Георгий1982
Участник
Тема создана для повышения квалификации водителей тигуанов по мотивам темы (http://forum.tiguans.ru/showthread.php?t=3379)
Краткое резюме
если вы вроде бы где-то застряли, то:
1) отключаете ASR (кнопочка под блоком климата), так же называют это "отключить ESP". Безразлично как называть, в тигуане кнопочка есть только отключения ASR. Если есть кнопочка offroad, то жмёте и на неё.
(кстати, кнопка offroad полностью программная - если её нет на SS, то её можно доустановить цена около 2 тр за панельку с кнопочкой и эл. провод т.к. всё остальное необходимое железо на SS есть)
2) думаете в какую сторону ехать - у тигуана перед чуть ниже, чем зад т.е. выехать назад обычно проще чем вперёд, особенно если вы первопроходец и до вас тут никто не ездил.
3) ставите руль "прямо" - хоть и кажется это странным, но это надо сделать - по ряду причин, которые описаны ниже, полный привод тигуана лучше всего работает когда руль стоит прямо.
4) ставите на нужную передачу, отпускаете тормоз и плавно поднимаете обороты. Подняв до 2000 держите и наслаждаетесь выходом машины из страшной ловушки. Где то с 1500 оборотов тигуан начнёт грести всеми колёсами и ехать, далее, в районе 2500-3000 оборотов начнёт агрессивно дёргаться. Рекомендуется держать около 2000 оборотов, если и в таком режиме не выезжаете, то остаётся идти за лопатой/ тросиком. Но обычно, все препятствия удаётся преодолеть.
Также, автомат тигауна позволяет переходить с реверса на драйв без остановки трансмиссии (без остановки автомобиля) т.е. возможна раскачка, но это уже высший пилотаж.
Типичные ошибки:
*) не отключают ASR, c вкл ASR машина даже в сугробе припарковаться не может. ASR надо обязательно отключить, только потом, при выезде на трассу не забудьте её обратно включить, а то после разгона до столь любимой многими максималки, можно весело улететь в кювет.
*) "пинают" педаль газа т.е. нажимают на 1-2-3 секунды, слышат шум вращающихся колёс, пугаются и отпускают. Электроника при "пинке" по педали не понимает что же вы от неё хотите и ничего не делает
*) жмут газ в пол. Отличное решение - газ в пол и пусть "оно само поедет", только в режиме "газ в пол" мощный турбо-мотор раскрутится до ограничителя за 2-3 секунды и колёса так же будут весело крутиться, а вот электронные блокировки межколёсных дифференциалов уже не будут работать т.к. колёса крутятся слишком быстро и подтормаживать их тормозными дисками = смерть для тормозных дисков и колодок.
*) крутят руль влево-вправо. Да, на реальных джипах это помогает передними колёсами зацепиться за край колеи, но на тиге так можно делать только после начала движения, опять же, по ряду причин тига гребёт лучше всего, если руль стоит прямо.
+ обучающее видео (на видео форд, но пусть это вас не волнует - принцип управления тигуаном точно такой же):
http://youtu.be/fuReLnIPcBQ
А теперь занудная теория (на основе постов соклубников).
У VW тигуан, как и у многих другим автомобилей, включая крутые внедорожники, 4 колеса, которые приводятся в движение от мотора.
Что бы машина нормально ехела в поворотах, колёса должны иметь возможность крутиться с несколько различающимися скоростями для решения этой задачи в осях установлены т.н. межколёсные диференциалы.
В идеальных условиях передняя и задняя ось автомобиля (та штука к которой крепятся колёса) крутятся на одинаковой скорости, но в реальном мире, по ряду причин (разные шины, разный износ шин, разная нагрузка, разное давление в шинах и т.п.) оси должны иметь возможность крутиться с чуть разными скоростями. На VW тигуан отдельного межосевого дифиренциала нет, его роль выполняет муфта Халдекс.
Картинки с пояснениями можно посмотреть по первой ссылке из гугла, например по http://systemsauto.ru/transmission/4motion.html
А я же продолжу простым языком.
