Я рождён в СССР

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,632
Благодарности
79,546
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
orig


Позитивная реакция соклубников на пару моих ностальгических постов навеяла мысль открыть эту тему. Если у нас привилась тема уважаемого Дока о Российской империи, то о стране (эпохе) в которой родились и выросли многие, если не большинство из нас, поговорить будет тем более интересно (ИМХО), а для некоторых форумчан и познавательно.
Предлагаю выкладывать здесь встретившиеся интересные материалы из инета и личные воспоминания , возможно, с фото. Жанр темы - позитивно-ностальгическая романтика, давайте постараемся не пускать в неё грязь и политику.
 
Последнее редактирование модератором:

R.A.F.

Участник
Регистрация
24 Окт 2015
Сообщения
124
Благодарности
21
Адрес
Татарстан
Автомобиль
VW трактор
автомобиль, это был не статус, а СТАТУС!
особенно 2108 и 2109
на них у нас только "мафия" ездила
 

obivan

Новичок
Регистрация
7 Апр 2016
Сообщения
8
Благодарности
3
Адрес
Saint-Peterburg
Автомобиль
TIGUAN 2.0 TDI 2012
А вспомнить реэкспорт 2109 из Турции?
 

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,632
Благодарности
79,546
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
В 87-м купил за чеки на Варшавке на 6-м этаже

IMG_0180.jpg

и не только из-за СТАТУСА (хотя и не без этого), а потому, что в то время она была реально лучшей, да и цвет "престижный". А до неё была любимая

IMG_0163.jpg
В Белорусии на "диком" отдыхе
 
Последнее редактирование:

Svarog

Почётный Тигуановод
Регистрация
17 Июн 2013
Сообщения
1,835
Благодарности
809
Адрес
Нижний Новгород
Автомобиль
Tiguan 2.0 TSI SE
До сих пор не пойму, почему во времена СССР коммунисты так наплевательски относились к наполнению потребительского рынка. Собственно, именно это и добило СССР.
 

shoffer

Гуру
Регистрация
8 Фев 2011
Сообщения
5,934
Благодарности
5,149
Адрес
Столица Черноземья
Автомобиль
Конечно Tiguan!
В 87-м купил за чеки на Варшавке на 6-м этаже

Посмотреть вложение 54208

и не только из-за СТАТУСА (хотя и не без этого), а потому, что в то время она была реально лучшей, да и цвет "престижный". А до неё была любимая

Посмотреть вложение 54209
В Белорусии на "диком" отдыхе

В 90м батя хотел жигули за чеки взять-бесполезно, пришлось брать волгу за кааие-то совершенно бешеные деньги по тому времени
 

UncleMisha

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2010
Сообщения
803
Благодарности
690
Адрес
Санкт-Петербург
Автомобиль
Tiguan T&F, 2.0L 170 hp
А у нас в семье был Москвич-401. Если кто не знает, это такой с запасным колесом сзади снаружи, как у Штирлица. :) Папа купил его в долях напополам с другом в 1963 году (через год после моего рождения). Москвич был не новый, 1956 года выпуска. Они заплатили за него 800 рублей (по 400 с носа). Первые три года владели сообща. Семьями (без детей, поскольку мы еще совсем малыши были) вместе ездили на этом Москвиче в Одессу, в Крым, на Кавказ. Через три года дядя Женя (папин друг) сумел собрать денег на подержанную Победу. а папа выкупил его долю Москвича и авто стало полностью нашим. Мы ездили на нем до 1986 года. Зимой папа машиной не пользовался, хранил в гараже, а летом - дачи, поездки в отпуск, по городу не каждый день. В 1987 году он поставил его в гараж, так как по здоровью уже не смог водить. Папа умер в 1990 году. Я с 1989 по 1992 гг. в России бывал короткими наездами. Когда вернулся окончательно, в 1993 году, я продал этот Москвич своему знакомому, который занимался реставрацией старых автомобилей. Удивительно, но мы смогли его завести (заменив, разумеется, аккумулятор), и из гаража после 6 лет стоянки он выехал своим ходом. Кстати, старый аккумулятор все эти годы стоял на полу перед задним сиденьем, треснул, и электролит вытек на пол. Только коврик разъело, а пол остался цел. Знакомый провозился с моим Москвичом больше года (он еще три таких купил, чтобы собрать в итоге один). Но в конце концов восстановил идеально. Потом, насколько я знаю, он перепродал его какому-то коллекционеру в Бельгию.
До сих пор с ностальгией вспоминаю эту машину, когда перебираю старые семейные фотографии. А какой изумительно мягкий ход у нее был! Такой подвески я больше никогда не встречал. В 60-е годы ее трижды угоняли, но все три раза папа самостоятельно ее находил, обходя дворы района.
 

