История фильма «Большая перемена»
У фильма «Большая перемена» легкая зрительская судьба. С первого же показа картина стала поистине народной, и с годами любовь зрителей к этому фильму не уменьшилась. Обласканная славой «Большая перемена» и сегодня собирает у голубого экрана тысячи поклонников разного возраста и поколений. Кто пробовался на главные роли в эту киноленту
Нестор Петрович – Мягков, Кононов?
Флегматичного учителя истории Нестора Петровича Северова в фильме сыграл актер Михаил Кононов.
Михаил Иванович рассказывает:
– Я готовился к другому фильму и только из-за того, что временно находился в простое, решил подработать. Прочитал сценарий и пришел в ужас. Раньше играл серьезные роли, а тут… В общем, я для себя решил, что если и эту роль осилю, значит, наверное, я хороший актер. Взяли меня сразу.
– До вас на роль пробовался Андрей Мягков.
– Думаю, в его исполнении Нестор Петрович получился бы, может, даже лучше, чем у меня. Но у режиссера было свое видение. Я считаю эту работу для себя проходной.
На самом деле кинопроба Андрея Мягкова очень понравилась худсовету. Заодно Мягков пробовался и на Ганжу, но в этом образе не убедил режиссера. В итоге Мягкову предложили остановиться на главной роли. Но тот вдруг потребовал, чтобы в фильм взяли и его супругу актрису Анастасию Вознесенскую. Это условие оказалось невыполнимым, и актер отказался играть.
Ганжа – Садальский, Збруев?
Роль обаятельного лоботряса Ганжи предлагали молодому Юрию Векслеру, ставшему потом известным кинооператором (он, прочитав сценарий, отказался играть). Пробовался и актер Александр Филиппенко.
– У меня тогда было много предложений, и эта проба стала «текучкой», – рассказал Александр Георгиевич. – Всех усаживали за парты и набирали класс для картины. «Большая перемена», конечно, суперфильм, но я ни о чем не жалею – Саша Збруев замечательно сыграл!
Когда я сказала Михаилу Кононову, что Ганжой в фильме мог стать Станислав Садальский, тот поразился: «Ганжа-Садальский – это нонсенс! Слава Богу, что он не попал!»
Заводной Садальский, как показалось, немного переигрывал. Збруев продемонстрировал более «мягкую» игру. Потому ему и отдали предпочтение. Как известно, эта роль мигом прославила актера. И хотя позже Александр Викторович ворчал, мол, надоело, что корреспонденты спрашивают его только об этой роли, но признавался, что в свое время спекулировал славой – продавцы, завидев Ганжу, отпускали ему товар без очереди.
Леднева – Гвоздикова, Крючкова?
На роль сентиментальной Ледневой, влюбившейся в учителя, пробовались Ольга Науменко, Наталья Гвоздикова, Елена Прудникова и ряд малоизвестных актрис.
Науменко уже хотели утверждать, но вмешался случай. Когда от роли Ганжи отказался Юрий Векслер, он попросил свою тогдашнюю жену Светлану Крючкову (в то время студентку школы-студии МХАТ) отнести сценарий на «Мосфильм».
На студии Крючкова в дверях столкнулась с незнакомым человеком, который неожиданно спросил: «А что вы делаете вечером?» Светлана сказала надменно: «А в чем дело?» – «Приходите репетировать». Незнакомец оказался режиссером «Большой перемены» Кореневым.
Вот что рассказывает актриса: «Режиссер мне поставил задачу: «Вы – жена Ганжи. Збруев вас втаскивает в комнату, а вы изо всех сил сопротивляетесь». Збруев меня тащит, а я чувствую, что он побеждает. И от отчаяния я его укусила за палец. Пошла кровь. Режиссер сказал: «Все! Достаточно!» Я пошла домой и по дороге расплакалась от обиды. Только я пришла домой – звонок: «Вы будете сниматься, но в другой роли». Я была потрясена!»
Так, как в песне, «мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает», Крючкову приняли на роль Ледневой, а на роль «жены Ганжи» взяли Наталью Богунову.
Для Крючковой эта киноработа стала на самом деле «большой переменой» в ее судьбе. Премьера фильма состоялась в канун выпускного вечера в школе-студии МХАТ. И когда Крючкова появилась на сцене, Олег Табаков, сидящий в зале, кокетливо сказал: «А мы вас вчера по телевизору видели, вы нам очень понравились». Крючкова смутилась, но ее одну из всего курса пригласили на работу все театры Москвы.
