеме) по команде от блоков ABS и/или ESP.
Haldex 3 поколение (с 2004 года)
Муфта Haldex третьего поколения не устанавливалась на автомобили Volkswagen. Впервые муфта была разработана для автомобиля Land Rover Freelander 2, а впоследствии стала применяться на полноприводных автомобилях Volvo.
Главным конструктивным изменением стало внедрение еще более производительного электрического насоса и обратного клапана, с помощью которых стало возможной предварительная блокировка муфты по команде электроники. Полная блокировка муфты достигалась в течение 150 миллисекунд. Этой системе была присвоена аббревиатура PreX.
Haldex 4 поколение (с 2007 года)

Начиная с четвертого поколения в конструкции муфты произошли очень серьезные изменения, которые кардинально поменяли алгоритм ее работы. Принцип действия остался прежним — передача крутящего момента с помощью пакета фрикционных дисков. Новым является то, что теперь отсутствует дифференциальный гидравлический насос и давление в гидросистеме муфты создаётся мощным электрическим насосом. Передаваемый крутящий момент корректируется блоком управления полного привода с помощью подачи сигнала на клапан управления замыкания муфты.
Разность скоростей вращения колёс передней и задней осей больше не является условием включения муфты полного привода.
Теперь муфта полностью управляется электроникой в не зависимости от условий движения. Благодаря увеличенному почти в 10 раз (до 30 атм) предварительному давлению (по сравнению с Haldex 2 поколения) накапливаемому в гидроаккумуляторе сократилось время необходимое для полной блокировки муфты. Еще одним важным преимуществом является постоянно включенная задняя главная передача.
Схема трансмиссии
Блок управления полного привода получает информацию по CAN шине от датчиков: поперечного ускорения, продольного ускорения, рысканья автомобиля, оборотов двигателя, положения педали акселератора, частоты вращения колес, выключателя стоп-сигнала и угла поворота рулевого колеса.
Фактически, главный сигнал на блокировку муфты поступает от педали газа. Например, при ускорениях муфты превентивно блокируется не дожидаясь пробуксовки колес. Работу муфты хорошо заметно при прохождении поворотов под тягой — совершенно явно ощущается как тяга на задней оси доворачивает машину в поворот. Таким образом муфта работает всегда, независимо от вашего стиля вождения.
Муфта полного привода размещена в корпусе задней главной передачи
Еще одно важное замечание — если раньше, в случае вмешательства ABS и/или ESP муфта всегда полностью размыкалась, то теперь при работе ABS муфта размыкается, а при вмешательстве ESP муфта может быть замкнута. Важный момент — муфта Haldex 4 поколения может быть установлена только на автомобили с системой ESP.