Как резюме: крутящий момент с мотора передаётся на обе оси (перед и зад) через муфту, а до конкретного колеса доходит уже через свободный дифференциал.
У крутых внедорожников всё почти так же устроено те же 4 колеса, те же 2 оси и почти те же 3 дифференциала (передний межколёсный, задний межколёсный и межосевой).
А теперь, как же устроен тига в сравнении с типа джипами И почему же многие залазят в грязь и не могут вылезти? (Кстати, MAV, создавший тему "Залез в грязь на Тигуане и не вылез", умудрился очень так хорошо засадить машину, после 3х дней успешной езды по всяким раскисшим колеям и в его посте был только один посыл, мол машина то очень даже едет. А уже потом набежал народ, который застревал на ровном месте).
У свободных диференциалов есть такое неприятное явление, что они весь крутящий момент могут передать на то колесо которое висит в воздухе. Да и муфта халдекс момент между передом и задом не мгновенно перебрасывает. Т.е. если вы двумя колёсами с одного бока стали на что-то скользкое (например, мокрая глина или повисли с одной стороны в колее) то колёса будут крутиться, а машина не будет ехать.
Для решения этой проблемы в тигуане предусмотрено подтормаживание отдельных колёс штатной тормозной системой т.е. электроника обнаруживает что на одной оси колесо крутится, а второе - нет и начинает подтормаживать крутящееся. И свободный дифференциал начинает часть момента передавать на "стоячее" колесо. Я в механнике не силён, но как понимаю, на стоячее колесо уходит ровно столько момента, сколько тормоза отняли у вращающегося. Электроника плавно увеличивает тормозные усилия на крутящемся колесе и второе, стоячее, рано или поздно преодолет гравитацию и начнёт крутиться и тянуть машину. Либо заглохнет от нехватки тяги, но 280 Нм бензина и 320 дизеля - это не хухры-мухры, и задушить такой мотор вроде бы никому ещё не удавалось.
В крутых джипах (типа вранглера) есть возможность жёсткой блокировки т.е. момент жёстко делится между колёсами и либо оба колеса на одной оси крутятся, либо ось ломается А тигуан медленно (нет точной информации, но за 2-5 секунд момент перебрасывается на стоячее колесо в достаточном объёме).
Кстати, на ниве, УАЗе и шниве, нет никаких межколёсных блокировок. Умельцы ставят блокировки различных конструкций (самоблок, ограниченного трения или принудительную пневматическую). "Из коробки" тигуан по этому пункту круче нивы
С межосевым дифференциалом всё впринципе, как я надеюсь, понятно. Тигуан реально полноприводный, сзади через муфту халдекс крутится от 5 до 50% момента т.е. спереди от 95 до 50. Поэтому на трассе повадки у него как у переднеприводного авто. Что бы весело крутиться на заснеженной парковке обязательно отключайте ASR, а то она не даст крутиться, а как только отключаешь ASR - да здравствуют заносы и сносы.
Момент между осями передаётся быстро, муфта весьма придвинутая и эффективная. Единственная проблема - нет какой-либо контрольной лампы с индикацией поломки муфты... Т.е. если сломалась муфта, вы об этом не узнаете машина просто станет переднеприводной. Поэтому, например, если внезапно машина перестала уверенно парковаться на заснеженном бордюре, это повод посмотреть лог ошибок либо Васей, либо пожаловаться ОД (возьмут денег за диагностику). Блок халдекс честно сообщает о своих проблемах, а вот почему не сделали никакой диагностической лампы - вопрос...
О крутых джипах. У них межосевой диф можно жёстко заблокировать. Примеры - тотже вранглер и, даже, Нива Но, ИМХО, халдекс тут рулит и педалит. Отличия жёсткой блокировки от халдекса вряд ли удастся заметить. Да и при трогании с места в режиме "offroad" халдекс делит момент между осями 50/50 т.е. как реальная жёсткая блокировка.
