«Скандал века» вокруг Volkswagen: как пострадает Германия
26 октября 2015 г.
Крупнейшего австостроителя ФРГ ждет суровая расплата за надувательство. Это скажется на госбюджете, росте ВВП, имидже бренда Made in Germany и даже на немецком футболе.
Выхлопной, или дизельный, скандал – именно так СМИ чаще всего называют события, которые разворачиваются в последние недели вокруг крупнейшего немецкого автостроительного концерна Volkswagen (VW). Такие эпитеты точно характеризуют суть происходящего, но не его масштабы. Куда лучше подходит хоть и избитое, но в данной ситуации абсолютно оправданное определение – скандал века. Произошло беспрецедентное в истории немецкого бизнеса надувательство, и оно может повлечь за собой разнообразные последствия не только для самой компании, но и для всей Германии: фискальные, экономические, имиджевые, технологические и даже футбольные.
Потери могут достигнуть 100 миллиардов евро
Правда, давать какие-либо прогнозы пока рано. Ведь еще нет даже приблизительного представления о том, какие расходы, штрафы и судебные иски с требованием возместить ущерб обрушатся на компанию, которая как минимум с 2008 года целенаправленно оснащала свои дизельные автомобили компьютерной программой, позволявшей при проверках существенно занижать данные о токсичности выхлопных газов.
Поэтому на данном этапе речь может идти лишь о составлении списка предполагаемых последствий скандала. Разобьем их условно на три группы: последствия для самого Volkswagen, влияние на экономику Германии, сопутствующие социально-культурные эффекты.
Совершенно очевидно, что за сознательный обман по всему миру клиентов и властей концерну Volkswagen придется заплатить очень высокую цену. Насколько высокую? Профессор Марсель Фрацшер (Marcel Fratzscher), президент Немецкого института экономических исследований в Берлине (Deutsches Institut fьr Wirtschaftsforschung, DIW), полагает, что в худшем случае она может дойти до 100 миллиардов евро.
Концерн выживет, но сильно изменится
Так, VW первым делом предстоит по всей планете отозвать в мастерские и за свой счет переоснастить не менее 11 миллионов легковых и коммерческих автомобилей с манипулированными дизельными двигателями. На эти цели концерн уже отложил 6,5 миллиарда евро. Затем VW в целом ряде стран грозят штрафы за нарушение экологических норм. В одних только США они могут достигнуть, по данным немецких СМИ, 18 миллиардов евро.
К тому же акционеры VW, среди которых суверенные фонды Катара и Норвегии, потребуют возместить им ущерб, возникший из-за обвального падения акций компании. Британские СМИ утверждают, что сумма иска может составить 40 миллиардов евро. Кроме того, VW придется вернуть субсидии, полученные в разных странах за свои якобы особенно экологичные автомобили, и годами платить гонорары огромной армии дорогостоящих юристов. Совершенно отдельная тема – влияние скандала на бизнес VW, на объемы продаж автомобилей. Тут особо тревожных тенденций пока не наблюдается, но они со временем могут проявиться.
Короче говоря, надвигающиеся на Volkswagen расходы и убытки настолько астрономически велики, что в Германии уже задаются вопросом, не грозит ли скандал самому существованию фирмы. Нет, полного краха не будет, убеждены эксперты. При этом они указывают на значительные финансовые резервы компании, ее многочисленные активы, которые можно будет продать, на то, что выплата штрафов и компенсаций растянется на целый ряд лет, а главное, на тот факт, что 20 процентов концерна принадлежат государству в лице федеральной земли Нижняя Саксония.
Так что Volkswagen не пропадет, но может заметно измениться. Например, отказаться от некоторых брендов – скажем, Bentley, Bugatti или Lamborghini, уменьшить объемы производства, инвестиции и штаты, сократить присутствие на некоторых малоперспективных рынках или даже полностью с них уйти (Россия?), пересмотреть модельную политику. Думается, возможны самые разные, причем весьма неожиданные и радикальные варианты развития событий.
