В родном Китае этот купеобразный кроссовер известен как Geely Xingyue, но для экспортных рынков его назвали в честь водопада в ЮАР, второго по высоте в мире. На российском рынке Tugella предложена только с двухлитровым турбомотором (238 л.с.), восьмиступенчатым «автоматом» и полным приводом. Начальная версия Luxury стоит 2 млн 400 тысяч рублей, а в нашей «примерочной» побывал автомобиль в исполнении Flagship за 2 млн 500 тысяч — с обивкой салона кожей наппа, вентиляцией передних сидений, панорамной крышей, адаптивным круиз-контролем, 20-дюймовыми колесами и другим оснащением.
Ай молодцы, вот это нейминг. Пусть на языке зулусов, зато как символично.
Только представьте: бредете вы по саванне с копьем за стадом антилоп, вокруг жарища и равнинная скукотища, и вдруг — бац! — река. А потом — горы. Драконовы. И водопад! Высокий, почти на километр. Натурально, thukela — «нечто шокирующее».
Конечно, Tugella лишь созвучна, но тем не менее. Гуляете вы по автосалонам, зашли к очередным китайцам, а там — ого! Три миллиона за Geely. Ну это с дилерской накруткой, как сейчас принято.
Шок, thukela.
Причем подходишь к машине — она тебя узнает, разблокирует замки, зажигает светодиодики в ручках. Продуманных, с грамотной кинематикой. Дверь захлопывается породисто, а внутри — красота. И зеркало с прозрачным кантиком, как у Volvo.
Мощный мотор, великолепная плавность хода, хорошая шумоизоляция, на фоне которой слышно предательское подвывание трансмиссии нахолодную. Диапазона регулировки руля вниз не хватает, качающийся джойстик «автомата» неудобен, аудиосистема никакая, а регулировки тембров просто не подключены — картинка на дисплее есть, но ничего в звуке не меняется. Ноу-хау! Да и громкость регулировать сенсорной полоской справа неудобно.
И в итоге Mazda CX-5 2.5 после такого тихого и плавного Geely кажется живой и нормальной. Да, жесткой и с неудобными креслами. Зато без всяких модных, криво исполненных новшеств — и с искренним, «прозрачным» шасси. Ее вести интересно, а Tugella… Зулусам, конечно, самое оно. Впрочем, кто мы, если не они? Бусы, огненная вода, поклонение предкам. Тем более что Geely — самый не-карго-культовый бренд из Поднебесной.
Кстати, во времена оны Тугела-река была границей между местными племенами и белыми колонистами. А потом на Тугельских высотах бились буры с англичанами. Вот так и Tugella — она и водораздел, и поле брани (возможно, даже нецензурной при виде ценников), и символ. Причем теперь есть у Geely в России одно мощное секретноe оружие. Называется «Валерий Георгиевич Тараканов». Он стоял за успехами Mitsubishi и был стратегом Рольфа во времена его расцвета, потом возглавил маркетинг Kia. А недавно вроде вышел на пенсию, но… Да-да, теперь Тараканов в Geely. И что-то мне подсказывает, что у этой марки на нашем рынке все будет thukela.
Tugella — классное имя! Девочки полюбят эту машину за броский дизайн и внутреннюю теплоту — в салоне здесь подогревается все, а подстаканник еще и охлаждается. И неважно, что через внутрисалонное зеркало назад не видно ничего, наружные зеркала подслеповаты, камеры сильно пачкаются, а высокая подоконная линия награждает машину обширной слепой зоной. Зато это модное кросс-купе! Мотоциклистам на заметку: не надо приближаться к таким машинам сбоку, со стороны задней полусферы.
Похвалю китайцев за бесключевую систему доступа, которая здорово сконфигурирована и так же здорово работает. И интерьер классный — с европейским дизайном и нормально организованным пространством, места хватает. Единственное, что в буквальном смысле режет глаз, — это рыхлая графика на головном устройстве. И оцифровку шкал в комбинации приборов тоже стоит сделать покрупнее. С прочей эргономикой я бы тоже поработал: селектор управления трансмиссией требует слишком аккуратного обращения. И умиляет игра в джиперство: шайба, переключающая режимы работы трансмиссии, тут прямо как у внедорожников! Я поинтересовался у владелицы такой же Тугеллы, в чем разница поведения автомобиля в режимах «Бездорожье» и «Глубокий снег», — ее глаза мне ответили бездонной пустотой.