Остальные отличия:
*) клиренс и ходы подвески. ИМХО не столь уж и отличаются от шнивы
*) отсутствие понижайки. Да, важно, но надо учесть, что те, кто "залез и не смог вылезти" обычно на автомате, а автомат позволяет работать мотору в моментной зоне, а колёсам стоять на месте (правда не долго - ибо перегрев может быть). У бензинового тиги 280 Нм, у дизеля - 320, а у шнивы всего лишь 128 Нм, а вот уже у врангеля - 410 Нм и с понижайкой он колёса сможет крутить практически в любых условиях.
Теперь всё же о том, почему тига = паркетник.
Надеюсь, вы смогли убедиться, что с технической точки зрения тига практически ничем не хуже крутых джипов (на примере нивы и вранглера), но есть "но":
*) блокировки межколёсного дифа реализованы тормозами. Долго блокировать крутящееся колесо тормозами не получится - диски перегреются, колодки сотрутся.
*) пластиковое днище - у тиги в российской комплектации идёт штатная защита мотора (железка около 2 мм), но отсутствует защита баков и всякие магистрали на днище прикрыты всего лишь пластиковыми листочками (аэродинамические щитки, для снижения расхода топлива и шума на немецких автобанах). поэтому на тигуане можно пахать поля, но только до первого камня/ железки пробившей бензобак или добравшейся до магистрали.
Как резюме:
тига везде пройдёт, не хуже шнивы, но это относится только к дороге с/ на пикник на берегу речки, а вот записываться на тиге в какой-нибудь offroad ралли не стоит - ремонт будет стоит хороших денег.
Но можно цену ремонта уменьшить, если немного доработать тигу - установить стальную защиту баков, днища, одеть M/T резину, обклеить плёнкой для защиты от царапин. В этом случае можно будет спокойно ездить по всяким направлениям - риски будут такие же как на шниве, вранглере, дискавери и т.п. Разве что ходы подвески не позволят по колее от урала идти...
Ремарки коллег:
TurboFox
XDS - это опция которая есть на Golf-R и может буть активироана и на Tiguan, это тупо электронный помощник для доворачивания авто в повороте -по сути подтормаживается переднее внутренее колесо в повороте, тем самым увеличивая доворачивающий эффект
На Tiguan всегда полный привод (в любом сочетании моментов по осям правда), кроме торможения! (дабы не мешать работе ABS/EBD, и курсовухе)
Межосевого дифференциала (2 в вашей табличке) у нас нет, он эмулируется сжатием/размыкание муфты Haldex
А теперь суть Haldex-4 поколения у нас гидравлическая, а значит не перегреется при преодолении глиняненого/снежного поля, как бывает перегрев с электромуфтами через 5-15мин изза сильного нагревания электромагнитов
Haldex-4 работает/раздает момент 50/50 по осям привентивно(заранее)!
Те муфта всегда замкнута на 100%, при:
1-трогании с места
2-при ускорении с места или добавления резко газа уже на скорости
3-при нажатой кнопке OffRoad (стоит на версиях Tiguan Field, на Sport её нету)
4-при прохождении поворота и при добавлении газа (без газа муфта ослабляется, до обычных 90/10 момента по осям)
А при спокойном движении или на круизе когда, то муфта ослабляется с распеределением 90/10 момента, в пользу передка для лучше управляемости
Кстати недавно катались по песчанным карьерам я и друган на UAZ Patriot, оказалось что там нет в осях дифференциалов!!!
Те любая диагоналка и все Патриот стоит!!! У нас же блокирование хоть и происходит при помощи электроники, но по многочисленным тестам, роликам и отзывов журналистов, она происходит очень грамотно и корректно, в отличие от других, где видны судорожные рывки, толчки но машина не проходит диагоналку, например Venza, Outlander XL
И кстати на Шниве не отключается полный привод
Dupont
Халдекс является муфтой с превентивным алгоритмом работы. При старте крутящий момент всегда распределяется в соотношении 50:50. К 40 км/ч момент плавно смещается в сторону передней оси и Тигуан становится переднеприводным. Для того, чтобы не было резкого подключения, как на реактивных муфтах, в 4 халдексе применили гидроаккумуляторы давления, которые всегда держат муфту "на готове". В 5 поколении изменена схема работы, вместо гидроаккумуляторов там новый насос со специальным клапаном. Но принцип действия остался тот же. Что касается работы блокировок на бездорожье, есть отличное видео:
http://youtu.be/fuReLnIPcBQ
Краткое резюме
если вы вроде бы где-то застряли, то:
1) отключаете ASR (кнопочка под блоком климата), так же называют это "отключить ESP". Безразлично как называть, в тигуане кнопочка есть только отключения ASR. Если есть кнопочка offroad, то жмёте и на неё.
