Отечественные предприятия породили когорту замечательной полноприводной техники. ВАЗ-2121 «Нива», внедорожники УАЗы, знаменитые грузовики ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и, конечно, Урал-4320 — вот лишь некоторые и наиболее известные. Но были и другие автомобили оффроудного толка. Не менее впечатляющие, но чрезвычайно малочисленные и потому ныне забытые. Некоторые из них по праву могут считаться прадедами современных SUV.
ГАЗ-61 был создан в конце тридцатых годов в КБ под началом легендарного инженера Виталия Андреевича Грачева. Автомобиль стал третьим в мире гражданским условно легковым полноприводником после Marmon-Herrington LD-2 и Mercedes-Benz G 5 и начал выпускаться в 1941-м. Двигатель — 3,5-литровая рядная «шестерка» мощностью 85 л.с. Считается, что тяговитый грузовой агрегат внес огромный вклад во внедорожные способности машины.
Фаэтон ГАЗ-61-40 был изготовлен малым тиражом для военного командования.
Преемником версии со складным верхом стал мелкосерийный внедорожник ГАЗ-61-73, имевший жесткую стационарную крышу. Производился с 1942 по 1945 год.
Был также пикап ГАЗ-61-415. Жаль, в серию он не пошел.
В пятидесятые годы инженеры ГАЗа реализовали популярную в дальнейшем идею по скрещиванию легкового кузова и внедорожного шасси. «Генетический эксперимент» проводили на ГАЗ-М-20 «Победа» и ГАЗ-69.
Автомобиль ГАЗ-М-72 унаследовал мосты, коробку передач и «раздатку» вездехода. Колеса — 16-дюймовые.
Просто так срастить кузов «Победы» и начинку «шестьдесят девятого» конструкторы по понятным причинам не смогли — воедино стремилась слиться очень уж разная техника. В результате пришлось применить четырнадцать усилителей лонжеронов, пола, дверных стоек и крыши. Кроме того была изготовлена новая подмоторная рама для крепления рессорной подвески моста.
В шестидесятые на базе ГАЗ-21 «Волга» производился довольно редкий универсал с индексом 22. Впрочем, эти «сараи» иногда встречаются, чего не скажешь об уникальной полноприводной версии. Всего было изготовлено пять экземпляров. По некоторым сведениям, Леонид Ильич Брежнев использовал один такой автомобиль во время своих охотничьих выездов.
Каких только модификаций не было в гамме ГАЗ-24 «Волга» — «догонялка» для спецслужб, праворульная экспортная, версия для работы в такси... Но одной из самых редких и уникальных является ГАЗ-24-95 — прадед современных кросс-седанов типа Lada Vesta Cross и Volvo S60 Cross Country.
По имеющимся данным, в первой половине семидесятых годов выпущено пятьдесят экземпляров. Некоторые из них использовались в обкоме партии, в милиции и даже у военных. Один из оффроудных седанов обслуживал Брежнева в охотничьем угодье Завидово.
Одним из первых послевоенных советских полноприводных автомобилей стал ЗиС-110Ш с компонентами от американского внедорожного грузовика Dodge WC. Но Сталина автомобиль не заинтересовал.
Следующим «эксплуатантом» модификации стал Никита Сергеевич Хрущев. Для него построили ЗиС-110П на отечественных агрегатах. Количество выпущенных экземпляров варьируется от источника к источнику — от 3 до 47 машин. Из партии сохранился лишь роскошный фаэтон.
С 1957 по 1958 год столичный завод МЗМА выпускал интересный внедорожный седан с индексом 410 — суть модифицированный «Москвич-402» с системой полного привода, понижающей передачей и дорожным просветом 220 мм. Кузов несущий — чем не один из предков современных кроссоверов?
«Четыреста десятых» было выпущено 1035 штук.
Преемником «Москвич-410» стала версия 410Н. Она выпускалась до 1961 года и имела ряд технических особенностей. В их числе более мощный 45-сильный двигатель объемом 1,4 и пересмотренное передаточное отношение главной передачи. На свет появилось 9340 экземпляров.
Логичным дополнением внедорожной линейки стал «Москвич-411» — суть оффроудный вариант с кузовом модели 423Н. Он же оказался довольно малочисленным. Завод произвел 1515 универсалов.