Полина – Гундарева, Гвоздикова?
Молодой учительницей Полиной (возлюбленной Нестора Петровича) могла стать Наталья Гундарева, но, как говорят, ее не взяли из-за пышных форм – режиссер хотел, чтобы учительница была изящной.
Наталья Гвоздикова мечтала сыграть Ледневу, но ей предложили стать Полиной. Кстати, в одном интервью Гвоздикова сказала, что ее не взяли на главную роль из-за того, что она отказалась пофлиртовать с режиссером. Впрочем, Полина в исполнении Гвоздиковой получилась запоминающейся.
Поскольку Светлана Крючкова, Наталья Богунова и Наталья Гвоздикова, выбранная режиссёром на роль Полины, были блондинками, последней предложили надеть чёрный парик. «Это был роскошный японский парик, который где-то раздобыл наш костюмер, — вспоминает Наталья Гвоздикова. — Но надевали его в самый последний момент перед съёмкой. Постоянно ходить в парике, под которым прятали мои длиннющие волосы, было невыносимо. Снимали в очень жарких павильонах или на пляже, где Полина катается на водных лыжах (кстати, актриса сама гоняла на лыжах, не пользуясь услугами дублёра.».
Из-за чёрного парика поклонники не сразу определили в Полине Наталью Гвоздикову. После выхода на экран «Большой перемены» один мужчина аж из Сибири приехал свататься к Полине. И был немало удивлён, что его «любимая» на самом деле светленькая.
Большая перемена
«С Юрой Кузьменковым (он играл влюблённого в Полину Федоскина) мы работали вместе ещё в двух картинах, — рассказывает актриса. — И в них мои героини тоже предпочитают ему других кавалеров. Юра потом шутил: «Ну смотри, Наталья! Если мы с тобой ещё раз встретимся на экране и ты опять мне откажешь, я за себя не ручаюсь…»
К сожалению, не сохранились фотопробы Елены Кореневой, претендовавшей на роль Люськи вместо актрисы Азер, и Виктора Павлова – на роль Петрыкина (роль исполнил Ролан Быков).
ЭЛЬДАР Рязанов всегда появляется в маленьких эпизодах своих картин. Алексей Коренев себя не снимал, зато просил поучаствовать в массовках знакомых. Поэтому 9 «А» класс в «Большой перемене» (за исключением главных героев) — это близкие друзья режиссёра.
Модно одетые героини «Большой перемены» стали примером для советских дам. Зрительницы потом приходили в ателье и просили сшить такой же костюмчик, как у Нелли Леднёвой, или такое же платье, как у жены Ганжи.
Наряды эти придумала известный на «Мосфильме» художник по костюмам Шели Быховская. А вот мужчин по сценарию ей пришлось одеть в робу. Все актёры спокойно щеголяли по заводу в рабочей одежде, и только Александр Збруев категорически отказался надевать робу. «Не буду!» — и всё тут. Режиссёр сначала негодовал: «Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!» — а потом согласился: стильная курточка придала образу хулигана Ганжи особый шик.
Кстати, внимательный зритель не мог не заметить киноляп, связанный с Ганжой. Помните, он ошпарил на заводе руку? На экране повреждена правая рука. Приходит в медчасть — забинтовывают левую. Сидит Ганжа на лавочке в ожидании жены: в бинте опять правая рука. Заходят домой — левая…
«Что за путаница?» — спрашиваю у сценариста. «Ох, — вздохнул Георгий Садовников, — мы заметили этот прокол на монтаже, но было уже слишком поздно. Чтобы переснять этот эпизод, пришлось бы снова ехать на шинный завод в Ярославль, где снимали ожог Ганжи. Декорации медсанчасти и квартиры были разобраны… Оставили так, как есть. Я потом заметил ещё несколько ляпов. К Нестору Петровичу подходит учительница физкультуры. Но в вечерних школах не было физкультуры! И учительскую почему-то назвали «учебной частью». А мой друг обратил внимание, что вместо пива Леонов и Збруев пьют квас. Ну не было в тот момент в Ярославле пива! К счастью, все эти киноляпы не повлияли на отношение зрителей к картине».