(кстати, кнопка offroad полностью программная - если её нет на SS, то её можно доустановить цена около 2 тр за панельку с кнопочкой и эл. провод т.к. всё остальное необходимое железо на SS есть)
2) думаете в какую сторону ехать - у тигуана перед чуть ниже, чем зад т.е. выехать назад обычно проще чем вперёд, особенно если вы первопроходец и до вас тут никто не ездил.
3) ставите руль "прямо" - хоть и кажется это странным, но это надо сделать - по ряду причин, которые описаны ниже, полный привод тигуана лучше всего работает когда руль стоит прямо.
4) ставите на нужную передачу, отпускаете тормоз и плавно поднимаете обороты. Подняв до 2000 держите и наслаждаетесь выходом машины из страшной ловушки. Где то с 1500 оборотов тигуан начнёт грести всеми колёсами и ехать, далее, в районе 2500-3000 оборотов начнёт агрессивно дёргаться. Рекомендуется держать около 2000 оборотов, если и в таком режиме не выезжаете, то остаётся идти за лопатой/ тросиком. Но обычно, все препятствия удаётся преодолеть.
Также, автомат тигауна позволяет переходить с реверса на драйв без остановки трансмиссии (без остановки автомобиля) т.е. возможна раскачка, но это уже высший пилотаж.
Типичные ошибки:
*) не отключают ASR, c вкл ASR машина даже в сугробе припарковаться не может. ASR надо обязательно отключить, только потом, при выезде на трассу не забудьте её обратно включить, а то после разгона до столь любимой многими максималки, можно весело улететь в кювет.
*) "пинают" педаль газа т.е. нажимают на 1-2-3 секунды, слышат шум вращающихся колёс, пугаются и отпускают. Электроника при "пинке" по педали не понимает что же вы от неё хотите и ничего не делает
*) жмут газ в пол. Отличное решение - газ в пол и пусть "оно само поедет", только в режиме "газ в пол" мощный турбо-мотор раскрутится до ограничителя за 2-3 секунды и колёса так же будут весело крутиться, а вот электронные блокировки межколёсных дифференциалов уже не будут работать т.к. колёса крутятся слишком быстро и подтормаживать их тормозными дисками = смерть для тормозных дисков и колодок.
*) крутят руль влево-вправо. Да, на реальных джипах это помогает передними колёсами зацепиться за край колеи, но на тиге так можно делать только после начала движения, опять же, по ряду причин тига гребёт лучше всего, если руль стоит прямо.
+ обучающее видео (на видео форд, но пусть это вас не волнует - принцип управления тигуаном точно такой же):
http://youtu.be/fuReLnIPcBQ
А теперь занудная теория (на основе постов соклубников).
У VW тигуан, как и у многих другим автомобилей, включая крутые внедорожники, 4 колеса, которые приводятся в движение от мотора.
Что бы машина нормально ехела в поворотах, колёса должны иметь возможность крутиться с несколько различающимися скоростями для решения этой задачи в осях установлены т.н. межколёсные диференциалы.
В идеальных условиях передняя и задняя ось автомобиля (та штука к которой крепятся колёса) крутятся на одинаковой скорости, но в реальном мире, по ряду причин (разные шины, разный износ шин, разная нагрузка, разное давление в шинах и т.п.) оси должны иметь возможность крутиться с чуть разными скоростями. На VW тигуан отдельного межосевого дифиренциала нет, его роль выполняет муфта Халдекс.
Картинки с пояснениями можно посмотреть по первой ссылке из гугла, например по http://systemsauto.ru/transmission/4motion.html
А я же продолжу простым языком.
Как резюме: крутящий момент с мотора передаётся на обе оси (перед и зад) через муфту, а до конкретного колеса доходит уже через свободный дифференциал.