Хочу отметить еще один нюанс, касающийся системы электронной имитации блокировки дифференциала (EDL) на Скауте, которая вопреки ошибочному мнению работает не только на передней, но и задней оси автомобиля. В качестве примера можно посмотреть вот это видео, где автомобиль заезжает тремя колесами на ролики и без проблем с них уезжает.
Ещё одно замечание относительно масла в муфте Haldex. Сейчас используется новое масло (G 055 175 A2) в емкостях по 1 литру, ранее использовалось масло G 052 175 A1. Также следует обратить внимание, что это масло только для муфты, и не имеет отношения к редуктору заднего моста. Маслянный фильтр рассчитан на весь срок службы автомобиля, а интервал замены масла в муфте составляет 60 тысяч километров.
Кроме этого часто возникает вопрос касающийся того, какой максимальный крутящий момент может выдержать многодисковое сцепление в муфте Haldex. Количество дисков
в пакете фрикционной муфты зависит от модели автомобиля (от передаваемого крутящего момента). В частности для полноприводной Октавии предельный крутящий момент составляет 2000 Нм, а для модели VW Tiguan это 2400 Нм. Следует отметить, что коническая передача раздаточной коробки передает вращение на вал привода задней оси с повышающим коэффициентом 1,6. Это позволяет использовать вал меньшего диаметра. Соответственно в задней главной передаче частота вращения, передаваемая валом привода уменьшается в 1,6 раза.
Подведем итоги
Муфта Haldex 4 поколения является одной из самых совершенных систем подключаемого полного привода представленных в мире на текущий момент (к слову, на мощнейшем Bugatti Veyron тоже используется муфта Haldex). Её конструкция очень проста и надежна, а главное преимущество по сравнению с другими системами подключаемого полного привода заключается в том, что разность скоростей вращения колес на передней и задней оси не является условием включения муфты. Электроника превентивно блокирует муфту в соответствии с дорожной обстановкой.
К недостаткам системы можно отнести фактическое отсутствие центрального дифференциала, и следовательно тот факт, что конструктивно задние колеса не могут иметь большую скорость вращения, чем передние.
Тем временем идеальной системой полного привода для максимального удовольствия от вождения по дорогам с твердым покрытием остается межосевой дифференциал Torsen, применяемый в основном на автомобилях Ауди с продольным расположением двигателя (в данный момент происходит постепенное внедрение нового типа дифференциала на коронных шестернях) и межосевой дифференциал с изменяемой степенью блокировки применяемый на автомобилях Subaru Impreza с механической коробкой передач.



http://www.drive2.ru/cars/skoda/oct...t/victorprofessor/journal/288230376152665576/
 

SvetoiOtec

Завсегдатай
Регистрация
19 Май 2012
Сообщения
868
Благодарности
432
Адрес
Воронеж
Автомобиль
Tiguan+Rav4
quad, очень доступно, хорошая статья...
 

quad

Заинтересовавшийся
Регистрация
22 Июл 2012
Сообщения
55
Благодарности
40
Адрес
Ставрополь
Автомобиль
тиг 122 и акцент
Наш то Тигуанчик - ого-го!!!!!!
 

serso

Модератор
Команда форума
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
12,256
Благодарности
10,519
Адрес
ЦФО
Автомобиль
Tig II TDI HL OffRoad
Дополню тему алгоритмом работы. Итак:
Начало движения или разгон
В начале движения автомобиля или его разгоне требуется большой крутящий момент на задних колёсах. Клапан N373 постоянно закрыт и усилие сжатия фрикционных дисков может дойти до максимального значения.
Движение с высокой скоростью
При движении автомобиля с высокой скоростью на его задние колёса необходимо передавать малый крутящий момент. Усилие сжатия дисков регулируется по условиям движения (в установленной области регулирования).
Торможение
При торможении автомобиля крутящий момент не должен передаваться на его задние колёса. Поэтому клапан N373 открывается и рабочее
давление в полости поршня падает до нуля. Муфта размыкается.
Остановка
При торможении автомобиля муфта разомкнута. Если автомобиль неподвижен, то муфта регулируется с упреждением по сигналу положения педали акселератора. При начале движения автомобиля в полости поршня муфты снова создаётся максимальное давление (30 бар).
Парковка
При парковке автомобиля на его задние колёса передаётся малый крутящий момент. Трансмиссия не нагружена большими крутящими моментами.
Муфта регулируется по условиям движения (в установленной области регулирования).
Движение по скользкой дороге
Рабочее давление регулируется по условиям движения. На блок управления J492 поступают сигналы от блока управления ABS J104
о распознавании пробуксовки колёс датчикамичисла оборотов и о величине требуемой силы тяги на задних колёсах, рассчитанной для этого случая.
При работе систем ESP или ABS
При активировании электронной системы управления тормозами в управлении замыканием муфты также косвенно участвует блок управления
ABS J104. При этом при работе системы ABS муфта полностью размыкается, а при работе системы ESP может быть замкнута.
Начало движения с пробуксовкой
(на льду или по снегу)
Муфта полного привода замыкается, если оба передних колеса пробуксовывают. Крутящий момент передаётся на задние колёса.
Если пробуксовывает одно переднее колесо, то включается электронная блокировка дифференциала (EDS), буксующее колесо подтормаживается, что приводит к увеличению крутящего момента на другом переднем колесе.
Одновременно замыкается муфта полного привода и большая часть крутящего момента двигателя передаётся на заднюю ось.

