У майдана на самом деле было две беды. Но если вы думаете, что эти две беды — русские и украинцы, то я не об этом. Если вы думаете, что две беды — фашисты и антифашисты, я тоже не об этом. И версию Янукович и Порошенко — тоже оставим на другой раз.
Первая беда майдана — это его искусственная природа.
Здесь я имею ввиду то, что майдан был не естественным процессом выхода народа на борьбу за свои права, а процессом искусственным. Организованным. Причем организованным не партией, представляющей народ, не профсоюзами, а хозяевами жизни, капиталистами, олигархами, цели которых были строго противоположны заявленным.
И выходить на митинг против олигархов, организованный самими олигархами в своих интересах — было делом порочным с самого начала.
Собственно призыв «долой олигархов» был верным. Только никто не задумался о том, что под этим лозунгом понимались не все олигархи, не класс, а только часть олигархов. Просто олигархи из команды Порошенко хотели прогнать олигархов из команды Януковича.
А майдан стал просто инструментом. Народ, вышедший на майдан, банально использовали.
По телевизору народу объясняли, что все беды из-за Януковича, из-за его пророссийской политики, из-за Партии регионов, из-за Путина, из-за русских и так далее. Народу в доступной форме объяснили, что он хочет в Европу, потому что там цивилизация и все дела. И все само собой будет, стоит только отобрать у Януковича авторучку, которой он недоподписал ассоциацию и доподписать.
А учитывая, что объясняли долго, подробно, с картинками и сразу по нескольким телеканалам — значительная часть народа поверила. Потому что когда разные люди разными словами говорят одно и то же — трудно не поверить. Включаешь Пятый канал — там про Европу, включаешь Перший — про Европу. Трудно не поверить.
И выходящему на майдан народу объясняли то же самое, только уже с использованием техник управления толпой. «Кто не скачет, тот москаль» — простая и очень эффективная техника слаживания и форматирования толпы. А когда толпа сплочена, отформатирована и настроена воспринимать ведущего — толпой можно командовать.
А ночные бдения в палатках и вкусный тонизирующий чай, после употребления которого кажется, что можно горы свернуть, что ты причастен к историческому моменту — это уже окончательное цементирование и бетонирование толпы. Толпа пропитывается революционной романтикой, чувством причастности к великому историческому процессу, толпе кажется, что вот им выпала великая миссия развернуть свою любимую страну к Европе, вырвать ее из страшного советского прошлого и направить к счастливому европейскому будущему.
Украинцы конечно далеко не первые, кого так развели и использовали. И наверняка не последние.
Но самое печальное, что собирали майдан и использовали по заказу. Если бы майдан собирали романтики, которые сами верят в его идеи — было бы наверное не так сурово. Хотя, кто знает…
Так или иначе, майдан был искусственно собран, использован, а потом разобран. Майдан сделал свое дело — майдан стало необходимо распустить. Его и распустили. Самых боевых и активных быстро отправили на войну. Многих уже закопали. Остальные, разбросанные по разным батальонам, серьезной силы, способной спросить у Порошенко и Яценюка «за что же мы боролись?» уже не представляют.
Майдан сделал свое дело. Майдан разобрали. Кто остался неудовлетворен — пишите жалобы в спортлото и приходите в военкомат.
А всем фанатам майдана, революционерам и сочувствующим — урок на будущее: нельзя под управлением олигархов победить олигархов, нельзя под управлением олигархов победить олигархов, нельзя под управлением олигархов победить олигархов! Запомнили?
Вторая беда майдана — разрушение государственной власти.
Если бы майдан добился простой замены Януковича на Порошенко путем досрочных выборов — все было бы… не так чтобы совсем хорошо, но во всяком случае были шансы сохранить государство.
Однако уходить добровольно Янукович не спешил. Под конец согласился, но не сразу, а с задержкой на полгода. Майдан (вернее его организаторов) это не устроило. Майдан пошел на штурм.
Казалось бы, что такого? Во многих странах протестующие бросают коктейли Молотова и файеры в полицию. Однако есть принципиально важный момент. Когда полиция проводит разгон и аресты протестующих — функции полиции как одного из институов государства продолжают выполняться и тем самым сохраняются. Хорошо или плохо, но государство продолжает функционировать.
Майдан быстро перешел ту черту, за которой началось разрушение институтов государственной власти. Эта черта оказалась пройденной, когда нападения на беркут стали не только безнаказанными, но и поощряемыми.
Майдан превратил нападение на сотрудников милиции из правонарушения в акт патриотизма. И тем самым обрушил авторитет милиции и по сути ликвидировал ее как институт государства.
Потом был нарушен принцип неприкосновенности и безопасности президента.
А потом уже началось уничтожение других институтов власти. Начались визиты боевиков к прокурорам, в местные советы, в суды и другие инстанции. Человек с эмблемой активиста майдана и оружием оказался выше любого чиновника за исключением некоторого узкого круга лиц.
Затем началось уничтожение армии и ее функций. Армию отправили на войну внутри страны без объявления военного положения (что само по себе явлеяется нарушением законов). Армию превратили в карательную структуру полицейского типа, жандармерию, не забывая при этом уничтожать целые подразделения чисто физически. И одновременно с этим началась передача функций армии частным военизированным формированиям (частным батальонам), добровольцам и батальонам территориальной обороны.
Сегодня процесс разрушения государства продолжается. Когда политиков и чиновников ловят прямо на улице представители националистических группировок и бросают в мусорные баки — это тоже уничтожение институтов государственной власти.
Ведь что такое государство?
Государство — это как раз и есть система институтов. Если последовательно уничтожить большинство из них (или хотя бы ключевые) — государство перестанет существовать.
А восстание в Донбассе и митинги в ряде других городов — это была просто реакция на разрушение государства, к которому привел майдан. В ситуации разрушения государственной власти регионы решили сохранить, защитить и обновить свою, местную власть.
Таким образом, именно майдан привел к разрушению страны. И началось это с казалось бы безобидных бутылок с бензином, брошенных в беркут.
Целились в беркут, а попали в собственное государство.
Вообще, майдан и здесь был далеко не первым и вряд ли будет последним переворотом, уничтожающим вместе с прежней властью само государство.
В России в 1917 и 1991 годах было так же. Сначала большевики уничтожили прежнее государство «до основания, а затем». Потом, через 73 года, либералы ответили тем же. Как говорится, от нашего стола к вашему столу. Тем же концом по тому же месту.
Теперь и на Украине гиперактивная часть общества решила вместе с ненавистным Януковичем обрушить всю государственную власть. А вместе с ней и государство.
Это что-то вроде борьбы с тараканами путем сжигания дома.
Бороться с тараканами, конечно, надо. Но сжигать при этом дом — дороговато выходит. Особенно, когда другого дома нет.
Отсюда второй урок на будущее: революция неизбежно разрушает государство, революция неизбежно разрушает государство, революция неизбежно разрушает государство. Запомнили?
Но что же тогда делать?
Выходить на митинги под управлением олигархов нельзя, отбирать власть у олигархов с оружием в руках нельзя, как же тогда быть? Как прогнать олигархов? Ведь сами они не уйдут.
Прогнать олигархов и коррупционеров через выборы нельзя. Пока олигархи у власти, они не позволят выбрать своих противников. Или до выборов не допустят или агитацию так устроят, что конкурентом никто не выберет или посчитают голоса по-своему. Или все сразу.
Получается, что прогнать олигархов, не разрушая государство и не приводя других олигархов, невозможно?
А вот и возможно!
И можно и нужно!
Но об этом мы поговорим в следующий раз.
http://lvivnews.net/две-беды-майдана/