Своими руками: меняем задние тормозные колодки (1.4TSI)

SauberF1

Гуру
Регистрация
28 Май 2017
Сообщения
5,835
Благодарности
3,496
Адрес
Moscow
Автомобиль
Tiguan NF
Замена задних тормозных колодок

Комплектующие (PR-1KU, 2EM):
  • 1 комплект тормозных колодок для дисковых тормозов – 3Q0698451F или 3Q0698451D (по каталогу отличаются страной назначения, вторые – для Северной и Южной Америк, я взял именно их, т.к. были у продавца, хотя пробиваются по ВИНу первые – с буквой «F»).
Инструмент:
  • Ключ с битой с шестигранником на 7 мм
  • Динамометрические ключи (с диапазонами, включающими значения 35 и 140 Н·м)
  • Устройство для возврата поршня в исходное положение VAG T10145 или АвтоDело 40402, или Дело техники 820001, или аналогичное
  • Устройство для прокачки тормозов или шприц (вполне достаточно на 10 мл) и тара (бутылка или канистра) для тормозной жидкости
  • Диагностический адаптер (например, VAS 5054A + ODIS)
  • Противооткатные упоры
  • Защита лица и глаз (работа с пружиной)
  • Перчатки резиновые/тканевые
  • Очиститель тормозов (например, быстрый очиститель Liqui Moly 1900)
  • Щётка
  • Ветошь/салфетки из нетканого материала (рулон)
Общие замечания:

Процедура и комплектующие описаны для тормозов машин с двигателем 1.4TSI (PR-1KU, 2EM) с суппортами FNc-M42 (16”) и диаметром поршня 42 мм, диаметром тормозного диска 300 мм. Хотя они, вроде, везде одни и те же.

Колодки всегда меняются попарно на обоих колёсах оси.

Тормозной шланг не откручивается при замене колодок.

Тормозные колодки направленные (!). Если брать оригинал (это будет, вероятнее всего, ATE), на каждой из колодок будет стрелка с направлением вращения тормозного диска при движении машины вперёд. Изначально я этому не придал значения и только когда уже закончил одно колесо и приступил ко второму, увидел эту самую стрелку направления. Таким образом, все четыре колодки в комплекте, как бы, разные – две с пружинами (внутренние) и две без пружин (наружные) и все с указанным направлением.

Якобы такая направленность помогает избежать скрипов и посторонних звуков, возможно, это также как-то обусловлено конструкцией поджимных пружин. Сами фрикционные накладки, насколько я посмотрел, симметричные. В итоге я всё поставил правильно, поэтому, что будет в случае ошибки, сказать не могу.

Кроме стрелок, на колодках (например, у других производителей) может быть серповидная прорезь – она должна устанавливаться навстречу набегающей поверхности тормозного диска при движении машины вперёд.

51133537896_3d9c7f6ee2_o.jpg


Толщина накладок на новых колодках 11 мм.

Датчиков износа на задних колодках нет.

Предел износа накладок 2 мм (без учёта задней пластины, на рисунке – величина «а»). Определяется визуально через отверстия в колёсном диске при помощи зеркальца и фонарика, либо с демонтажом колеса.

51134654870_59ffd7cf2c_o.jpg


Разборка:

Монтажное положение многорычажной подвески

1 – тормозной суппорт; B – многорычажная подвеска

Если колодки планируется использовать повторно, необходимо отметить их расположение, чтобы установить их обратно на прежнее место, иначе эффект торможения будет неравномерным.

51134315519_25ee4f64d1_o.jpg


Не отсоединять разъёмы двигателей стояночного тормоза.

Электромеханический стояночный тормоз не задействован.

Если работать планируется на домкрате, то обязательно подложить противооткатные упоры под оба передних колеса в обоих направлениях, потому что «паркинг» не фиксирует машину жёстко аналогично ручнику. Сам я, например, при замене колёс никогда не пользуюсь упорами, но тут другой случай – их применение обязательно, если машина стоит на земле!

Снять колеса задней оси.

Поршни электромеханического стояночного тормоза необходимо переместить назад с помощью диагностического прибора автомобиля. Я делал это при помощи ODIS – там в ведомых функциях 03 блока (тормозная система) есть соответствующая программа, всё просто и понятно. Насколько я знаю, VCDS aka «Вася диагност» тоже прекрасно справляется с этой задачей, как и другие адаптеры.