 

StasR

Moderator
Команда форума
Регистрация
17 Сен 2010
Сообщения
3,416
Благодарности
529
Адрес
Пермь
Автомобиль
Тигуан -Продан. VW Taos.
Торможение
При торможении автомобиля крутящий момент не должен передаваться на его задние колёса. Поэтому клапан N373 открывается и рабочее
давление в полости поршня падает до нуля. Муфта размыкается.
На 3 Haldex так и есть, а на 4 Haldex во избежании преждевременного износа фрикционов и более быстрого реагирования при пробуксовке муфта всегда поджата и минимум составляет 10%.
 
Последнее редактирование:

serso

Модератор
Команда форума
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
12,256
Благодарности
10,519
Адрес
ЦФО
Автомобиль
Tig II TDI HL OffRoad
Цитата:
Сообщение от serso
Торможение
При торможении автомобиля крутящий момент не должен передаваться на его задние колёса. Поэтому клапан N373 открывается и рабочее
давление в полости поршня падает до нуля. Муфта размыкается.
На 3 Haldex так и есть, а на 4 Haldex во избежании преждевременного износа фрикционов и более быстрого реагирования при пробуксовке муфта всегда поджата и минимум составляет 10%.
Вы заблуждаетесь:
Во-первых - приведены цитаты из обучающих материалов Фольксваген.
Во-вторых - при торможении не может быть пробуксовки ;)
Ну а при отпускании тормоза:
Усилие сжатия дисков регулируется по условиям движения (в установленной области регулирования).
А область регулирования во всех режимах кроме "начало движения и разгон" доходит до 0%, т.е. позволяет полностью разомкнуть диски (что в прочем не говорит что они обязательно полностью размыкаются, но это возможно).
Обращу Ваше внимание, что пробуксовка возможна именно в режиме "начало движения и разгон", а в нем область регулирования находится в пределах 80-100% блокировки, т.е. при любом ускорении (в.т. трогании с места), в случае если АБС/ЕСП НЕ работает, диски будут поджаты минимум на 80%.
В книжке очень наглядные графики для каждого режима, но что-то вставить их не получается.
 
Последнее редактирование:

StasR

Moderator
Команда форума
Регистрация
17 Сен 2010
Сообщения
3,416
Благодарности
529
Адрес
Пермь
Автомобиль
Тигуан -Продан. VW Taos.
Ок. про 10% у меня отсюда отложилось.
 

serso

Модератор
Команда форума
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
12,256
Благодарности
10,519
Адрес
ЦФО
Автомобиль
Tig II TDI HL OffRoad
Ок. про 10% у меня отсюда отложилось.
Хорошая статья, самое главное, с объективным выводом:
Хотя большинству водителей поведение автомобиля с муфтой Haldex, скорее всего, покажется более привычным и безопасным, чем повадки машины с "Торсеном". Это подтверждают и мои коллеги, поездившие на обоих автомобилях по заснеженной площадке
С каждым годом я все больше и больше стоны в тестах по поводу "неотключаемая система не дает ехать боком" записываю в плюсы автомобиля. Наверное взрослею...:cool:
 

Алекс7

ветеран форума
Команда форума
Регистрация
13 Сен 2007
Сообщения
14,227
Благодарности
3,347
Адрес
Москва
Автомобиль
Tiguan
serso, 10% это с потолка. Просто есть пружина, которая полностью разомкнутые диски прижимает, как раз и создавая мизерный "преднатяг". Но никто нигде не указывал силу, с которой пружина поджимает фрикционы...
 

serso

Модератор
Команда форума
Регистрация
9 Май 2012
Сообщения
12,256
Благодарности
10,519
Адрес
ЦФО
Автомобиль
Tig II TDI HL OffRoad

Алекс7

ветеран форума
Команда форума
Регистрация
13 Сен 2007
Сообщения
14,227
Благодарности
3,347
Адрес
Москва
Автомобиль
Tiguan
serso, ну я не разбирал халдекс, про пружину в той же программе написано, откуда здесь приведено описание, на картинке ее видно - "тарельчатая пружина".