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,632
Благодарности
79,546
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
А у нас в семье был Москвич-401. Если кто не знает, это такой с запасным колесом сзади снаружи, как у Штирлица. :)

У нас тоже был такой, серенький

moskvich-401-01.jpg


Запомнился мне тем, что везли меня как-то родители с подмосковной детсадовской дачи, отчим резко тормознул и я, сидя сзади, приложился зубами о металлическую скобу, что поверх спинки передних сидений. Все передние (и верхние и нижние) зубы навылет, благо молочные
 

Drius

Партнёр клуба
Регистрация
10 Апр 2016
Сообщения
24
Благодарности
24
Адрес
МО
Автомобиль
Golf V
До сих пор не пойму, почему во времена СССР коммунисты так наплевательски относились к наполнению потребительского рынка. Собственно, именно это и добило СССР.

никто не задумывался об других, каждый о себе
 

R.A.F.

Участник
Регистрация
24 Окт 2015
Сообщения
124
Благодарности
21
Адрес
Татарстан
Автомобиль
VW трактор
таки афрокомунистов надо было кормить
 

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,632
Благодарности
79,546
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
Большущий пост, уж извините. Зато содержательный

"История советской колбасы

У многих из нас с вами колбаса ассоциируется со вкусом детства. Мама приносила после работы свёрток бумаги с «Докторской» — ее аромат разносился по всей квартире. В холодильнике она долго не залеживалась, уминали в тот же вечер.

«Что особенного в этой хваленой колбасе за 2,20?» — удивляется сейчас молодежь, не заставшая советской эпохи. Да ничего особенного, сущий пустяк — просто колбасу делали из мяса!


Пожалуй, ни один продукт в советском обществе, особенно в позднем советском периоде, не имел такого социального и культурного значения, как колбаса.

Это был не просто продукт, а своего рода символ советского строя. Признак благополучия в годы тотального дефицита, причина и самый частый повод для ностальгии нескольких поколений эмигрантов, полноправная тема самых различных форм фольклора и даже литературных произведений.





Мы с детских лет знали: наша колбаса самая вкусная! В смысле, колбаса советская, парадоксальность которой состояла, во-первых, в странном несоответствии стоимости и качества, когда второе много превосходило первое, а во-вторых, в доступности по цене и недоступности по… способу приобретения, ибо за продуктом самого что ни на есть повседневного употребления приходилось ездить в другие города и выстаивать километровые очереди.

Дешевая еда была нужна голодной России 30-х годов. Выполнять поручение партии и правительства Анастас Микоян поехал в Чикаго — там находилось самое передовое на тот момент производство колбасы. Советские чиновники посмотрели на местный мясоперерабатывающий комбинат и заказали себе точно такой же. Правда, рецептуру для колбасы разрабатывали уже в Москве.

Возрождение российских колбас состоялось, когда советская власть уже прочно утвердилась в России. А именно — в апреле 1936 года нарком пищевой промышленности Анастас Микоян подписал приказ о производстве новых мясных продуктов: колбас Докторской, Любительской, Чайной, Телячьей и Краковской, Молочных сосисок и Охотничьих колбасок.

