Ликвидатор подводных лодок: на что способен крейсер «Москва»
По карте походов этого корабля можно изучать географию планеты. Десятки тысяч миль морских путешествий для него - обычная ежегодная практика.
С именем столицы
Быть на ЧФ и не побывать на гвардейском ракетном крейсере «Москва» - значит не увидеть всей силы и мощи этого флота. Грациозная осанка корабля восхищает, а суровый вид расположенных на его борту оружейных комплексов не оставляет сомнений в серьезности предназначения. Владельцы севастопольских прогулочных катеров непременно включают в свои экскурсионные туры прогулку у якорной стоянки российского крейсера. Cтоит такая услуга от полутора тысяч рублей за 40-минутное путешествие.
Построенный в конце 70-х годов прошлого столетия этот крейсер, к великому счастью, не постигла горькая участь иных военных кораблей, павших в годы постперестроечной неразберихи жертвами безденежья и слабоволия властей. Корабль в прямом смысле остался на «плаву», сохранив и свой боевой потенциал, и свои традиции.
В 1990 году «Славу» (так крейсер назвали сразу после постройки) поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые 8 месяцев превратились в 8 с половиной лет… Финансирование не поступало, и крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Средства для окончания ремонта предоставили тогда власти российской столицы. Лишь в 1999 году корабль вновь удалось вернуть в море. И уже - под новым именем.
Сегодня за кормой «Москвы» - многочисленные боевые службы, дальние походы, выполнение ответственных задач в различных регионах планеты. Достаточно перечислить только некоторые эпизоды его биографии: участие в обеспечении встреч глав СССР и США на острове Мальта в 1988 году, заходы в международные порты, выполнение боевых стрельб, участие в масштабных маневрах, в том числе совместных международных. В 2005 году именно этому кораблю была доверена почетная миссия доставить из французского порта Ментон в Новороссийск прах последнего морского министра Российской империи адмирала Ивана Григоровича. А осенью прошлого года гвардейский ракетный крейсер в очередной раз находился на боевой службе в Средиземном море.
Серьезной проверкой для «Москвы» стало участие в обеспечении операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года. Крейсер действовал тогда в составе корабельного соединения разнородных сил. Севастопольцы встречали вернувшийся из похода к берегам Абхазии российский корабль цветами и восторженными овациями. А в марте 2014 года крейсер совместно с другими кораблями Черноморского флота осуществлял блокаду украинских ВМС на Донузлаве.
Аргументы, с которыми не поспоришь
Гвардейские ленточки на своих бескозырках матросы и старшины «Москвы» носят с 1998 года. Флаг и гвардейское звание крейсер получил от выведенного из состава ЧФ гвардейского сторожевого корабля «Красный Кавказ». Сегодня основным предназначением ракетного крейсера является придание боевой устойчивости группировкам Военно-морского флота, находящимся в океанской зоне, уничтожение авианосных ударных групп противника. «Москва» - флагман Черноморского флота, единственный в составе ЧФ гвардейский корабль.
По своим тактическим характеристикам корабль способен наносить ракетные удары как по морским, так и по воздушным целям, а также по береговым объектам, уничтожать подводные лодки, оказывать огневую поддержку при проведении десантных операций. Вооружение крейсера впечатляет: здесь и ударные комплексы «Базальт» или «Вулкан» (16 крылатых ракет дальностью стрельбы до 550 километров), и зенитно-ракетные комплексы С-300Ф «Форт» (8 пусковых установок, боекомплект – 64 ракеты) и «Оса» (2 установки с 48 ракетами), и автоматические артиллерийские установки АК-130 и АК-630, и торпедные аппараты, и реактивные бомбометные установки. Кстати, корабельная 130-мм артустановка АК-130, принятая на вооружение еще в 1980-х годах, по сию пору остается самой мощной корабельной артиллерийской системой в мире. Двуствольная конструкция и высокая скорострельность позволяют обеспечить максимальную эффективность огня и гарантированное поражение даже бронированных целей.
