Время для некоторой теории игр, иранское издание
Возможно, вас не успокоит тот факт, что надежды на мир в Персидском заливе и, возможно, в других местах основываются на разумном поведении президента Дональда Трампа и верховного лидера Ирана Али Хаменеи. Но это так!
Со своей стороны Хаменеи должен знать, что Иран сильно пострадает в военном конфликте с США, пишет Хусейн Ибиш. Это помогает объяснить, почему страна набросилась на США с помощью прокси-серверов и косвенных атак. Неожиданное убийство Трампом командующего Силами Кудс Кассема Солеймани должно убедить Хаменеи в том, что ответные меры приведут к еще более драматическим потерям, утверждает Хусейн.
С другой стороны, у нас есть многолетние доказательства того, что Хаменеи руководствуется больше идеологией и паранойей, чем разумом, пишет Бобби Гхош. Рациональный актер уже давно предпочел бы разбогатеть, например, продавая нефть, а не упрямо идти по пути превращения в нищее государство-изгоя.
Так как же Иран может отомстить? Нападение на нефтепроводы и саудовские объекты в прошлом году не сильно и ненадолго подняло цены на нефть. Но рынок с тех пор ужесточился, сделав такие атаки еще более эффективным оружием, пишет Джулиан Ли. Конечно, санкции мешают Ирану продавать свою собственную нефть и пользоваться преимуществами скачков цен, делая все это насилие саморазрушительным. Но ведь именно так сказал бы чисто рациональный актер.
Что касается Трампа, его предупреждение о том, что он может нацелиться на иранские культурные объекты, возможно, было блефом, но это также было угрозой военного преступления. Это, безусловно, была бы плохая политика, пишет Тайлер Коуэн. Но хвастовство Трампа подчеркивает, что американские варианты тоже ограничены: более целенаправленные убийства были бы предпочтительнее, скажем, бомбардировки Персеполя, но оба варианта в конечном счете будут иметь обратный эффект, пишет Тайлер. Непреднамеренные последствия уже распространились после смерти Солеймани, пишет Джеймс Ставридис, и у Трампа, похоже, нет стратегии борьбы с ними.
Мы также должны задаться вопросом, как Трамп видит войну, влияющую на его шансы на переизбрание. Еще в 2011 и 2012 годах он часто предупреждал, что тогдашний президент Барак Обама начнет войну с Ираном, чтобы помочь своей собственной заявке на переизбрание. Может ли это означать, что Трамп думает, что это действительно хорошая идея? Война, конечно, не поможет Трампу политически, пишет Джонатан Бернстайн. Даже решительная победа в войне в Персидском заливе не дала Джорджу Бушу - младшему второго срока. Поэтому мы должны спросить: является ли Трамп рациональным, и какой выбор сделал бы рациональный Трамп?