Часть рецептур была разработана заново, другие восстановлены с прежних времен. Примечательно, что Докторская колбаса была специально создана для «больных, имеющих подорванное здоровье в результате Гражданской войны и царского деспотизма».

Рецепт «поправки народного здоровья» был выверен до мелочей: в 100 кг колбасы содержалось 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц и 2 кг коровьего молока.

За 70 лет ГОСТы на эту колбасу менялись, и не один раз: сказывались и война, и советский дефицит. Первые сорта советской колбасы отличались по качеству мяса. В «Любительской» и «Докторской» оно было высшего сорта, а где-то — первого и даже второго.





В эти же годы были построены более 20 крупных мясокомбинатов — в Москве, Ленинграде, Семипалатинске, Энгельсе, Днепропетровске, Свердловске и других городах, оснащенные самым современным для того времени оборудованием. Ведь не напрасно А. Микоян ездил знакомиться с колбасным производством в США!

В годы войны общие потери мясоперерабатывающей промышленности превысили 1 млрд. руб. Многие мясокомбинаты были частично или полностью разрушены. Пострадала и сырьевая база. С оккупированной территории СССР немецкой армией было вывезено, забито 17 миллионов голов крупного рогатого скота, 7 миллионов лошадей, 20 миллионов свиней, 27 миллионов овец и коз.

Однако были предприняты беспрецедентные меры по сохранению поголовья и обеспечению армии и тыла мясными продуктами. С западных территорий были эвакуированы миллионы голов крупного и мелкого скота и лошадей.




В соответствии с требованиями военного времени была проведена перестройка ассортимента в сторону выпуска транспортабельной продукции, мало подверженной порче, такой как солонина, копчености и консервы, а также полукопченые и копченые колбасы.

Для гражданского населения многие предприятия основали производство костных бульонов и ливерных колбас. В тяжелые военные годы в обстановке острой нехватки сырья, в особенности в блокадном Ленинграде, изыскивались возможности использования всевозможных заменителей мясосырья, таких как глицерин, альбумин, желатин, агар-агар, съедобные травы и даже ботва огородных культур.

Когда в январе 1942 года со дна Ладоги подняли затопленную баржу с горохом, на колбасном заводе в кратчайшие сроки была разработана технология выработки гороховой колбасы с добавлением лука, круп и муки. Но это была только вынужденная уступка военному времени. Люди работали по 12–14 часов, перевыполняя план и обеспечивая армию и тыл едой, и, конечно, они победили!




С момента «рождения» и вплоть до конца 50-х основная рецептура «Докторской» оставалась практически неизменной. В 60-х годах начались эксперименты с откормом животных. Это сказалось на колбасе: она стала пахнуть то рыбой, то курами, а иногда и химическим заводом, выпускающим удобрения.

За послевоенным восстановлением разрушенного хозяйства последовала эпоха технического перевооружения мясокомбинатов, совпавшая с ухудшением продуктивности и недостаточным ростом поголовья скота. Причиной снижения качества животных Пленум ЦК партии 1965 года назвал проводимую ранее политику в области животноводства.

В годы правления Брежнева начался спад производства мяса в СССР. Ученые начали разработку технологий комбинированных мясопродуктов: в колбасе появились соевый белок, молочный белок, так называемые препараты крови и даже такие «неудобоваримые» вещи, как казенат натрия.

Недостаточное финансирование животноводства и другие проблемы в сельском хозяйстве привели к нехватке сырья для производства продуктов питания. Однако только в 70-е годы появились первые изменения в рецептуре колбасных изделий. В результате небывалой засухи 1972 года из-за недостатков кормов пришлось пустить под нож сотни тысяч голов крупного рогатого скота.





В 1974 году в ГОСТы впервые ввели некоторые послабления. В мясной фарш разрешалось добавлять до 2% крахмала или муки либо заменителей белка животного происхождения — молока или крови. Никто из потребителей колбас не мог почувствовать каких-либо изменений. А недоложенные 2% мяса по стране давали огромную экономию. К тому же козенаты (заменители) в сравнении с ценой килограмма говядины стоили сущие копейки.