А про 10% это еще в 2007г сказал менеджер VW. :)) Мол формула от 50/50 до примерно 90/10... А потом кто-то докопался до инженера, который сказал, что точной цифры нет.
 

Vasilich

Участник
Регистрация
5 Сен 2011
Сообщения
137
Благодарности
10
Адрес
Оренбург
Автомобиль
Tiguan S&S
Прошу прощения за безграмотность, но скажите пожалуйста есть ли (так называемая) электронная блокировка диференциала на S&S 2012 модельный год
 

-xxx-

Гуру
Регистрация
26 Фев 2010
Сообщения
13,718
Благодарности
5,081
Адрес
Ульяновск
Автомобиль
тигуан
Есть. Это одна из функций есп
 

StasR

Moderator
Команда форума
Регистрация
17 Сен 2010
Сообщения
3,416
Благодарности
529
Адрес
Пермь
Автомобиль
Тигуан -Продан. VW Taos.
Даже больше скажем, это есть у любого полноприводного тигуана.
 

Howsky

Участник
Регистрация
24 Ноя 2010
Сообщения
163
Благодарности
40
Адрес
СПб
Автомобиль
Track&Field 2.0TDI Night Blue
Как работает Haldex 4 при движении задним ходом?

Как то, видел графики по Haldex 4, из которых было видно, что при движении задним ходом муфта полностью размыкается для разгрузки трансмиссии.
Только не понятно, что происходит, если перед буксует?
Надеюсь, что зад всё таки включается, иначе получиться: заехал передом в сугроб, а назад застрял.
 

Алекс7

ветеран форума
Команда форума
Регистрация
13 Сен 2007
Сообщения
14,227
Благодарности
3,347
Адрес
Москва
Автомобиль
Tiguan
Howsky, прочитай тему пор полный привод двухнедельной давности, там это перетирали. В прямом виде нет нигде. Но по опыту людей раздел сложных условий, где муфта может сжиматься полностью, работает при движении и вперед, и назад.
 

sanek-n

Заинтересовавшийся
Регистрация
20 Июн 2010
Сообщения
52
Благодарности
3
Адрес
мурманск
Всем привет, у меня такой вопрос. На выходных ездил в лес, попал на размытую дороу, получилась такая ситуация, машина наклонилась правым переднем колесом сильно вниз, но все колеса остались на земле, переднее правое колесо стало сильно "шлифовать" машина встала, и не одноколесо больше не крутилось. Почему задние стояли? Пробовал и свыключенной системой ЕСП и вкл. офроад.
 

Cons

Гуру
Регистрация
6 Сен 2011
Сообщения
2,633
Благодарности
1,110
Адрес
Краснодар
Автомобиль
VW Tiguan 3.6 VR6 biturbo
Проверь вагкомом ошибки муфты. М.б. сдохла..
 

StasR

Moderator
Команда форума
Регистрация
17 Сен 2010
Сообщения
3,416
Благодарности
529
Адрес
Пермь
Автомобиль
Тигуан -Продан. VW Taos.
А обороты поднять до 2300-3000 пробовал?
 
Последнее редактирование:

sanek-n

Заинтересовавшийся
Регистрация
20 Июн 2010
Сообщения
52
Благодарности
3
Адрес
мурманск
Нет не пробовал, потихоньку ехал, а надо?
 
Последнее редактирование:
Сверху Снизу