ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПИОНЕРИИ
19 мая 2013 года Пионерской организации исполняетя 91 год !!! Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ
19 мая 1922 г. и официально распущена в
1991 г. До
1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь (
Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина). Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.
Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ, сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне.
13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал
М.Стремяков.
После реформирования школы и введения обязательного всеобщего начального обучения отряды стали создавать в школах,
пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд.
Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил
вожатый –
комсомолец. В
пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» –
пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей... В детских домах, колониях, приёмниках, школах стали агитировать за вступление в
пионеры и обрабатывать детей было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в
пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы... В итоге к началу войны
пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).
Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного
пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от политической конъюнктуры, от изменения требований партии к
пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к
1940-м гг., её декларируемые цели и задачи не менялись.
Пионерское обещание, принятое после развенчания культа личности Сталина в
1957 г., гласило:
«Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Всегда выполнять законы пионеров Советского Союза: "К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!", на призыв
«Будь готов!» пионер отвечал:
«Всегда готов!»
Пионеры приветствовали друг друга салютом и, независимо от формы одежды, носили на шее
красный галстук.
Приведём последнюю редакцию
законов юных пионеров.
- Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
- Пионер готовится стать комсомольцем.
- Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
- Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
- Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
- Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
- Пионер – товарищ и вожак октябрят.
- Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Декларируемая самодеятельность пионеров в реальности практически отсутствовала. Под руководством комсомольцев
пионеры выполняли задачи, которые перед ними ставило партийное руководство, спуская распоряжения в ВЛКСМ.
Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий... Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие:
«Почему мы называемся ленинцами и к чему это обязывает»,
«Каким должен быть пионер»,
«Слово пионера»,
«Цена времени»,
«Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры и пр.
Вся деятельность
пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании,
пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства – на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир… В последних от
пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.
В первые годы советской власти
пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них.
Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды.
Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам. В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания
пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны.
Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный - «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из
пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».
В конце тридцатых годов
юные ленинцы активно готовились к военно-оборонной работе, занимались в кружках юных стрелков, связистов, пулеметчиков, санитаров и пр. Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков.
Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты... Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые
пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку… Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».
После войны
пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.
К моменту распада СССР в школьных дружинах в
пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, однако при детальных беседах выясняется, что скучают последние просто по времени своего детства, вспоминают с теплом интересные события вроде походов, посадок деревьев и пр. В то же время идеологическая составляющая, пропитавшая всю жизнь советской страны, казалась им в детстве скучной, набившие оскомину лозунги и призывы они просто пропускали мимо ушей.
19 мая - ДЕНЬ ПИОНЕРИИ. У всех, кто жил в Советском Союзе пионерия ассоциируется с чем-то хорошим, добрым, светлым, с детством. Все мы помним замечательные советские фильмы, где
пионер — пример честности и порядочности. Многие даже писали стихи о пионерии!
Многие скажут, отчего бы пионерам не радоваться жизни и не быть честными, если в их жизни не было никаких трудностей. Этот человек, возможно, будет отчасти прав. Но стоит взглянуть на историю пионерии, и таких вопросов, думаю, никогда возникать больше не будет.
Кодекс пионера, 1922 год:
1. Юный пионер верен рабочему классу.
2. Честен, скромен и правдив.
3. Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.
4. Исполнителен.
5. Трудолюбив, весел и никогда не падает духом.
6. Бережлив и уважает общеполезный труд.