Перед тем, как установить поршни в исходное положение, необходимо удалить тормозную жидкость из бачка с тормозной жидкостью. В противном случае, если тормозная жидкость доливалась, она может вытечь и вызывать повреждения.

Насколько я понимаю, непосредственно поршни диагностическим адаптером не разводятся, а отводится только «внутренний» толкатель. Но на всякий случай перед процедурой я откачал некоторое количество, это так или иначе всё равно придётся делать, когда поршни будут вдавливаться уже механически.

Отвести поршни назад с помощью диагностического прибора автомобиля.

Внимание! Опасность травмирования из-за натянутой удерживающей пружины. Удерживающая пружина может выскочить и вызвать травмы глаз и кожи.

Это разумное предупреждение из официального руководства, однако данная пружина, на мой взгляд, особо никуда выстрелить не может. Но лучше перестраховаться и использовать средства защиты – как минимум, очки.

Держать удерживающую пружину одной рукой.

51133756078_f6bd2f9760_o.jpg


Вынуть стопорную пружину 1 тормозных колодок из тормозного суппорта – стрелка с помощью отвёртки А. Другой рукой взяться за удерживающую пружину.

51133756068_cd607458e4_o.jpg


Снять заглушки – стрелки. Заглушки, если что, это – маленькие пластиковые грибки на конце резинки, а не сама вся резинка. Особенно легко снимаются, если поддеть отверткой.

Отвинтить оба направляющих пальца от тормозного суппорта с помощью головки с шестигранником на 7 мм.

51134654625_10b26772ef_o.jpg


Тут надо отметить, что доступ к этим винтам не очень удобный, особенно к верхнему, рядом с которым лежит тормозная трубка, да ещё и в дополнительном резиновом кожухе. Так что запасайтесь удлинителями и ключами разного калибра на всякий случай. Ещё один нюанс: в наборах шестигранная бита на 7 мм обычно уже идёт в линейке увеличенных – под квадрат 1/2", что ни разу не упрощает задачу и тяжело в первую очередь именно с верхней направляющей.

Снять, покачивая, тормозной суппорт 1 и закрепить его тросом А, чтобы вес тормозного суппорта не давил на тормозной шланг и не повредил его. Во время демонтажа суппорта – убедиться, что направляющие пальцы полностью выкручены и их резьбовые концы вышли из отверстий в направляющей скобе, не мешая суппорту.

51134315474_485d27818a_o.jpg


По факту там особой свободы шланг и провода от датчика АБС и стояночного тормоза не дают, так что подвязывать ничего не обязательно, можно просто положить суппорт на продольный рычаг, он там будет надёжно зафиксирован без избыточного натяжений шланга и проводов.

Обратить внимание на настройку поршней с помощью диагностического прибора автомобиля! Толкатель стояночного тормоза в поршне установлен без жёсткого зацепления. Это означает, что поршень можно только выталкивать, но нельзя втягивать. Втягивается только сам толкатель.

Поэтому после освобождения поршня с помощью диагностического прибора автомобиля необходимо толкнуть поршень назад с помощью приспособления 1 (я использовал АвтоDело 40402 – работает отлично, пользоваться вполне удобно). Не забываем перед этим откачать немного тормозной жидкости, если не сделали этого ранее.

51134654610_6dba8dfa92_o.jpg


Снять тормозные колодки 2 и 3.

Чистка:

Внимание! Опасность для здоровья из-за токсичной пыли от тормозной системы. Необратимое отложение пылевых частиц в лёгких. Возможно нарушение дыхания. Никогда не продувайте тормозную систему сжатым воздухом!

Тщательно очистить контактные поверхности тормозных колодок на направляющей скобе, удалите коррозию. Очистить тормозной суппорт. Для очистки тормозного суппорта использовать только спирт.

Лично я, чтобы не разводить лишнюю пыль, просто прошёлся очистителем тормозов и салфеткам. Металлической щёткой тереть не стал, хотя это желательно сделать, потому что коррозии и прочих грязевых наростов на элементах тормозной системы предостаточно.

Сборка:

Вставить тормозные колодки 2 внутрь и 3 снаружи в направляющую тормозов. С пружиной – внутренняя. Не забываем про направленность колодок. В руководстве упоминаний литиевой смазки нет, но поскольку у меня она была, я места контакта колодок с направляющей скобой смазал – G052150A2.

