http://5koleso.ru/articles/puteshestviya/teplo-zapolyarya
Тепло Заполярья
Мы отправились в экспедицию на Кольский полуостров, далеко не самые легкодоступные тропы которого оказались вполне по силам самым обычным VW Tiguan
текст: Иван Соколов
/ фото: Андрей Гордасевич, Volkswagen
Териберка вызывает неподдельное ощущение отчужденности от внешнего мира
Песчаное побережье Баренцева моря в Териберке, где снимали нашумевший и мрачный «Левиафан», по фотографиям вполне можно принять за черноморский курорт: летом здесь может быть на самом деле тепло и уютно. Погода в середине августа выдалась на редкость солнечной: местные поговаривали, что мы попали в самое удачное время лета. Похоже на правду, ведь буквально за пару недель до поездки, когда организаторы прокладывали 900-километровый маршрут, были серьезные похолодания вместе с туманом, дождем и сильным ветром, и если верить статистике, годовое число ясных дней на Мурманском побережье колеблется от 13 до 15!
Чем выше горы, тем позже туда приходит лето, а вместе с тем — зеленеет растительность
Все дело в сложном и переменчивом климате, который отличается от погоды в других районах страны, лежащих на той же географической широте. Поскольку большая часть полуострова находится севернее Полярного круга, здесь больше половины лета не заходит солнце, а часть зимы стоит полярная ночь. Так, например, полярный день и полярная ночь в Мурманске длятся 62 и 41 день, в Апатитах 48 и 14 дней, а в Полярных Зорях 44 и 3 дня. В связи с этим и времена года не очень-то совпадают с общепринятыми календарными сезонами: с установлением полярного дня бурно и быстро наступает лето, в конце июня распускаются цветы, на деревьях появляется молодая листва, прекращаются ночные заморозки, а так как в горных районах лето еще больше «задерживается», даже в августе по ярко-зеленой растительности создается впечатление, что весна только закончилась. При этом зиму суровой назвать нельзя: средняя температура воздуха в Мурманске почти такая же, как в Москве, — минус 10°. Главная заслуга в этом — влияние теплого течения Гольфстрим, благодаря которому даже в совсем холодные зимы юго-западная часть Баренцева моря не замерзает вовсе.
Tiguan с оффроуд-пакетом вольготно чувствует себя на довольно серьезном бездорожье. Недостает ему, разве что, большего клиренса
Природные особенности полуострова делают туризм поистине уникальным: здесь абсолютно дикие горы и леса, непроходимые болота, бесчисленные реки и озера... И путешествовать здесь, конечно же, лучше на автомобиле: дороги в своем большинстве с отличным покрытием и на редкость безлюдны. Наш маршрут пролегал от Мурманска до Кировска, затем до Хибин (район горы Куэльпорр), далее до Саамской деревни, а затем обратно до Мурманска. Местами оффроуд был весьма серьезным и включал броды, каменистые и грунтовые дороги, крутые подъемы и спуски — без особой подготовки лезть в такие места я бы не рекомендовал. Если хочется посетить более труднодоступные уголки загадочного полуострова, совершать трип лучше на подготовленном внедорожнике или хотя бы на адекватном кроссовере. Не менее важная составляющая — знание азов внедорожного вождения. То и другое предлагает программа Volkswagen Driving Experience, которая существует уже не первый год — фольксвагеновцы стали покорять Россию еще в 2005 году. Изначально это было однодневное обучение основам внедорожного вождения на специально подготовленных и природных трассах в Подмосковье, где сочетались естественные и искусственные препятствия. Затем этого показалось мало, и в «Фольксвагене» стали организовывать длительные зарубежные экспедиции: ЮАР, Ботсвана, было даже путешествие через семь стран из Китая в Германию.
Но если раньше программа Experience проводилась на более приспособленных для бездорожья «Туарегах», то в этот раз впервые в бой отправились младшие SUV этой марки — «Тигуаны». И, как показал опыт, совсем уж паркетные, казалось бы, кроссоверы могут играть роль весьма удачных «проходимцев». Хотя, конечно, это заявление не обходится без неких оговорок: участвовавшие в пробеге по Мурманской области 8 «Фольксвагенов» были в комплектациях Track&Field — с дизельными моторами, полным приводом и оффроуд-пакетом, включающем в себя «скошенные» передние бамперы, защиту днища и особую настройку трансмиссии и электроники. Из допов — разве что «атэшные» шины и дополнительные запаски.
Но, пожалуй, основную «движущую силу» в экспедиции для неподготовленного путешественника обеспечивает грамотный инструктаж. И в нашем путешествии инструкторский состав возглавлял специалист своего дела, известный в узких кругах путешественник, инженер-испытатель Дмитрий Верещак, работающий инструктором в Volkswagen Off-Road Experience с 2005 года. Даже совсем начинающие автомобилисты, следуя его советам по рации, без особых проблем преодолели многокилометровый маршрут. Как и положено, Дмитрий старается приучить всех следовать простому, но проверенному внедорожному правилу: «Ехать настолько быстро, насколько необходимо, и настолько медленно, насколько возможно». Tiguan, по его словам, в проходимости почти ничем не уступает старшему «Туарегу», за исключением клиренса. 20-сантиметрового дорожного просвета действительно порой не хватало, чтобы избегать ударов днища высокими камнями, но при должной технике мириться с этим нюансом можно.
«Запомните, — неустанно повторял Верещак, — если на минимальной скорости произойдет касание с камнем, нашему автомобилю ничего не будет. Но, если скорость будет выше 15–20 км/ч, возможны серьезные проблемы. Поэтому не спешим и стараемся либо объезжать препятствия, либо наезжать на камни колесами — автомобиль нам это позволяет». За всю экспедицию по Кольскому полуострову участники застревали всего пару раз — дизельный «Тигуан» с классической АКП оказался действительно удобным на бездорожье. Особенно понравилась работа оффроуд-режима: при включении соответствующей кнопки притупляются реакции акселератора, изменяется режим ESP, удачно имитирующей межколесные блокировки, и активируется ассистент спуска с горы, который в горах практически незаменим. Последняя опция у «Тигуана» довольно продвинутая, ибо работает как при спуске с горы, так при подъеме, позволяя автомобилю откатываться назад при включенной передаче в АКП. «Никто из конкурентов не может этим похвастать!» — убеждает Верещак, демонстрируя работу системы.
Без помощи со стороны некоторые участки лучше не проходить
Ассистент спуска с горы особенно полезен на каменистой местности
Читать далее:
http://5koleso.ru/articles/puteshestviya/teplo-zapolyarya