Shadi
Гуру
Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме
Адрес Троицкого монастыря в Муроме: Владимирская область, г. Муром, пл. Крестьянина, 3А
Главный храм Муромского Троицкого монастыря — Свято-Троицкий собор (1643 г.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской. В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.
Богослужения в Троицком соборе Троицкого Муромского монастыря совершаются ежедневно. Божественная литургия начинается в 6.30, вечерняя служба — в 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим. В воскресные дни Божественная литургия начинается в 7.00. После Литургии перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.
Свято-Троицкий женский монастырь был основан в XVII веке, в 1643 г. тщанием богатого муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым, или Цветным. Происхождение его прозвища неясно; некоторые источники утверждают, что оно пошло от его торговли москательными товарами, в том числе красками. После того, как купец разбогател, он вместе с некоторыми другими муромскими купцами был по указу царя Михаила Федоровича переведен в «московскую сотню» и должен был переехать жить в Москву, но родной город не забывал. В старости Тарасий-Богдан Цветнов возвратился в Муром и принял постриг в Благовещенском монастыре, где им была написана «Повесть о Виленском кресте», посвященная одной из главных святынь Троицкого монастыря.
Место, на котором был основан монастырь, в древности называлось Старым Вышним Городищем. Здесь, по преданию, муромский князь Константин поставил деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, первых русских святых. Позднее, в 1351 г., на этом месте была выстроена деревянная шатровая Троицкая церковь.
В 1642 г. вместо деревянной на торговой площади начали строить каменную церковь Пресвятой Троицы. Это был первый в Муроме храм, построенный в стиле «русского узорочья». После строгих, аскетических гладких стен древних соборов жители были изумлены богатым декором новой церкви. Ее стены украшали не только резные фигуры, но и изумительные по красоте поливные изразцы с изображением диковинных растений и птиц, драконов, конных воинов в шлемах… Барабаны всех пяти глав храма были резными, окруженными кокошниками. Высокие кокошники венчали также и стены четверика храма. Собор несколько раз перестраивался и расширялся: 1786 г. были расширены паперть и галерея, в 1810 г. пристроен Скорбященский придел.
Вскоре после постройки храма Тарасий (Богдан) Цветнов получил разрешение основать здесь и монастырь. Таким образом, Троицкая церковь стала монастырским собором, а вокруг нее широко развернулось строительство. В 1648 г. были выстроены шатровая надвратная Казанская церковь и шатровая же колокольня рядом с ней. Эта пара шатров необычайно украшает монастырь: по убранству они едва ли не превосходят собор.
Этому муромскому монастырю, как и другим, покровительствовала царская семья. В 1663 г. он получает грамоту от Алексея Михайловича, в которой говорится, что монастырь получает во владение бобыльские дворы у монастыря, а игумения освобождается от всяких податей за эти дворовые места.
После ухода в Благовещенский монастырь Богдан Цветнов написал «Повесть о Виленском кресте», посвященную тому, как в Троицком монастыре появилась эта святыня. В повести рассказывается, что к нему, еще торговому человеку, в дом пришел некий человек по имени Василий, и принес великолепный по красоте крест, серебряный, окованный золотом и украшенный драгоценными камнями.
Этот крест Василий нашел при взятии русскими войсками города Вильно (нынешний Вильнюс) и хранил у себя, пока небесный глас не приказал ему отнести сей крест в Муром, к человеку по имени Богдан Цветнов, с тем, чтобы тот передал его в Троицкий монастырь. Так и было сделано. Сейчас Виленский крест хранится в муромском краеведческом музее, но его планируется возвратить в монастырь.
В 1805 г. пожар уничтожил деревянную монастырскую ограду, и спустя два года вместо нее на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой начала строиться новая каменная ограда с красивыми шатровыми башенками. А в 1865 г. почетный гражданин Алексея Васильевича Еpмакова пожертвовал средства для строительства на территории монастыря каменной надкладезной часовни, в котоpую пpовели воду из городского водопровода, построенного незадолго до этого также Ермаковым. К сожалению, сейчас состояние часовни неутешительное, она постоянно просаживается.
Советское время оказалось для Троицкого монастыря очень тяжелым. Уже в 1918 г. монастырские корпуса были заняты под рабочие квартиры, а в 1921 г. монастырь был закрыт. В 1930-х гг. здания монастыря были переданы военному ведомству и использовались каксклады и архив. В 1941 г. Троицкий собор отдали артели им.Крупской под сапожную мастерскую, а в 1960-х гг. в корпусах снова устроили коммунальные квартиры.
Только в 1970-х гг. ансамбль Троицкого монастыря был признан памятником архитектуры и поставлен на государственную охрану. Сюда в 1980-х гг. из села Пьянгус Меленковского района была перенесена деревянная церковь Сергия Радонежского, 1715 г. постройки.
В 1990-х гг. Троицкий монастырь стал первой женской обителью, возобновленной во Владимирской области. При монастыре действует приют для девочек, под названием «Надежда». Как и многие православные приюты, он начался с того, что при монастыре оказалось несколько детей, которым просто некуда было пойти. И в 2001 г. приют получил все необходимые официальные документы; теперь дети, воспитывающиеся в нем, получают все те же права, которыми пользуются при выпуске воспитанники государственных детдомов.
После открытия обители сюда из соседнего Благовещенского мужского монастыря перенесли мощи муромских святых Петра и Февронии. Рака с мощами изначально стояла в главном городском соборе – Рождественском, к сожалению, ныне разрушенном. После сноса собора мощи передали музею, где они и хранились до 1990-х гг.
Петр и Феврония.
После этого их на некоторое время перенесли в Муромский Благовещенский монастырь, а потом передали Троицкому, где они теперь и находятся. Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.