Закрепить тормозной суппорт. Момент затяжки направляющих – 35 Н·м.

Тут лично меня ждало некоторое разочарование. Вообще, значение момента само по себе немного дурацкое, т.к. часто ключи до 30 и от 40 Н·м, что и было у меня. Но это только полбеды. Главное – подлезть нормально с динамометрическим ключом туда почти нереально, по крайней мере при работе на поддомкраченной машине. Так что тупо тянем со всей дури, если тоже подлезть не удалось.

Вставить заглушки – стрелки.

51133537676_7811a6455b_o.jpg
 

SauberF1

Гуру
Регистрация
28 Май 2017
Сообщения
5,835
Благодарности
3,496
Адрес
Moscow
Автомобиль
Tiguan NF
Вставить стопорную пружину тормозных колодок в отверстие тормозного суппорта – стрелка. Пружина поджимает суппорт к скобе – вставить неправильно трудно, но возможно, нужно обратить внимание, чтобы уши по краям зашли за выступы на направляющей скобе. Ну и не забываем про безопасность – использовать защиту глаз и делать аккуратно, чтобы ничего никуда не отскочило.

Убедиться, что удерживающая пружина правильно сидит в отверстиях на суппорте тормоза.

Если какие-либо детали повреждены, то их лучше заменить. Направляющий палец – 251615219; пружина – 8V0615269; 1 комплект направляющих втулок – 8V0698647 (включает только резинки и грибковые заглушки по 2 шт.).

После того, как поршни подвинуты с помощью диагностического тестера автомобиля, необходимо выполнить базовую настройку тормозной системы.

Это выдержка из официального руководства, но я никакой базовой установки не производил, а лишь вернул поршни в исходное положение при помощи той же ведомой функции, что и разводил их. Думаю, этого достаточно, никакие дополнительные действия не требуются, ошибок нет.

Установить колёса.

Оказывается, в официальном руководстве по ремонту прописана целая процедура правильной установки колёс.

Перед установкой очистить центровочное отверстие на диске и центровочный поясок на ступице. Кистью нанести воск на центрующее отверстие диска для предотвращения коррозии. Убедиться, что воском не покрыта привалочная поверхность диска, это может привести к загрязнению тормозных механизмов во время движения и, как следствие, снижению эффективности тормозов.

Внимание! Колёсные болты, привалочная поверхность диска/ступицы колеса и резьбы в ступице колеса не должные смазываться воском. Никогда не обрабатывать резьбу колёсных болтов смазками или антикоррозийными средствами! Затягивать колёсные болты крест-накрест. Момент затяжки колёсных болтов 140 Н·м.

После замены тормозных колодок проверить уровень тормозной жидкости. На долив, если что, тормозная жидкость – B000750M1 (0,25 л) или B000750M3 (1,0 л).

Итог:

Процедура довольно простая, но со своими особенностями. Обязательно нужен диагностический адаптер. Необходимо фиксировать машину, чтобы не укатилась. Опять же я разочарован, что в официальном руководстве нет ни слова про направленность колодок. Не знаю, насколько это важно, но нужно делать правильно – обратите на это внимание. Ну и естественно, после замены колодок их нужно притереть и обкатать. Сначала эффективность торможения может быть снижена, а дозирование тормозного усилия затруднено. По новой машине многие должны быть знакомы с этими эффектами. В общем, будет примерно то же самое. В случае с задними колодками данные проявления окажутся по естественным причинам менее яркими, чем в случае с передними, но гусарствовать первое время в любом случае не стоит.

Рекомендую также перед заменой колодок оценить состояние тормозных дисков и заменить их тоже сразу при необходимости. Процедура замены описана в отдельной теме.