Словом, разрешив добавки, мы в некотором роде даже сделали еще один шаг к коммунизму: снизили цену за килограмм “Докторской” с 2,3 руб. до 2,2 руб.

Однако временные трудности с сырьем оказались постоянными. Возникло такое понятие, как дефицит, когда за колбасными изделиями выстраивались километровые очереди, появился советский феномен — так называемые «колбасные» электрички (еще многие помнят этот анекдот: Что это? Длинное, зеленое и пахнет колбасой? — Московская электричка).

Дефицит сменился системой талонов на основные продовольственные товары, затем — тотальным дефицитом и, в конце концов, — победой рыночных отношений и развалом Советского Союза.

Вот тогда-то и хлынул народ из нищей России в благополучные страны за налаженной жизнью, за полными прилавками, за хорошей колбасой. Ибо отечественную колбасу стали обвинять во всех грехах — и туалетную бумагу в нее, якобы, добавляют, и пуговицы/человеческие ногти/крысиные хвосты и прочие ужасы в ней находят, и вообще делают неизвестно из чего.

А в Россию хлынул поток колбасы импортной. Однако она оказалась несколько странной, необычной и даже — страшно подумать — совсем невкусной, во всяком случае, от нее наши потребители ожидали большего.

Как выяснилось, высокие технологии позволяют использовать в колбасе не самое лучшее сырье. Мало того, на Западе вообще мясо даже первого сорта не принято пускать на колбасу, оно идет только в продажу. Ну не совместимо качественное сырье с рыночными отношениями! И как раз иностранцы очень высоко ценили именно наши колбасы, отдавая им должное при посещении СССР.

И неудивительно. Ведь даже самые популярные и вполне доступные вареные колбасы Любительская и Докторская состояли из мяса, причем высшего сорта. То есть на 100 кг колбасы вареной Любительской высшего сорта полагалось говядины жилованной высшего сорта 35 кг, свинины жилованной нежирной 40 кг, шпика хребтового — 25 кг.

Аналогично на 100 кг Докторской шло 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц и 2 кг коровьего молока. Колбасы с таким составом действительно были уникальными по качеству и пищевой ценности! Если, конечно, часть сырья не уходила «налево»…

Если верить статистике, до 1990 г. в СССР на человека приходилось более 40 кг колбасы в год. Получается парадокс! В Советском Союзе, мировом лидере по производству колбасы на душу населения, ее никогда не было. Иногда вышеупомянутую мгновенно сметали с прилавков, иногда придерживали продавцы под угрозой увольнения.

А спустя некоторое время, когда обмороки у полных заграничных прилавков закончились, понятие «колбасная эмиграция» сменилось понятием «колбасная ностальгия». И появились рассказы, как наладил якобы кое-кто из бывших соотечественников производство «тех самых» колбас по «тем самым» рецептурам. И имели они, будто бы, невиданный успех на Западе, особенно среди бывших соотечественников.

А тем, кому такая колбаса все же не досталась, повезли российские родственники и друзья из России отечественные колбасы в подарок. Однако той — из детства — советской колбасы было не вернуть, стали другими и вкус, и цена. Или вылечились уж к тому времени пострадавшие от царского режима и колбаса как целительное средство потеряла актуальность, а потому и исчезла?

Впрочем, ностальгируют по колбасам советского времени не только эмигранты, но и жители России. И покупают, как известно, больше всего именно советские бренды — Докторскую, Любительскую, Краковскую, Московскую и, конечно, Сервелат.