Фотоальбом Троицкого монастыря
Адрес Троицкого монастыря в Муроме: Владимирская область, г. Муром, пл. Крестьянина, 3А
Главный храм Муромского Троицкого монастыря — Свято-Троицкий собор (1643 г.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской. В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.
Богослужения в Троицком соборе Троицкого Муромского монастыря совершаются ежедневно. Божественная литургия начинается в 6.30, вечерняя служба — в 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим. В воскресные дни Божественная литургия начинается в 7.00. После Литургии перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.
Свято-Троицкий женский монастырь был основан в XVII веке, в 1643 г. тщанием богатого муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым, или Цветным. Происхождение его прозвища неясно; некоторые источники утверждают, что оно пошло от его торговли москательными товарами, в том числе красками. После того, как купец разбогател, он вместе с некоторыми другими муромскими купцами был по указу царя Михаила Федоровича переведен в «московскую сотню» и должен был переехать жить в Москву, но родной город не забывал. В старости Тарасий-Богдан Цветнов возвратился в Муром и принял постриг в Благовещенском монастыре, где им была написана «Повесть о Виленском кресте», посвященная одной из главных святынь Троицкого монастыря.
Место, на котором был основан монастырь, в древности называлось Старым Вышним Городищем. Здесь, по преданию, муромский князь Константин поставил деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, первых русских святых. Позднее, в 1351 г., на этом месте была выстроена деревянная шатровая Троицкая церковь.
В 1642 г. вместо деревянной на торговой площади начали строить каменную церковь Пресвятой Троицы. Это был первый в Муроме храм, построенный в стиле «русского узорочья». После строгих, аскетических гладких стен древних соборов жители были изумлены богатым декором новой церкви. Ее стены украшали не только резные фигуры, но и изумительные по красоте поливные изразцы с изображением диковинных растений и птиц, драконов, конных воинов в шлемах… Барабаны всех пяти глав храма были резными, окруженными кокошниками. Высокие кокошники венчали также и стены четверика храма. Собор несколько раз перестраивался и расширялся: 1786 г. были расширены паперть и галерея, в 1810 г. пристроен Скорбященский придел.
Вскоре после постройки храма Тарасий (Богдан) Цветнов получил разрешение основать здесь и монастырь. Таким образом, Троицкая церковь стала монастырским собором, а вокруг нее широко развернулось строительство. В 1648 г. были выстроены шатровая надвратная Казанская церковь и шатровая же колокольня рядом с ней. Эта пара шатров необычайно украшает монастырь: по убранству они едва ли не превосходят собор.
Этому муромскому монастырю, как и другим, покровительствовала царская семья. В 1663 г. он получает грамоту от Алексея Михайловича, в которой говорится, что монастырь получает во владение бобыльские дворы у монастыря, а игумения освобождается от всяких податей за эти дворовые места.
После ухода в Благовещенский монастырь Богдан Цветнов написал «Повесть о Виленском кресте», посвященную тому, как в Троицком монастыре появилась эта святыня. В повести рассказывается, что к нему, еще торговому человеку, в дом пришел некий человек по имени Василий, и принес великолепный по красоте крест, серебряный, окованный золотом и украшенный драгоценными камнями.
Этот крест Василий нашел при взятии русскими войсками города Вильно (нынешний Вильнюс) и хранил у себя, пока небесный глас не приказал ему отнести сей крест в Муром, к человеку по имени Богдан Цветнов, с тем, чтобы тот передал его в Троицкий монастырь. Так и было сделано. Сейчас Виленский крест хранится в муромском краеведческом музее, но его планируется возвратить в монастырь.
В 1805 г. пожар уничтожил деревянную монастырскую ограду, и спустя два года вместо нее на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой начала строиться новая каменная ограда с красивыми шатровыми башенками. А в 1865 г. почетный гражданин Алексея Васильевича Еpмакова пожертвовал средства для строительства на территории монастыря каменной надкладезной часовни, в котоpую пpовели воду из городского водопровода, построенного незадолго до этого также Ермаковым. К сожалению, сейчас состояние часовни неутешительное, она постоянно просаживается.
Советское время оказалось для Троицкого монастыря очень тяжелым. Уже в 1918 г. монастырские корпуса были заняты под рабочие квартиры, а в 1921 г. монастырь был закрыт. В 1930-х гг. здания монастыря были переданы военному ведомству и использовались каксклады и архив. В 1941 г. Троицкий собор отдали артели им.Крупской под сапожную мастерскую, а в 1960-х гг. в корпусах снова устроили коммунальные квартиры.
Только в 1970-х гг. ансамбль Троицкого монастыря был признан памятником архитектуры и поставлен на государственную охрану. Сюда в 1980-х гг. из села Пьянгус Меленковского района была перенесена деревянная церковь Сергия Радонежского, 1715 г. постройки.
В 1990-х гг. Троицкий монастырь стал первой женской обителью, возобновленной во Владимирской области. При монастыре действует приют для девочек, под названием «Надежда». Как и многие православные приюты, он начался с того, что при монастыре оказалось несколько детей, которым просто некуда было пойти. И в 2001 г. приют получил все необходимые официальные документы; теперь дети, воспитывающиеся в нем, получают все те же права, которыми пользуются при выпуске воспитанники государственных детдомов.
После открытия обители сюда из соседнего Благовещенского мужского монастыря перенесли мощи муромских святых Петра и Февронии. Рака с мощами изначально стояла в главном городском соборе – Рождественском, к сожалению, ныне разрушенном. После сноса собора мощи передали музею, где они и хранились до 1990-х гг.
Петр и Феврония.
После этого их на некоторое время перенесли в Муромский Благовещенский монастырь, а потом передали Троицкому, где они теперь и находятся. Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.
Фотоальбом Троицкого монастыря