У крутых внедорожников всё почти так же устроено те же 4 колеса, те же 2 оси и почти те же 3 дифференциала (передний межколёсный, задний межколёсный и межосевой).
А теперь, как же устроен тига в сравнении с типа джипами И почему же многие залазят в грязь и не могут вылезти? (Кстати, MAV, создавший тему "Залез в грязь на Тигуане и не вылез", умудрился очень так хорошо засадить машину, после 3х дней успешной езды по всяким раскисшим колеям и в его посте был только один посыл, мол машина то очень даже едет. А уже потом набежал народ, который застревал на ровном месте).
У свободных диференциалов есть такое неприятное явление, что они весь крутящий момент могут передать на то колесо которое висит в воздухе. Да и муфта халдекс момент между передом и задом не мгновенно перебрасывает. Т.е. если вы двумя колёсами с одного бока стали на что-то скользкое (например, мокрая глина или повисли с одной стороны в колее) то колёса будут крутиться, а машина не будет ехать.
Для решения этой проблемы в тигуане предусмотрено подтормаживание отдельных колёс штатной тормозной системой т.е. электроника обнаруживает что на одной оси колесо крутится, а второе - нет и начинает подтормаживать крутящееся. И свободный дифференциал начинает часть момента передавать на "стоячее" колесо. Я в механнике не силён, но как понимаю, на стоячее колесо уходит ровно столько момента, сколько тормоза отняли у вращающегося. Электроника плавно увеличивает тормозные усилия на крутящемся колесе и второе, стоячее, рано или поздно преодолет гравитацию и начнёт крутиться и тянуть машину. Либо заглохнет от нехватки тяги, но 280 Нм бензина и 320 дизеля - это не хухры-мухры, и задушить такой мотор вроде бы никому ещё не удавалось.
В крутых джипах (типа вранглера) есть возможность жёсткой блокировки т.е. момент жёстко делится между колёсами и либо оба колеса на одной оси крутятся, либо ось ломается А тигуан медленно (нет точной информации, но за 2-5 секунд момент перебрасывается на стоячее колесо в достаточном объёме).
Кстати, на ниве, УАЗе и шниве, нет никаких межколёсных блокировок. Умельцы ставят блокировки различных конструкций (самоблок, ограниченного трения или принудительную пневматическую). "Из коробки" тигуан по этому пункту круче нивы
С межосевым дифференциалом всё впринципе, как я надеюсь, понятно. Тигуан реально полноприводный, сзади через муфту халдекс крутится от 5 до 50% момента т.е. спереди от 95 до 50. Поэтому на трассе повадки у него как у переднеприводного авто. Что бы весело крутиться на заснеженной парковке обязательно отключайте ASR, а то она не даст крутиться, а как только отключаешь ASR - да здравствуют заносы и сносы.
Момент между осями передаётся быстро, муфта весьма придвинутая и эффективная. Единственная проблема - нет какой-либо контрольной лампы с индикацией поломки муфты... Т.е. если сломалась муфта, вы об этом не узнаете машина просто станет переднеприводной. Поэтому, например, если внезапно машина перестала уверенно парковаться на заснеженном бордюре, это повод посмотреть лог ошибок либо Васей, либо пожаловаться ОД (возьмут денег за диагностику). Блок халдекс честно сообщает о своих проблемах, а вот почему не сделали никакой диагностической лампы - вопрос...
О крутых джипах. У них межосевой диф можно жёстко заблокировать. Примеры - тотже вранглер и, даже, Нива Но, ИМХО, халдекс тут рулит и педалит. Отличия жёсткой блокировки от халдекса вряд ли удастся заметить. Да и при трогании с места в режиме "offroad" халдекс делит момент между осями 50/50 т.е. как реальная жёсткая блокировка.
Остальные отличия:
*) клиренс и ходы подвески. ИМХО не столь уж и отличаются от шнивы
*) отсутствие понижайки. Да, важно, но надо учесть, что те, кто "залез и не смог вылезти" обычно на автомате, а автомат позволяет работать мотору в моментной зоне, а колёсам стоять на месте (правда не долго - ибо перегрев может быть). У бензинового тиги 280 Нм, у дизеля - 320, а у шнивы всего лишь 128 Нм, а вот уже у врангеля - 410 Нм и с понижайкой он колёса сможет крутить практически в любых условиях.
