Когда страна совершила скачок из коммуналки в «хрущевку», чтобы уже в 1980 году каждая советская семья могла встретить коммунизм в отдельной квартире, возникла необходимость в обустройстве частного быта. И в 1960-е годы начинается период качественного переосмысления роли бытового дизайна в жизни советского общества.
В то время, когда важнейшим из всех искусств для нас было кино, а секса вообще не было, считалось, что сильная сторона отечественной дизайнерской мысли – в ее направленности на сферу производства как наиболее массовую и социально значимую. Такая идеологическая ангажированность советского дизайна принципиально отличала его от капиталистического, которого интересовал обычный человек и его персональный комфорт: мебель, холодильники, миксеры, пылесосы и прочие «буржуазные глупости».
Когда стало очевидно, что личный быт советских людей также нуждается во внимании и развитии, была создана государственная, жестко централизованная структура, регламентирующая отношения человека с его предметным окружением. В 1962 году постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами в столицах союзных республик и в крупных промышленных областях.
В этой колыбели прорывных методологий были созданы такие разделы науки о дизайне как ритмика и современное цветоведение, эргодизайн, экономика красоты, дизайн-программирование, футуродизайн и множество других. Что никоим образом не отразилось на качестве и облике типовой советской мебели, наполнявшей типовые жилища. Простые, без лишнего декора, экономически и конструктивно рациональные продукты массового серийного производства определяли стиль типового советского интерьера: сборно-разборный шкаф, стеллаж, кресло-кровать, диван-книжка, кухонные гарнитуры из трех предметов.
Проектированием мебели занимался и созданный в1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), где работали мэтры мебельного дизайна 1960-х - начала 1970-х годов Ю. В. Случевский и К. К. Бломериус, Е. С. Бочарова, Э. Вельбри и другие. Мебель этого времени опирается на поиски конструктивизма 20-30-х и отражает борьбу с украшательством и стилизацией, которые тормозят массовое производство.
Унифицированные элементы и детали, лакированные ДВП, ДСП и пластмасса вместо дерева – такова цена прогресса в мебельной промышленности. В окружении его абсолютно безвкусных плодов жили поколения советских людей, даже не подозревающие о том, что в мире есть вещи, созданные с любовью по законам красоты, функциональности и комфорта.
Сегодня многие помнят советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней, но не у каждого рука поднимется снести их на свалку.
Может, потому, что они уже перестали быть просто неудачным плодом конструкторского гения прошлого века, а перешли в разряд неких нематериальных ностальгических ценностей? Несмотря на тяжесть ДСП, из которых собраны.
Поэтому мебель из светлого прошлого продолжает жить на дачах и в квартирах, претерпев некоторый апгрейд от рук любящих хозяев.