День воинской славы России — Ледовое побоище (1242)
Картина В.А. Серова «Ледовое побоище»
18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (
Ледовое побоище, 1242 год). Праздник учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от
13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».
В 1240 году рыцари Ливонского ордена захватили
Псков и Копорье. Прибыв в Новгород в 1241 году, князь
Александр Невский без промедления начал ответные действия. Воспользовавшись трудностями Ордена, отвлеченного тогда на борьбу с монголами, Александр Невский выступил на Копорье, взял его штурмом и перебил большую часть гарнизона. Часть рыцарей и наемников из местного населения была взята в плен, но отпущена, а изменники из числа чуди перевешаны.
К началу 1242 года Александр дождался брата Андрея Ярославича с «низовыми» войсками Суздальского княжества. Когда «низовое» войско было еще на подходе, Александр с новгородскими силами выступил под Псков и окружил его. Орден не успел быстро собрать подкрепления и выслать к осажденным. Псков был взят, гарнизон перебит, а орденские наместники в оковах были отправлены в
Новгород.
По известиям летописей,
Ледовое побоище началось при солнечном восходе у Воронея Камени на Узмени. Традиционная схема битвы выглядит следующим образом. Немецкая конная колонна атаковала пеший центр русского войска, нанесла ему большие потери, однако, была охвачена с флангов княжеской конницей и обратилась в бегство.
На льду Чудского озера пало 400 немецких воинов (из них двадцать были настоящие «братья»-рыцари), 90 немцев (из них 6 «братьев») попали к русским в плен. Источники свидетельствуют, что пленные шли возле своих коней во время радостного въезда князя Александра в Псков.
Эта битва, вместе с победами князя Александра над шведами (
15 июля 1240 года на Неве) и над литовцами (в 1245 году под Торопцем, у озера Жизца и близ Усвята), имела большое значение для Пскова и Новгорода, задержав напор трех серьезных врагов с запада — в то самое время, когда остальная Русь терпела большие потери от княжеских усобиц и последствий татарского завоевания.
В Новгороде долго помнили Ледовое побоище немцев: вместе с Невской победой над шведами оно еще в 16 веке вспоминалось на ектениях по всем новгородским церквям.
Добавлено через 1 минуту
18 апреля1922 г. 91 год назад
В Москве открылось автобусное движение
С 1924 года автобусное движение в Москве стало официальным и регулярным
Предшественниками московского автобуса были линейки – многоместные конные экипажи без всяких удобств. Летом это были открытые кареты на 10-14 мест, в которых особенно неудобно было передвигаться в дождь. Зимой – это были большие сани. Линейки стали курсировать по Москве в 1847 году по трем радиальным маршрутам.
Начиная со второй половины 19 века, русские предприниматели неоднократно обращались в Городскую Думу с предложением использовать на улицах Москвы автомобильные омнибусы, которые к тому времени появились уже во многих городах Европы. Но городская полиция отклонила этот проект, сославшись на узость московских улиц для таких широких и громоздких экипажей.
В конце 1898 года в Москве появились автомобили, число их стало быстро увеличиваться, но попытки организовать в городе автобусное сообщение не прекращались.
Только в 1922 году на московском автозаводе АМО организовали кузовной цех, который возглавил И.Герман, где начали изготавливать автобусы. Под его руководством спроектировали открытый автобусный кузов, монтируемый на шасси американских грузовиков «Уайт». Всего было выпущено порядка 40 таких машин.
Первый автобус начал курсировать по Москве
18 апреля 1922 года. Этот первый автобусный маршрут связал Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь с Белорусским вокзалом. Определенного расписания движения не было, автобус просто ходил время от времени из одной точки в другую. Попасть в салон можно было по лесенке, установленной за задними колесами, кабина водителя была отделена от салона. Стоимость билета «на одну станцию» составляла четверть миллиона бумажных рублей.
В том же году открылось еще несколько автобусных маршрутов, их общая протяженность составила 82 км. Вскоре, помимо открытых автобусных кузовов, на шасси стали устанавливать закрытые деревянные автомобильные кузова, а кроме пассажирских также стали выпускать и почтовые автобусы.
В августе 1924 года автобусное движение в Москве стало официальным и регулярным. Всего курсировало 8 машин английской фирмы «Лейланд», которые могли развить максимальную скорость 30 километров в час.
С середины прошлого века автобус стал основным видом пассажирского транспорта во всех российских населенных пунктах. Только в крупнейших городах, имеющих метрополитен, он уступает ему ведущую роль.
Добавлено через 4 минуты
18 апреля1923 г. 90 лет назад
В СССР создано московское пролетарское спортивное общество «Динамо»
18 апреля 1923 года было создано Московское пролетарское спортивное общество «Динамо». Оно было учреждено по инициативе группы сотрудников и военнослужащих ОГПУ и создавалось как организация, предоставляющая возможность занятия спортом сотрудникам органов безопасности и правопорядка.
На протяжении всей истории существования Общества его полное официальное название несколько раз менялось, однако краткое – «Динамо» – никогда. В 1926 году появилась знаменитая динамовская эмблема – белый ромб, в котором заключена литера «Д», были утверждены образец флага и бело-синяя форма спортсменов.
«Динамо» быстро развивалось, становилось массовым, активно пропагандировало здоровый образ жизни и к 1929 году имело региональные отделения уже в 200 городах страны. Обществу принадлежат приоритеты в возрождении и развитии в СССР бокса, стрелкового спорта и самбо. Динамовские спортсмены долгие годы были сильнейшими в этих видах спорта, а тренеры создали уникальную методику преподавания и проведения тренировок.
С первых лет своего существования «Динамо» уделяет большое внимание работе с детьми и подростками, их физическому воспитанию. В 1934 году были созданы коллективы «Юный динамовец», в которых начинали свой спортивный путь десятки заслуженных мастеров спорта, чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы и страны. За выдающиеся успехи в развитии спорта «Динамо» в 1937 году было удостоено ордена Ленина.
В годы Великой Отечественной войны на базе Общества формировались первые отряды добровольцев. В историю вошли футбольные матчи
ленинградского «Динамо» в дни блокады и «Матч смерти» между сборной немецких авиаторов и не успевшими эвакуироваться из оккупированного города киевскими футболистами.
В послевоенные годы Общество вновь возродилось и начало быстро развиваться. Успешные выступления динамовцев на международной спортивной арене способствовали росту популярности и авторитета Общества внутри страны и за рубежом. Начиная с 1952 года, динамовцы 775 раз становились обладателями Олимпийских медалей разного достоинства.
В историю России и мира вошли имена таких выдающихся спортсменов, как М.Исакова, Л.Яшин, А.Парфенов, А.Карелин, М.Воронин, П.Колчин, А.Романьков, Л.Пахомова, А.Горшков, В.Царев, В.Давыдов, В.Васильев, А.Мальцев и многие другие Чемпионы мира, Европы и Олимпийских игр.
Сегодня Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивного общество Динамо» продолжает успешно работать и развиваться, оно имеет 89 региональных отделений. Причем «Динамо» это не только хоккейный и футбольный клубы, также это клубы баскетбола, водного поло, волейбола, гандбола, автоспорта, бокса, тенниса… История общества «Динамо» – это история славных спортивных побед, удивительных судеб спортсменов и тренеров.