продолжение:
Министерство финансов Российской Федерации планирует сокращать дефицит бюджета
на один процентный пункт ВВП в год (до 2019 г.), а также «заморозить» расходы
в номинальном выражении, что означает их активное сокращение в реальном
выражении. Ослабление рубля способствует поддержанию бюджетных показателей
центрального правительства, поскольку доходы нефтегазового сектора
номинированы главным образом в долларах США. Несмотря на это, риски в
отношении сектора общественных финансов сохраняются вследствие сравнительно
низких доходов нефтяного сектора и продолжающегося давления со стороны
расходов на выплату зарплат и пенсий. Дополнительные вливания в капитал
банков, особенно Внешэкономбанка, также приводят к росту условных обязательств
правительства. Была запланирована частичная приватизация крупных нефтяных
компаний ПАО «НК «Роснефть» и ПАО АНК «Башнефть», и, хотя приватизация
«Башнефти» была отложена, правительство получило 52,2 млрд руб. (805 млн
долл., или 0,06% ВВП) от продажи 10,9%-ной доли в государственной
алмазодобывающей компании АК «АЛРОСА» (ПАО).
Мы рассматриваем небольшой чистый долг расширенного правительства наряду с
низким уровнем расходов на обслуживание и погашение долга (в процентах от
доходов бюджета) как позитивные рейтинговые факторы. В 2016-2019 гг.
правительство по-прежнему будет финансировать дефицит бюджета с помощью
средств Резервного фонда, а после его исчерпания — за счет средств Фонда
национального благосостояния, а также путем выпуска внутренних и внешних
долговых обязательств. В конце августа 2015 г. активы Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния составили в общей сложности около 9% ВВП. Мы
корректируем уровень этих активов в сторону понижения на два процентных пункта
ВВП в связи с инвестициями в активы, которые мы оцениваем как неликвидные. Мы
ожидаем, что активы обоих фондов будут исчерпаны к 2020 г.
Как уже упоминалось, в отношении Правительства Российской Федерации не было
введено прямых санкций (как это было с несколькими компаниями, принадлежащими
государству). В мае 2016 г. российское правительство разместило выпуск
еврооблигаций объемом 1,75 млрд долл. и осуществило их листинг на Ирландской
фондовой бирже. В июле эти облигации получили листинг на Euroclear, тем самым
база инвесторов значительно расширилась. Мы считаем, что правительство будет
способно размещать внутренние либо внешние долговые обязательства для
обеспечения финансирования бюджетного дефицита, в то же время на внутреннем
рынке присутствует достаточный объем ликвидности. По нашим прогнозам, чистый
долг правительства вырастет до 13% ВВП к 2019 г., что мы считаем умеренным
уровнем в сравнении с показателями стран аналогичной рейтинговой категории.
По нашим прогнозам, финансовая система страны останется под давлением. Мы
ожидаем, что финансовые показатели банковского сектора в 2016-2017 гг.
по-прежнему будут слабыми, учитывая рецессию экономики в 2015-2016 гг.,
ухудшение качества активов, а также давление на профиль фондирования банков,
обусловленное снижением доверия со стороны инвесторов и ограничением доступа
представителей ключевых секторов российской экономики на международные рынки
капитала вследствие санкций. Мы полагаем, что объем кредитования российской
экономики сократится, что, скорее всего, будет ограничивать рост ВВП.
Банковский сектор Российской Федерации относится к группе 8 по уровню
отраслевых и страновых рисков банковского сектора (Banking Industry Country
Risk Assessment — BICRA; в группу 1 входят страны с наименьшими рисками, а в
группу 10 — страны с наибольшими рисками). Вместе с тем мы полагаем, что
давление на фондирование российских банков стабилизируется в 2016 г. —
главным образом под влиянием слабого спроса на кредитование, при этом
стоимость фондирования снижается.
Мы отмечаем, что Банк России продемонстрировал в целом высокий уровень
эффективности в процессе урегулирования ситуации с проблемными банками. В
период с января 2014 г. по сентябрь 2016 г. регулятор либо отозвал банковские
лицензии, либо инициировал процедуры финансового оздоровления более чем 200
банков. Мы ожидаем, что в рамках нашего горизонта прогнозирования консолидация
банковского сектора будет продолжена.
В сентябре 2016 г. Банк России снизил ключевую ставку на 50 базисных пунктов —
до 10%, это произошло после снижения ключевой ставки на 50 базисных пунктов в
июне 2016 г. В настоящий момент Банк России ожидает, что инфляция сократится
до 5-6% к концу текущего года. Учитывая влияние дорожающего импорта на
внутренние цены в целом, а также инфляционный эффект репатриации внешних
активов общественного сектора и конвертации их в рубли, мы ожидаем, что
инфляция останется высокой в среднегодовом выражении и составит примерно 7% в
2016 г., однако сократится в среднем примерно до 5% в 2017-2019 гг. С учетом
ожидаемого роста цен на нефть начиная с 2017 г. мы прогнозируем, что Банк
России продолжит накопление резервов и сдерживание укрепления национальной
валюты для поддержания конкурентоспособности экономики на внешних рынках.
Выборы в Государственную Думу состоятся 18 сентября 2016 г., и, по прогнозам
большинства политических наблюдателей, правящая партия «Единая Россия»,
близкая к президенту Путину, скорее всего, сохранит большинство в российском
парламенте. По нашим ожиданиям, президент Путин останется на своем посту по
крайней мере до 2018 г. Мы отмечаем высокую степень централизации политической
власти на фоне слабой, на наш взгляд, системы сдержек и противовесов.
Начиная с сентября 2015 г. Россия наращивала военную помощь режиму Башара
Асада, и любая всеобъемлющая резолюция по разрешению сирийского конфликта
потребует согласия со стороны Российской Федерации. Поскольку конфликт в Сирии
и связанный с ним миграционный кризис стали приоритетным вопросом внешней
политики стран Запада, это может дать России новое преимущество в переговорах,
позволяющее снять санкции, обусловленные конфликтом с Украиной, в обмен на
достижение мира в Сирии, однако возможность принятия решений остается в высшей
степени неопределенной.
ПРОГНОЗ
Прогноз «Стабильный» отражает наши ожидания того, что российская экономика и
проводимая правительством политика по-прежнему будут корректироваться в
соответствии с относительно низкими ценами на нефть и что Россия будет
поддерживать сильную позицию внешнего нетто-кредитора и умеренный уровень
чистого долга расширенного правительства в 2016-2019 гг.
Мы можем повысить суверенные рейтинги в случае более значительного, чем мы
ожидаем в настоящее время, укрепления финансовой стабильности и улучшения
перспектив экономического роста. Этому может способствовать ослабление режима
санкций или заметно больший по сравнению с нашими текущими ожиданиями рост цен
на нефть.
Мы можем понизить рейтинги в случае наступления геополитических событий,
которые приведут к существенному ужесточению санкций в отношении России, а
также если рост ВВП либо фискальные или внешние показатели будут значительно
ниже, чем мы ожидаем в настоящий момент."
https://www.standardandpoors.com/ru...252Fview%252Ftype%252FHTML%252Fid%252F1712260