А вот мальчикам в Тугелле приглянется невероятно бодрый двухлитровый мотор, адекватная трансмиссия и вполне приличная плавность хода — по крайней мере, на городских неровностях. Но я по-прежнему не понимаю потребительских прелестей формата кросс-купе и считаю, что недостатков у такого кузова куда больше, нежели достоинств.
Спасибо, но мне, пожалуйста, шашечки.
Этот день был неизбежен, как крах капитализма. Китайский автомобиль, который разгоняется быстрее, чем Volkswagen Tiguan, рулится лучше, чем Mazda СХ-5, и выглядит не хуже, чем Volvo. Победа социалистической модели, хотя по комфорту, оснащению и цене Geely Tugella — модель исключительно буржуазная. Мягкий пластик, роскошная графика, подогреваемый подстаканник. И впервые на моей памяти китайский автомобиль не выторговывает доверие, а завоевывает его поведением на дороге. Водить Тугеллу приятно, а немногочисленные просчеты вроде легкого руля и стекла без обогрева легко простить за настройку подвески, мотора и «автомата».
Но вот парадокс — чем приличнее и дороже становятся китайские автомобили, тем дальше мы друг от друга. Производители из КНР добились своего: они хотели, чтобы их автомобили ничем не отличались от автомобилей «больших» брендов, и вот пожалуйста — они ничем не отличаются. Едут как все и стоят как все. А если нет разницы, то зачем вообще платить за автомобиль?
Жизнь слишком коротка, чтобы просто ездить. Большой город доказывает это каждый день. Такси, каршеринг, автомобиль по подписке или общественный транспорт, Volkswagen, Skoda, Nissan или Geely — мне совершенно все равно, на чем ехать. «Ехать» — это услуга с поминутной тарификацией, абсурдно брать себе многолетний абонемент за два с половиной миллиона рублей. Тем более если нет этих двух с половиной. Простите за бородатый анекдот, но мне нужны шашечки. А у Geely они только на фирменной эмблеме.
Эмоции, приключения, философия, легенды, призвание — вот что я люблю в машинах. А что любит компания Geely? Коллекционировать активы? Этой корпорации принадлежат Volvo, Polestar, Lotus, Proton и частичка концерна Daimler, но чего кроме прибыли достигла сама компания Geely? Купить Volvo не то же самое, что выиграть Ле-Ман, посадить страну за руль или запустить ракету на Марс. Это мое единственное оставшееся предубеждение в отношении китайских брендов — они доказали, что тоже умеют делать автомобили. Теперь пора доказать, что они умеют делать историю.
Китайская реплика кроссовера Renault Arkana? Но в реальности Tugella оказалась крупнее и солиднее — на шесть сантиметров шире и на семь выше. И двери захлопываются не так, как в Renault, — они заметно массивнее, плотнее. Приятный глухой хлопок — и в салоне тишина. Звукоизоляция на хороший премиум тянет! Равно как и материалы отделки и сиденье с подголовником, регулируемым не только по высоте, но и по вылету.
Во время первой встречи с Тугеллой (АР №23, 2020) я больше всего возмущался тем, что подогревом наделены только подушки сидений. Однако в реальных зимних условиях это напрягает меньше, чем отсутствие обогрева лобового стекла. Снег кружится и не тает, а намерзает на щетках — приходится постоянно направлять поток воздуха вверх. Впрочем, на ручное управление климат-контролем я вынужден был переходить и по окончании снегопада: в автоматическом режиме окна быстро запотевали. Проблема усугубляется тем, что все дополнительные настройки приходится выполнять через меню.
Зато активный круиз-контроль в снегопад продолжал исправно работать, а не отключился, как на новой Октавии. И система предупреждения об аварийном сближении очень вовремя «разбудила» меня, когда я отвлекся на разговор с пассажиром. Да, искусственное усилие на руле на зимней дороге не дает почувствовать автомобиль. Но в остальном… Мощный мотор, 20-дюймовые колеса — и никаких рывков и толчков при переключении передач. Все происходит чинно и плавно. По-вольвовски.
Так что этот Geely уже можно советовать знакомым, мечтающим о красивом и комфортном кроссовере. Но для меня понятие «удовольствие от езды» имеет несколько иное наполнение, а потому за 2,5 млн рублей мой выбор — Mazda CX-5 2.5 или Volkswagen Tiguan 2.0 TSI (180 л.с.). Пусть не такие «цифровые», но более драйверские. И потеют меньше.