Есть также радиолокационный и гидроакустический комплексы, комплекс постановки пассивных помех. Авиация представлена вертолетом Ка-27, для которого на крейсере есть ангар. Корабль и сегодня, спустя 4 десятка лет после постановки в боевой строй, выглядит уверенно. Добавим, что при своих 11,5 тысячах тонн водоизмещения и внушительных размерах (187,5 метров длины и 20,5 метров ширины) он развивает скорость в 32 узла. Добавьте сюда неограниченную мореходность, солидный запас автономности, мощное вооружение. Такому «путнику» всегда уступят дорогу на морских маршрутах - с его «аргументами» не поспоришь.
Служба меряется океанами
Чтобы рассказать о таком корабле, как «Москва», мало короткой экскурсии. Здесь надо пробыть не один день, а еще лучше - сходить в составе экипажа в дальний поход, чтобы хоть немного прочувствовать дух военно-морского ремесла, напитаться флотскими традициями, понять смысл и высокое предназначение службы военных моряков.
«Москва» постоянно задействована в мероприятиях боевой учебы, в походах, в выполнении ответственных задач. За кормой корабля - полтора десятка морей, три океана – Тихий, Атлантический и Индийский. Относительно недавно «Москва» участвовала в очередном оперативно-стратегическом учении, где совместно с крейсером «Петр Великий» (о боевых возможностях этого корабля мы тоже рассказывали) в составе группировки отрабатывала вопросы реального применения сил ВМФ. Были выполнены упражнения ракетных стрельб главным ракетным комплексом, произведен двухракетный залп по плавучей мишени, которую имитировала списанная плавмастерская. Обе ракеты поразили цель с высочайшей точностью. Во время перехода к месту проведения ОСУ и обратно крейсер осуществил визиты в порты иностранных государств - Омана, Индии, Филиппин. В Маниле на борту крейсера российской посол провел прием для глав дипломатических миссий государств, находящихся в этой стране. В ходе дальнего перехода были также выполнены артиллерийские стрельбы совместно с кораблями ВМС Индии, отработаны вопросы связи с ВМС ряда государств.
Корабль посещал с деловыми заходами Лиссабон, Гавану, Коломбо (Шри-Ланка), Коринто (Никарагуа), Ла-Гуайру (Венесуэла), десятки других портов по всему миру. А буквально на днях гвардейский ракетный крейсер возглавил группу кораблей российского ВМФ в составе сторожевого корабля «Ладный», больших десантных кораблей «Александр Отраковский» и «Александр Шабалин», а также спасательно-буксирного судна и ракетного корабля на воздушной подушке «Самум», которая примет участие в совместных учениях с Военно-морскими силами Национально-освободительной армии Китая «Морское взаимодействие-2015» в Средиземном море. Планом учений намечена насыщенная программа, в том числе пройдет и практическая отработка задач боевой учебы в открытом море.
Храм под палубой
Условия на «Москве» не то чтобы спартанские, но и санаторными их не назовешь. Личный состав размещен в многоместных кубриках, офицеры - в одно-двухместных каютах. Шконки (кровати по-морскому) в два яруса, минимальный набор удобств - только самое необходимое. Впрочем, моряки на бытовые трудности не сетуют. Личный состав на корабле загружен постоянно, и это тоже одна из особенностей службы на флоте.
На борту крейсера действует корабельный храм, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В небольшой каюте, переоборудованной под церковное помещение, совершаются богослужения, проводятся обряды. Сюда приходят моряки за Божьим словом, за советом. «Сегодня на флоте более 90 процентов новобранцев указывают, что они верующие, причём подавляющее большинство являются православными. И наша задача - создать условия, чтобы и во время флотской службы, в том числе в дальних походах, у этих ребят была возможность посещать храм», - поделился помощник командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими протоиерей Александр Бондаренко.
По словам отца Александра (кстати, отставного морского офицера, капитана 2 ранга), в статусе священника ему приходилось несколько раз участвовать в дальних походах. Протоиерей Александр уверен, что в таких условиях служитель церкви особенно нужен людям. «Нахождение длительный период в море, в условиях замкнутого пространства у многих вызывает психологические трудности, - говорит священнослужитель. Наша задача - создать в воинских коллективах обстановку семьи. Кроме того, священник зачастую выступает в качестве передаточного звена между матросами и командиром. Не раскрывая тайну исповеди, он принимает меры для того, чтобы сгладить острые углы, разрядить обстановку, решить какой-то вопрос частного характера».
Автор: Дмитрий Сергеев.
Фото: автора и Минобороны России.
https://www.youtube.com/watch?v=ujH86dcTrbU