Пакет «расширенный»
Как ABS стала в свое время базой для развития ESP, так и ESP породила множество вспомогательных устройств. База фактически остается прежней: в автомобиле есть электронный блок, который умеет через исполнительные механизмы избирательно подтормаживать колеса. В каких случаях он будет это делать и для чего, зависит от программы, зашитой в блок управления.
Когда мы говорим о том, что на той или иной ŠKODA установлена ESP, мы подразумеваем, что за этой аббревиатурой скрываются дополнительные
подсистемы. Одни являются штатными, другие — опциональными.
Электроника может выступать в качестве мудрого инструктора. Если машина оснащена системой DSR (Driver Steering Recommendation), то в случае заноса (или сноса, если вы знаете разницу) компьютер будет подсказывать водителю, куда повернуть руль.
Это стало возможным благодаря появлению на автомобилях ŠKODA электромеханических усилителей с электронным управлением: они могут варьировать свою производительность по команде блока управления. Когда автомобиль попадает в ситуацию «на грани провала», то электроника слегка поворачивает руль в правильном направлении, чтобы человек смог это
почувствовать и интуитивно выполнить правильный маневр. Если водитель прислушается к рекомендации, справиться с заносом системе будет гораздо легче: вы станете исправлять ошибку сообща.
Кроме того, эти же корректирующие импульсы помогают удержать машину при торможении на «миксте», когда под колесами слева и справа разное по сцеплению покрытие: скажем, с одной стороны лед, с другой — чистый асфальт.
Также ESP может имитировать дифференциал повышенного трения — весьма сложное и дорогое устройство, которое обычно встречается лишь на
спорткарах. Но теперь его преимущества дано оценить и владельцам доступных машин. Смысл в том, чтобы колеса реализовали при разгоне (или трогании с места)
как можно больший крутящий момент. Компьютер будет следить за пробуксовкой колес и избирательно ее ограничивать, перераспределяя тягу в зависимости от
сцепления шин с дорогой. Такая функция называется EDS (Elektronische Differentialsperre).
Само собой, в состав этой опции входит и привычная антипробуксовочная система ASR (Antriebs Schlupf-Regelung), основное действие которой сводится к ограничению оборотов двигателя.
Есть у ŠKODA и более продвинутая версия EDS: она называется XDS и устанавливается на «горячие» модели Fabia RS и Octavia RS.
Работа XDS хорошо заметна при прохождении извилистой трассы на высокой скорости: она подтормаживает внутреннее разгруженное колесо, направляя крутящий момент на загруженное внешнее. Автомобиль прописывает повороты «как по рельсам».
Но ESP способна работать и в обратной ситуации, когда скольжение машины возникает из-за того, что водитель в процессе движения включил слишком низкую передачу или резко отпустил газ (это актуально в основном для моделей с механической коробкой). На сухом асфальте вы просто неприятно кивнете головой за счет тормозящего момента, возникшего в трансмиссии, а на мокром покрытии или заснеженной дороге может произойти занос. Предотвращает этот неприятный эффект функция MSR (Motor Schleppmoment Regelung): она скорректирует подачу топлива, чтобы последствия рывка как можно быстрее исчезли, а занос подавит в самом начале его развития, подтормозив колеса по схеме, заложенной в электронный блок управления.
Особый алгоритм ESP, который называется TSA (Trailer Stability Assist), вступает в действие, когда автомобиль буксирует прицеп. Автопоезд склонен к «болтанке», причем, если «хвост» начинает бросать из стороны в сторону, остановить процесс непросто, так как амплитуда раскачки растет. Что делает электроника? В противофазе колебаний подтормаживает передние колеса автомобиля, стабилизируя весь состав.
Что входит в ESP?
Краткая справка о функциях ESP, доступных для различных моделей ŠKODA, предлагающихся в России.
С истема Н азначение П рименение
DSR Подсказывает водителю правильное направление вращения руля в критической ситуации Octavia, Octavia Combi, Octavia RS, Octavia Scout, Yeti, Superb, Superb Combi
ASR Предотвращает пробуксовку колес Все модели
EDS Электронная блокировка дифференциала Все модели
XDS Динамическая электронная блокировка дифференциала Fabia RS, Octavia RS
MSR Борется с блокировкой колес в движении Все модели
TSA Стабилизирует автомобиль с прицепом Octavia Combi*, Octavia Scout*, Yeti*,
Superb*, Superb Combi*
HHC Помощь при трогании на подъеме Fabia Scout*, Fabia Combi*, Fabia RS, Roomster*, Roomster Scout*, Octavia(с DSG), Octavia Combi*, Octavia RS*, Octavia Scout*, Yeti*, Superb*,
Superb Combi*
TPM Контролирует давление в шинах Fabia Scout*, Fabia Combi*, Fabia RS, Roomster*, Roomster Scout*, Octavia*, Octavia Combi*, Octavia RS, Yeti*, Superb*, Superb Combi
RBS Просушивает тормозные диски в дождь Octavia, Octavia Combi, Octavia RS,
Octavia Scout, Yeti, Superb, Superb Combi
HBA Ассистент торможения Все модели
HDC Контроль скорости на спуске Yeti*
* Опция