PDF-файл на Яндекс.Диске
 

SauberF1

Гуру
Регистрация
28 Май 2017
Сообщения
5,835
Благодарности
3,496
Адрес
Moscow
Автомобиль
Tiguan NF
Дисклеймер:

Тема и файл созданы в целях обсуждения вопроса самостоятельного обслуживания автомобиля и обмена опытом. Все действия и операции с автомобилем вы выполняете на свой страх и риск, следуя рекомендациям из опубликованной мной информации или нарушая их. За любой ущерб, прямо или косвенно, сразу или через некоторое время причинённый вследствие ремонтных работ, проводимых согласно данным руководствам, автомобилю, людям или иным объектам, несёте ответственность только вы сами. Хотя я старался строить описание работ на базе официальных данных концерна из ELSA, они всё же являются моим личным трактованием на основе собственного опыта и перевода немецких текстов, так что возможны ошибки и неточности, в т.ч. критически важные для правильного функционирования агрегатов автомобиля. Поправки и альтернативные точки зрения приветствуются, однако, как топикстартер, прошу не разводить мракобесие и отталкиваться в первую очередь от официальных предписаний завода-изготовителя и подкреплённого техническими фактами опыта.
 

Kriptonoviy

Участник
Регистрация
17 Мар 2020
Сообщения
498
Благодарности
170
Адрес
Екатеринбург
Автомобиль
Прадик 120 koni raid, лифт OME и Тигуан II koni sport трахтур
Поменял задние колодки без сканера. Достаточно открутить два болта (шестигранник на 5) крепления мотора электроручника снять мотор и головкой Е10 вручную по часовой стрелке подвинуть шток
 

Вложения

  • IMG_20210814_115933987~2.jpg
    IMG_20210814_115933987~2.jpg
    95.5 KB · Просмотры: 238

SauberF1

Гуру
Регистрация
28 Май 2017
Сообщения
5,835
Благодарности
3,496
Адрес
Moscow
Автомобиль
Tiguan NF
Там по снятию этого мотора целая процедура, есть какие-то нюансы, если правильно помню. Но тоже вариант, наверное. Спасибо за такую информацию.
 

Юрген78

Заинтересовавшийся
Регистрация
16 Окт 2018
Сообщения
79
Благодарности
23
Адрес
Северодвинск
Автомобиль
Тигуан 2;City;1.4;4motion

Tchka

Заинтересовавшийся
Регистрация
4 Ноя 2018
Сообщения
39
Благодарности
2
Адрес
Люберцы
Автомобиль
VW
Расскажу свой опыт - пробег 42000 - на сто сказали пора менять колодки (задние), передних еще на 5к хватит примерно. Чтож думаю - позвоню официалам в кой то веке. Звоню: обьявляют без учета скидок (о боги 15 процентов до 11 утра и 10 после каких то вечера) - 27358 руб. колодки в круг (перед и зад). VW центр в люберцах. Из них работа 11160р, передние колодки - 8243р, задние - 6703р, смазка пластичная для направляющих суппорта - 600р, болты передних колодок 652р.
Сказать что я о...л - ничего не сказать. Позвонил в евроавто - 4600 колодки ремса (не самое г но и не самый топ - на уровне феродо). Вобщем через 3 дня колодки были у меня. На сервисе у дома (где поднимали машину и диагностировали износ колодок) менять их отказались - х..е мое - не можем развести ручник - программа не работает. (а так замена 800р за сторону). В итоге расчехлил свой кабель, достал ноут соседа, к которому этот кабель был в свое время лицензирован 3 года назад и развел колодки. Кабель от автоадаптер.ру - последняя их версия блоки машины видит через один (о ужас). Древняя версия vcds 18.9.1 - блоки видит, но 53 блок электроручника не видит в упор - говорит не ответа от контроллера. После часа мучений и метода научного ощупывания - нашел электроручник в блоке ESP/ABS (помоему 3 блок - могу ошибаться) - вот там в базовых настройках вход в режим замены колодок и выход из него же. И вуаля - зажужжали моторчики - колодки вошли в сервисный режим. Итого 4600р + пара бутылок пива и час времени на неторопливую замену - пластичная суперсмазка - обычная графитка в количестве пары "шлепков майонезных", болты - родные целые, шестигранник на 7 в помощь (ни о какой выработке или перетягивании оных речи нет - усилия смешные, моменты тоже), железной щеткой тиранул что можно было. Ах да забыл - вместо сверхключа за 1000р для разводки поршня использовал монтажку из комплекта для отворачивания колес (вместе с запаской лежит) - усилие детское- монтажка упирается в суппорт, дугой упирается в поршень и ооочень ненапряжно все разжимается в течении секунд 15 примерно - не понимаю смысл таких под...ок после своего опыта замены.
 

Tchka

Заинтересовавшийся
Регистрация
4 Ноя 2018
Сообщения
39
Благодарности
2
Адрес
Люберцы
Автомобиль
VW
4600 колодки и перед и зад надо понимать. Перед с датчиками.
 

