Mihalych, У седла есть 3 параметра:
1. Высота
2. Продольное положение
3. Наклон.
1. Высота стандартно выставляется так, чтобы сидя в седле ты мог выпрямленной ногой в обуви пяткой достать педаль в нижнем положении. А дальше - индивидуальные вариации. У меня седло примерно на 3 мм ниже этого. Если опустить седло более чем на сантиметр ниже - то можно повредить колени и перегрузить связки. Да и приложение усилия сразу снизится на 25 - 30%. Выше - не сможешь нормально крутить, придётся ёрзать по седлу влево - вправо чтоб достать педаль в нижнем положении.
2. Продольно седло ставится так, чтобы когда сидишь в седле, отвес опущенный из "ямочки" возле коленной чашечки указывал ровно в ось педали, когда она стоит параллельно земле, направлена вперёд и нога стоит на ней. Дальше опять вариации. Сдвинешь немного назад - работа станет чуть более силовой, чуть лучше будет подключаться пресс и спина, станет чуть легче крутить в подъём. Сдвинешь чуть вперёд - улучшится скоростное приложение, легче будет крутить быстро.
3. Наклон. Стандарт - параллельно земле. Однако, надо учитывать, что если велосипед - хардтэйл, то когда на него сядешь вилка просядет на 25% (если она правильно отрегулирована) и это надо учитывать! Наклон ещё более индивидуален. Например у меня седло немного наклонено вперёд, чуть-чуть, на пустом велосипеде оно чуть назад, а как сядешь - чуть вперёд. Но я обычно катаю в низкой посадке. Задранное назад седло уменьшает нагрузку на задницу, облегчает свешивание за седло при спусках, но мешает крутить в низкой посадке. Опущенный носок седла наоборот, способствует темповой работе, но добавляет неприятного костям седалища и снижает возможность манёвра на спусках. Как лучше? Я бы просто посоветовал ставить седло в разные положения и катать по часу - полтора, прислушиваясь к ощущениям. Но от стандарта двигать всего чуть-чуть. Именно поэтому подседельник должен быть двухболтовый, на одноболтовом с рисками иногда в принципе невозможно нормально выставить наклон, то мало, то много.