10 самых громких автомобильных скандалов
Раздувание скандалов – национальная американская забава, в которую янки готовы вовлечь кого угодно, дабы придать тому или иному негативному событию глобальный характер. Вспомнив прежние инциденты с автомобильными компаниями, мы поняли, что вся эта катавасия с Volkswagen неспроста закрутилась именно в Штатах.
10 место. Продавал воздух
Престон Такер был не только выдающимся инженером, но и гениальным маркетологом: именно он придумал продавать аксессуары к новому автомобилю еще до начала его выпуска – таким образом он рассчитывал привлечь инвестиции для выпуска инновационного седана Tucker Torpedo в 1948 году. На этом мистер Такер и погорел: его обвинили в мошенничестве и замучили судебными исками. Поговаривают, что инициаторами процесса выступили представители большой американской автомобильной тройки, узрев в молодой и агрессивной фирме с ее суперсовременной машиной сильного конкурента для своих довоенных конструкций. В 1988 году Френсис Форд Коппола снял биографический фильм о жизни Такера «Человек и его мечта» с Джеффом Бриджесом в главной роли. Престон Такер успел выпустить 51 автомобиль.
9 место. Американский «Запорожец»
Компактный, с размещенным в заднем свесе 6-цилиндровым оппозитным мотором, Chevrolet Corvair был разработан как конкурент европейским малолитражкам – сборочные производства были открыты в том числе и в Старом Свете. Модель выпускали в двух поколениях на протяжении 10 лет, однако в историю она вошла исключительно как жертва скандала. В 1965 году некий Ральф Нейдер опубликовал книгу «Опасен на любой скорости», в которой Chevrolet Corvair приписывалась склонность к внезапной потере управляемости и опрокидыванию – дескать, машина плохо проработана конструктивно. Уже в следующем году выпуск модели за отсутствием спроса был прекращен.
8 место. Знали и бездействовали
В 1970 году на американском рынке появился компактный Ford Pinto, репутация которого позже оказалась изрядно подпорчена слухами о неудачной конструкции бензобака: якобы даже незначительное столкновение влекло возгорание – жертвами таких инцидентов стали 27 человек. Вскрылся и факт замалчивания проблемы руководством Ford: менеджеры решили, что дешевле оплачивать отдельные иски, нежели исправлять дефект на всех выпущенных машинах. Однако публичные разбирательства в результате привели к тому, что в 1978 году Ford отозвал Pinto для внесения изменений в конструкцию.
7 место. Коробка Пандоры
И снова Ford! В 1980 году североамериканское Национальное управление безопасности движения на трассах пришло к выводу, что автоматические коробки передач на «Фордах», выпущенных в период с 1966 по 1980 год могут самопроизвольно переключаться из парковочного положения в режим заднего хода. Количество жалоб на эту «милую» особенность фордовской трансмиссии исчислялось десятками тысяч, а всего машин с проблемными «автоматами» было выпущено около 20 млн. Ford Motor тогда легко отделался: автовладельцам были разосланы наклейки с предписанием пристально следить за тем, чтобы положение «P» было «полностью включено», а стояночный тормоз затянут, как следует.
6 место. Обычный порошок
Джон Делореан прославился не только тем, что построил эффектное купе DMC-12, на котором герои фильма «Назад в будущее» бороздили пространство и время, но и судебной тяжбой: бывший вице-президент General Motors обвинялся в торговле наркотиками. Тем не менее Делореан смог доказать свою невиновность (вроде как вся история оказалась сфабрикована ФБР) и в результате был оправдан. Ходят слухи, что дело против него инициировали бывшие коллеги из GM, которые были взбешены книгой «Дженерал Моторс в истинном свете», одним из соавторов которой значился мистер Делориан.
5 место. Резиновое изделие №…
У марки Ford с производителем покрышек Firestone были давние партнерские отношения, которые в 90-х годах прошлого века обернулись громким разводом. Когда стали появляться сообщения о том, что внедорожники Ford Explorer на ровном месте попадают в аварии, руководство автогиганта поспешило обвинить шинников – мол, покрышки Firestone оказались недостаточно надежными и могут лопаться на высокой скорости. После этого все автомобили переобули в Goodyear, а в шинной компании полностью сменили руководство. К тому моменту Explorer уже успел записать на свой счет 170 погибших и 500 раненых.
4 место. Споткнулся о лося
А вот в этой истории, которая стала достоянием общественности в 1997 году, американцы совсем ни при чем. Пытаясь наделить новую модель фирменной плавностью хода, конструкторы Mercedes-Benz оснастили компактную машину чересчур мягкой подвеской. Эти старания первыми оценили шведские журналисты, перевернув A-Class в ходе выполнения так называемого «лосиного теста», имитирующего объезд внезапно возникшего препятствия. Немцы долго извинялись, а во избежание повторений подобных инцидентов уменьшили «ашке» клиренс, заменили шины и установили систему стабилизации.
3 место. Не ускоряй меня без нужды
Первый случай с непроизвольным ускорением автомобиля Toyota был зафиксирован в 2009 году, когда семья американского полицейского в полном составе погибла в Lexus ES 350. Расследование показало, что виной стал коврик, из-за которого педаль газа заклинила в нажатом положении. Однако впоследствии и за другими «Тойотами» стали замечать подобные «вспышки гнева» – и вот уже тогда выяснилось, что виной всему залипающий механизм педали акселератора. Шумиха с дефектом и последующим отзывом 12,4 млн неисправных автомобилей обошлась «Тойоте» в кругленькую сумму.
2 место. Душечка-подушечка
Восемь убитых и боле сотни раненых – таков официальный счет, которые подушки безопасности ведут против человечества. Правда, речь идет исключительно о подушках производства компании Takata, которые установлены на машины самых различных марок – по большей части японских. Начиная с 2008 года под отзыв попали порядка 38 млн автомобилей – а все из-за того, что при раскрытии аербеги надуваются чересчур быстро из-за чего осколки пластиковой обшивки могут ранить пассажиров.
1 место. А мы такие зажигаем!
Смертельно опасным может быть даже замок зажигания – это всему миру доказал General Motors. Около 2,6 млн машин пришлось отозвать американскому концерну из-за неисправности этого узла. Оказывается, неполадка в замке способна внезапно обездвижить автомобиль, спровоцировав ДТП, при этом подушки безопасности не срабатывают. Тревожно? Еще как! Уже подтверждено более ста случаев с летальным исходом.