Теперь всё же о том, почему тига = паркетник.
Надеюсь, вы смогли убедиться, что с технической точки зрения тига практически ничем не хуже крутых джипов (на примере нивы и вранглера), но есть "но":
*) блокировки межколёсного дифа реализованы тормозами. Долго блокировать крутящееся колесо тормозами не получится - диски перегреются, колодки сотрутся.
*) пластиковое днище - у тиги в российской комплектации идёт штатная защита мотора (железка около 2 мм), но отсутствует защита баков и всякие магистрали на днище прикрыты всего лишь пластиковыми листочками (аэродинамические щитки, для снижения расхода топлива и шума на немецких автобанах). поэтому на тигуане можно пахать поля, но только до первого камня/ железки пробившей бензобак или добравшейся до магистрали.
Как резюме:
тига везде пройдёт, не хуже шнивы, но это относится только к дороге с/ на пикник на берегу речки, а вот записываться на тиге в какой-нибудь offroad ралли не стоит - ремонт будет стоит хороших денег.
Но можно цену ремонта уменьшить, если немного доработать тигу - установить стальную защиту баков, днища, одеть M/T резину, обклеить плёнкой для защиты от царапин. В этом случае можно будет спокойно ездить по всяким направлениям - риски будут такие же как на шниве, вранглере, дискавери и т.п. Разве что ходы подвески не позволят по колее от урала идти...
Ремарки коллег:
TurboFox
XDS - это опция которая есть на Golf-R и может буть активироана и на Tiguan, это тупо электронный помощник для доворачивания авто в повороте -по сути подтормаживается переднее внутренее колесо в повороте, тем самым увеличивая доворачивающий эффект
На Tiguan всегда полный привод (в любом сочетании моментов по осям правда), кроме торможения! (дабы не мешать работе ABS/EBD, и курсовухе)
Межосевого дифференциала (2 в вашей табличке) у нас нет, он эмулируется сжатием/размыкание муфты Haldex
А теперь суть Haldex-4 поколения у нас гидравлическая, а значит не перегреется при преодолении глиняненого/снежного поля, как бывает перегрев с электромуфтами через 5-15мин изза сильного нагревания электромагнитов
Haldex-4 работает/раздает момент 50/50 по осям привентивно(заранее)!
Те муфта всегда замкнута на 100%, при:
1-трогании с места
2-при ускорении с места или добавления резко газа уже на скорости
3-при нажатой кнопке OffRoad (стоит на версиях Tiguan Field, на Sport её нету)
4-при прохождении поворота и при добавлении газа (без газа муфта ослабляется, до обычных 90/10 момента по осям)
А при спокойном движении или на круизе когда, то муфта ослабляется с распеределением 90/10 момента, в пользу передка для лучше управляемости
Кстати недавно катались по песчанным карьерам я и друган на UAZ Patriot, оказалось что там нет в осях дифференциалов!!!
Те любая диагоналка и все Патриот стоит!!! У нас же блокирование хоть и происходит при помощи электроники, но по многочисленным тестам, роликам и отзывов журналистов, она происходит очень грамотно и корректно, в отличие от других, где видны судорожные рывки, толчки но машина не проходит диагоналку, например Venza, Outlander XL
И кстати на Шниве не отключается полный привод
Dupont
Халдекс является муфтой с превентивным алгоритмом работы. При старте крутящий момент всегда распределяется в соотношении 50:50. К 40 км/ч момент плавно смещается в сторону передней оси и Тигуан становится переднеприводным. Для того, чтобы не было резкого подключения, как на реактивных муфтах, в 4 халдексе применили гидроаккумуляторы давления, которые всегда держат муфту "на готове". В 5 поколении изменена схема работы, вместо гидроаккумуляторов там новый насос со специальным клапаном. Но принцип действия остался тот же. Что касается работы блокировок на бездорожье, есть отличное видео:
http://youtu.be/fuReLnIPcBQ