Выезд на встречную полосу для объезда остановившегося по непонятным причинам автобуса или троллейбуса не является нарушением. Такое решение принял Санкт-Петербургский городской суд.
В спорной ситуации оказалась одна из жительниц Петербурга: проезжая по улице Шаврова, она «уперлась» в автобус, стоящий на проезжей части без опознавательных знаков. Расценив его как препятствие, водитель совершила объезд, выехав двумя левыми колесами на встречную полосу. Ее маневр наблюдали и фиксировали на видеокамеру ехавшие следом сотрудники ДПС, уличившие женщину в грубом нарушении Правил дорожного движения - выезде на «встречку».
Сам факт деяния водитель не отрицала, но апеллировала к ее праву объезжать препятствия. Оными ПДД не признают заторы и законно стоящие автомобили, в том числе с включенной аварийной сигнализацией, или высаживающие пассажиров на остановке автобусы и троллейбусы. Однако в суде выяснилось, что спорный маневр автомобилистка совершила как раз около остановки общественного транспорта, оборудованной павильоном и табличкой - соответствующую справку представило ГУ «Организатор перевозок». «Поскольку возможности объехать автобус справа у водителя не было, а слева была разметка 1.1 (двойная сплошная), то ей необходимо было подождать, пока автобус продолжит движение», - заключил мировой судья участка № 172 Татьяна Воробьева, признав петербурженку нарушительницей и лишив ее прав на четыре месяца. К такому же выводу пришел и Приморской районный суд, отклонив апелляционную жалобу водителя.
А вот надзорная инстанция - городской суд, куда обратилась с апелляцией лишенная прав атовмобилистка, признала эти решения ошибочными. Ведь перед остановочным пунктом отсутствовал дорожный знак «Место остановки автобуса или троллейбуса», который должен размещаться на павильонах либо на отдельной опоре рядом, а остановившийся на полосе автобус создавал помеху для участников движения. «ПДД не обязывают водителей других транспортных средств попутного направления ожидать, когда водитель продолжит движение, - констатировал заместитель председателя Санкт-Петербургского городского суда Михаил Павлюченко. - При рассмотрении дела мировой судья не принял во внимание, что водитель выехала на проезжую часть встречного направления в связи с объездом препятствия - остановившегося вне зоны остановки автобуса, при отсутствии возможности объезда этого препятствия справа»
Член координационного совета МООА «Свобода Выбора» Александр Холодов согласен с выводами городского суда и убежден, что, несмотря на отсутствие прецедентного права, мировые судьи прислушиваются к таким решениям. Хотя ситуация сложная: «Действующие ПДД не объясняют, что делать водителю, в случае если проезд загораживает расположенный вне остановки автобус или троллейбус. В том числе и маршрутки, но они, по моим наблюдениям, высаживая пассажиров вне остановочных пунктов, чаще всего все же включают аварийную сигнализацию. Но еще хуже другая ситуация: на той же Малой Морской улице остановка общественного транспорта организована с нарушением правил - объехать автобус можно только по полосе встречного движения. Оказавшихся в такой ситуации водителей часто лишают прав», - констатирует правозащитник.
Напомним, что всего в минувшем году за выезд на полосу встречного движения было лишено прав 13,3 тысячи петербургских водителей. По действующему законодательству штраф за такие проступки может налагаться, только если нарушение было зафиксировано работающей в автоматическом режиме камерой.
Павел Нетупский
http://spbvoditel.ru/2012/04/23/002/