Советскую колбасу всегда будут вспоминать с ностальгией. Бабушки и дедушки — о том, что во времена их молодости она была настоящей, из мяса. Их дети — как трудно было ее достать в принципе, а если удавалось — то бутерброд становился праздником. И как отоваривали талоны. А нынешняя молодежь уже привыкла приходить в магазин и выбирать колбасу по своему вкусу и кошельку.
Это было... вкусно.

tmp9QVOQe.jpeg
 

UncleMisha

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2010
Сообщения
803
Благодарности
690
Адрес
Санкт-Петербург
Автомобиль
Tiguan T&F, 2.0L 170 hp
А моя бабушка говорила, что последнюю съедобную колбасу она ела в годы нэпа.
 
  • Сказать "Спасибо"
Благодарности: A.Fox

bandytto

Гуру
Регистрация
10 Дек 2013
Сообщения
6,156
Благодарности
6,532
Адрес
Краснодар
Автомобиль
Тигуан 1 рест CUP
  • Сказать "Спасибо"
Благодарности: A.Fox

Мрачный

Новичок
Регистрация
9 Мар 2016
Сообщения
29
Благодарности
6
Адрес
Тольятти
Автомобиль
VW Tiguan 1,4 CTHA 4Motion
Мне трудно понять ностальгирующих по "той самой колбасе". за пределами МКАД в совбодной продаже ее практически не было. Ели то что удавалось "достать" или вымучить в очередях, а потом ввели талонную систему в начале восьмидесятых и там уж было точно не до изысков.
 

bandytto

Гуру
Регистрация
10 Дек 2013
Сообщения
6,156
Благодарности
6,532
Адрес
Краснодар
Автомобиль
Тигуан 1 рест CUP
Мрачный, Ну, не знаю... В Краснодаре была. Не навалом. но купить можно было... До самых последних дней 80-х... Сырокопченые не залёживались, а с варенкой вроде дружили...:eek:
 

Step69

Гуру
Регистрация
4 Сен 2013
Сообщения
2,051
Благодарности
984
Адрес
Чкаловский
Автомобиль
Tiguan 2013 TSI2.0 S&S
Я вроде в этой стране жил?
И у нас с колбасой по 2.20 - 2.90 за метр проблем не было...
 
  • Сказать "Спасибо"
Благодарности: A.Fox

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,632
Благодарности
79,546
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
Во второй половине 60-х, 70-е и 80-е я немало поездил по стране. бывал в т.н. дотационных районах с полупстыми магазинами, но вина за это, как правило, лежала на местном начальстве и снабженцах. В целом колбаску, м.б. не таком ассортименте, как в Елисеевском, почти везде можно было купить. Повальный же дефицит продуктов, в т.ч. внутри МКАД, начался в конце 80-х и, сдаётся мне, не по экономическим причинам.
Впрочем, мы договорились (см. 1-й пост темы), что жанр темы - позитивная ностальгия, давайте же избегать здесь антисоветизма, да и вообще политики.

Возвращаясь к советской колбасе: во время службы в СА в гарнизонном магазинчике в Казахстане продавалась удивительно вкусная колбаса "Чайный хлеб" по рупь семьдесят. Так она мне в душу запала. что после дембеля неоднократно её покупал, вызывая у родителей глубокое недоумение. Кто такую (приготовленную по советскому ГОСТу) помнит?

02b.png

Изображение лишь приблизительное, в натуре она была не такой розовой ( без краски), а по консистенции более рыхлой с вкраплениями желе.
 
Последнее редактирование:

bandytto

Гуру
Регистрация
10 Дек 2013
Сообщения
6,156
Благодарности
6,532
Адрес
Краснодар
Автомобиль
Тигуан 1 рест CUP
Shadi, Витя, и сейчас у нас можно найти... Выселки одно время делали.. И вкус, кстати, похожий...
 

Step69

Гуру
Регистрация
4 Сен 2013
Сообщения
2,051
Благодарности
984
Адрес
Чкаловский
Автомобиль
Tiguan 2013 TSI2.0 S&S
В Глобусах делают - Мясной Хлеб называется, довольно съедобный продукт, продают горячим, прям из печки.
 
Сверху Снизу