Мастадонт

Завсегдатай
Регистрация
13 Авг 2015
Сообщения
687
Благодарности
352
Адрес
Нижний Новгород
Автомобиль
Tiguan TDI cbab 2.0 2009 г.был стал Tiguan HL TDI offroad 2017

Tchka

Заинтересовавшийся
Регистрация
4 Ноя 2018
Сообщения
39
Благодарности
2
Адрес
Люберцы
Автомобиль
VW

Tchka

Заинтересовавшийся
Регистрация
4 Ноя 2018
Сообщения
39
Благодарности
2
Адрес
Люберцы
Автомобиль
VW
Вернее работает, только в упор не видит блок настройки блока абс отвечающие за разводку колодок.
 

Мастадонт

Завсегдатай
Регистрация
13 Авг 2015
Сообщения
687
Благодарности
352
Адрес
Нижний Новгород
Автомобиль
Tiguan TDI cbab 2.0 2009 г.был стал Tiguan HL TDI offroad 2017
Вернее работает, только в упор не видит блок настройки блока абс отвечающие за разводку колодок.
У нас(на платформе MQB отсутствует 53-тий блок, который заведует Электромеханическим ручником.Всё делается через 03 — Электроника тормозной системы в 04-базовые параметры...
 

SauberF1

Гуру
Регистрация
28 Май 2017
Сообщения
5,835
Благодарности
3,496
Адрес
Moscow
Автомобиль
Tiguan NF
У меня же в описании процедуры указано, что я делал через 03-й блок. :Scratch One S Head1:
 

Tchka

Заинтересовавшийся
Регистрация
4 Ноя 2018
Сообщения
39
Благодарности
2
Адрес
Люберцы
Автомобиль
VW
так последняя версия vcds (отвязанная от привязки к компам) отказывалась видеть настройки именно 03 блока.
 

Kriptonoviy

Участник
Регистрация
17 Мар 2020
Сообщения
498
Благодарности
170
Адрес
Екатеринбург
Автомобиль
Прадик 120 koni raid, лифт OME и Тигуан II koni sport трахтур
Для статистики: задняя правая внутренняя стерлась, остальные три как новые
 

Вложения

  • IMG-20210814-WA0007~2.jpeg
    IMG-20210814-WA0007~2.jpeg
    96.9 KB · Просмотры: 163

Val_75

Заинтересовавшийся
Регистрация
26 Авг 2017
Сообщения
40
Благодарности
195
Адрес
Подольск
Автомобиль
Tiguan II 1,4 TSI 150 4Motion
Пробег 80 000 км. Износ равномерный.

01.jpg 02.jpg
 

ToxaL

Заинтересовавшийся
Регистрация
14 Сен 2017
Сообщения
79
Благодарности
75
Адрес
С-Пб
Автомобиль
Tiguan II CL 2.0TDI
На 75,6 т.км поменял передние, заодно решил поменять и задние, хотя с задними до весны можно было подождать. Фото этикетки новых и остаток на старых, слева направо, как стояли.
!20211127_174335.jpg
Износ практически равномерный. Метки направления на новых колодках отсутствовали, в коробке лежали совершенно одинаковые 2 внутренних и 2 наружных.
Для разведения электропривода ручника использовал OBD-11. В нем эту процедуру можно сделать как за кредиты, так и напрямую: 3 Блок - Базовые настройки - далее из списка выбрать вход или выход из режима замены колодок, после чего можно услышать жужжание моторчиков. Жидкость из бачка не отсасывал, хотя перед задними колодками менял передние, а там объем в цилиндрах больше, но после каждого колеса заводил мотор и прокачивал педаль. В результате уровень превысил максимум, но до крышки еще далеко. Обычно я утапливал поршень струбциной, но здесь такой большой у меня не оказалось, использовал простейшее приспособление болт - гайка - огромная шайба. Площадки суппортов зачистил и смазал имеющейся у меня спец.смазкой, резьбу на направляющих пальцах смазал графиткой. Тем, кто натягивал пружины на барабанные тормоза жигуля, снятие/установка этой пружины не составит никаких проблем, а может, и никому не составит.
 
Последнее редактирование:
  • Сказать "Спасибо"
Благодарности: bromide
Сверху Снизу