Просто большинство на этот Авторевю не подписано и ничего кроме первых абзацев не видит
Это есть да. Только и в ролике они показывали как происходит перераспределение энергий, причем показывали совершенно бесплатно
,
При желании это все энергии можно посчитать.
Для простоты попробуем разобраться на нескольких примерах.
Как известно удары подразделяются на абсолютно упругие (тела отскакивают друг от друга, пример бильярдные шары), абсолютно неупругие (тела после удара как бы слипаются друг с другом, пример пластилиновые шары, пуля застрявшая в ящике с песком) и нечто среднее (большинство реальных ударов).
Для простоты допустим что во всех наших примерах удары будут абсолютно неупругими, т.е. автомобиль будет втыкаться в другое препятствие и не отскакивать. Всякие деформируемые барьеры и т.п. рассматривать пока не будем вообще. Поэтому условимся что деформируется у нас только автомобиль, тележка / стена выполнены из толстенного твердого сплава и не деформируется абсолютно.
Будем смотреть только на энергии при ударе.
Абсолютно неупругий удар характеризуется тем, что часть механической энергии "теряется" - переходит в деформацию, тепло, и т.п.
1. Пусть у нас есть автомобиль массой 1400 кг движущийся со скоростью 60 км/ч (16,67 м/с). Данный автомобиль врезается в неподвижную стену (либо насмерть приваренную к стене тележку).
Вся энергия движущегося на этой скорости автомобиля Е равна mv2/2, т.е. в нашем случае 194 кДж. Во время удара вся накопленная автомобилем энергия поглощается самим автомобилем, т.к. стена неподвижна и деформации не подвергается. То есть автомобиль при ударе должен поглотить
194 кДж
2. Пусть теперь такой же автомобиль массой 1400 кг на скорости 60 км/ч врезается в аналогичный автомобиль свободно стоящий на дороге (без тормозов). Т.е. после соударения автомобили "слипаются" и продолжают двигаться уже вместе в сторону движения первого автомобиля.
По закону сохранения импульса m1V1+m2V2 = (m1+m2)Vобщая, где m1 и m2 массы автомобилей (у нас они одинаковые), V1 и V2 начальные скорости автомобилей (у нас V2=0) , Vобщая - результирующая скорость автомобилей после удара. Поскольку m2V2=0, то Vобщая= m1V1/(m1+m2), и в нашем случае получаем 8,33 м/с, т.е. после удара оба автомобиля будут двигаться вместе со скоростью 30 км/ч.
По закону сохранения энергии Еначальная = Еконечная + Q (деформации, теплоты и т.п.), где Еначальная - общая начальная кинетическая энергия движения автомобилей, Еконечная - общая конечная кинетическая энергия двух врезавшихся автомобилей движущихся вместе после удара, Q (деформации, теплоты и т.п.) - энергия потерянная в результате удара на деформацию, нагрев и т.д.
Еначальная = m1V1²/2 + m2V2²/2. Т.к. в нашем случае V2=0, то Еначальная = 194 кДж, т.е. та же самая что и в первом примере, что логично.
Еконечная = (m1+m2)Vобщая²/2, в нашем случае Еконечная = 97 кДж, таким образом энергия Q пошедшая на деформацию и теплоту составляет 194 - 97 = 97 кДж, т.е. каждый автомобиль должен поглотить всего по
48,5 кДж, что в 4 раза меньше чем в первом примере
Поэтому когда всякие быдловатые блогеры удивляются почему у Кодиака в такой аварии не сработали подушки, то собственно чему тут удивляться? Кодиак остановился, Мерседес на излете в него влетел и немного отбросил, а акселерометры способны не только показывать направление удара, но и параметры перегрузки, а удар этот по энергии довольно слабый (расчёт выше к нему примерно конечно, но подходит). Поэтому ничего удивительного, что блок управления на Шкоде не стал активировать преднатяжители и подушки. Был бы удар сильнее или прямо в лоб, всё бы сработало, ИМХО
3. Пусть теперь навстречу первому авто массой 1400 кг и едущему со скоростью 60 км/ч движется аналогичный автомобиль на такой же скорости.
По закону сохранения импульса m1V1 - m2V2 = (m1+m2)Vобщая, расшифровка обозначений такая же как и во втором примере. Движение встречное, импульс величина векторная, поэтому импульсы вычитаются друг из друга. Т.к. в нашем случае m1V1 = m2V2, то их разность равна нулю, иными словами после удара два слипшихся автомобиля никуда не двигаются, их общая скорость 0 км/ч. Т.е. вся их кинетическая энергия пошла на деформацию и теплоту.
Еначальная = m1V1²/2 + m2V2²/2 = 388 кДж (это суммарная энергия 2-х движущихся навстречу автомобилей), Еконечная = 0, Q (деформации, теплоты и т.п.) = 388 кДж, или по
194 кДж на каждый автомобиль.
Это то же самое значение что и в первом примере - т.е. лобовой удар идентичных автомобилей движущихся на одинаковой скорости аналогичен удару в стену.
4. Пусть теперь навстречу первому авто массой 1400 кг и едущему со скоростью 60 км/ч на той же скорости движется металлическая тележка такой же массы. Мы условились что тележка выполнена из твердого сплава, никаких деформируемых барьеров на ней не закреплено, это просто жёсткая недеформируемая тележка.
Импульсы и суммарная энергия аналогичны 3 примеру, т.е. нужно куда-то рассеять 388 кДж кинетической энергии автомобиля и тележки. И вроде всё как в 3-м примере, но выплывает одно большое но. Разделить эту энергию поровну мы уже не можем, тележка не деформируется и поглотить энергию не может. В итоге все
388 кДж достаются автомобилю, это именно он вынужден деформироваться и поглощать всю энергию (представьте встречное столкновение пластилинового и стального шара одной массы, всю энергию будет вынужден поглощать шарик из пластилина).
Так что разница м/у столкновением со стеной и с тележкой действительно есть. Тем более масса тележки постоянна, плюс на ней стоит деформируемый барьер поглощающий известное количество энергии. А вот массы испытуемых автомобилей будут разными, и больше всего "не повезет" в столкновении с тележкой относительно легким автомобилям, вынуждая производителей улучшать пассивную безопасность прежде всего на них.
А комментаторы под видео пусть пишут что хотят...