Недобор налогов ударит по автогородам
Перейдем к макроэкономическим последствиям скандала. Самые очевидные из них – фискальные. Предстоящие расходы сделают бизнес Volkswagen малоприбыльным или даже убыточным, что повлечет за собой резкое сокращение налоговых отчислений в федеральную казну, в земельные и муниципальные бюджеты. В институте DIW исходят из того, что фискальные органы и в этом, и в следующем годах недополучат от промышленного гиганта по 1,5 миллиарда евро.
Федеральная казна без подобных сумм, в принципе, могла бы обойтись. Проблема в том, что в условиях непредвиденно высокой финансовой нагрузки из-за приема беженцев именно не поступившие от VW деньги могут стать той каплей, из-за которой амбициозный бездефицитный бюджет 2016 года все-таки окажется дефицитным. Впрочем, на уровне всей Германии это станет всего лишь досадным статистическим и политическим фактом.
А вот на земельном и муниципальном уровнях неизбежный недобор налогов породит куда более серьезные проблемы. Так, моногород Вольфсбург, где расположены штаб-квартира и головной завод Volkswagen, лишится, скорее всего, львиной доли тех 300 миллионов евро, которые он ежегодно собирает в качестве налога на местный бизнес. Нечто подобное угрожает и Ингольштадту c градообразующим предприятием Audi. А земле Нижняя Саксония как совладельцу VW в этом году были выплачены дивиденды в размере 283 миллионов евро. Если концерн в ближайшие год-два или даже дольше дивиденды платить не сможет, в земельном бюджете образуется очень крупная дыра.
Немецкий футбол
потеряет своего крупнейшего спонсора
Пока правительство исходит из того, что сокращение налогов от VW не замедлит развития немецкой экономики. 14 октября, уже в разгар выхлопного скандала, министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) подтвердил прогноз роста ВВП в 2016 году на уровне 1,8 процента. Однако если экономическое положение автостроителя заметно ухудшится, а объявленный им режим жесткой экономии ощутимо ударит по его бесчисленным средним и малым поставщикам, то макроэкономического торможения трудно будет избежать.
Но немецкому бизнесу из-за скандала века угрожают не только материальные, но и имиджевые потери: манипуляции VW могут подорвать доверие к любой немецкой экспортной продукции. «Пока знак качества Made in Germany обошелся, похоже, без серьезных потерь», – сообщил 22 октября генеральный директор Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK) Мартин Ванслебен (Martin Wansleben), сославшись на оперативно проведенный опрос членов этой организации и ее зарубежных представительств. Но скандал ведь еще только разгорается.
Серьезные, а может быть, и смертельные имиджевые потери понесет и сама дизельная технология, на которую сделали ставку многие немецкие автостроители. Пока дизельные автомобили в Германии весьма популярны, в том числе благодаря налоговым льготам.
Непонятно, сохранится ли спрос на них после того, как стало ясно, что они совсем не такие экологичные, как утверждали их производители. Тем более что льготы теперь могут и отменить. Бросается в глаза, что на фоне выхлопного скандала в Берлине резко участились заявления о необходимости заметно расширить государственную поддержку электромобилей.
«Скандал века» скажется даже на культурной и спортивной жизни Германии, ведь Volkswagen все последние годы был крупным спонсором. В частности, именно он являлся важнейшим финансистом немецкого футбола: из 36 клубов 1-й и 2-й бундеслиг как минимум 18 получали деньги от VW или его дочек. Эти времена прошли. Новый глава концерна Маттиас Мюллер (Matthias Mьller) уже предупредил, что ему придется пересмотреть инвестиции в немецкий футбол. От финансирования заводской команды «Вольфсбург» компания, скорее всего, отказаться все-таки не сможет, но все остальное сейчас под большим вопросом.