Я тогда же для себя составил примерную картину произошедшего (даже сложно пока представить, что еще осталось засекреченным - может, истинное число жертв и спасенных ? Или точные координаты столкновения ? Мож, груз какой утоп с кораблем): в 23.30 впередсмотрящие замечают айсберг по курсу, но по показаниям Лайтоллера, Мердок (лучший кораблеводитель британского флота) уже отруливает "Титаник" влево от замеченного им айсберга. Так как он знал нюансы управления данного типа судов (полтора года до того проплавал на однотипном "Олимпике"), поставил руль влево и приказал машинам "полный назад". Корабль обрулил айсберг почти в упор, и в 23.39 по гринвичу Мердок приказывает полный вперед и кладет руль на правый борт - вернуться на курс. "Титаник" вовращается на прежнее направление, после чего, по-видимому и по показания Лайтоллера, по законам физики возвращаясь в ровное положение, садится килем на некий подводный объект в районе айсберга (возможно, притопленный и зацепившийся за айсберг "топляк" (корпус утонувшего судна), возможно, что выступ айсберга под водой) и собственным весом переламывает себе киль. Потом, когда он будет тонуть, разломится как раз в этом месте.
Дальше - корабль остановили, включили помпы для откачки воды и отправили Лайтоллера найти возможные повреждения и сообщить о них. Лайтоллер нашел перебитый киль, сообщил о количестве воды, а также о том, что водоотливные машины прекрасно справлялись с нагрузкой. За время стояния в полчаса, опаздывавший уже в Нью-Йорк по бюрократическим делам Б. Исмей, неверно истолковав повреждения, приказал дать ход до ближайшего порта, решив, что до него два часа полного хода, а там - команду и пассажиров пересадят на спешивший позади "Олимпик", а сам он ближайшим пароходом понесется в порт назначения.
Дали ход, и закономерно, что по законам физики, от сильного напора, никак не заведенная пробоина дала большую течь, вода прорвала и порвала обшивку и быстро затопила машинное отделение с водоотливными машинами. Те выключились и корабль стал "радостно" садиться носом. Попытки запоздало завести пластырь ни к чему не привели, и тогда было решено прекратить "гонку", и попытаться сгрузить пассажиров и по-возможности, запустить помпы. Именно поэтому их сперва сажали в шлюпки "кому как захочется" и "идут учения". Исмей все время оставался на корабле. В конце-концов, отопление понемногу стало ослабевать, Брюс замерз и принес всем в рубку пледы - укрыться. В один из которых закутался и он сам. Тогда же ("Титаник" тонул к тому времени уже более часа - кормовые помпы еще как-то чуть сдерживали напор воды, спустя примерно полчаса случилось замыкание в подтопленных помещениях и помпы на время остановились - этого хватило, чтобы потом, будучи запущенными, они уже не успевали за водой, тогда же дернулись и остановились главные часы корабля, многие потом пассажиры вспоминали это время как 2 ч 20 мин, что впоследствии приписали как времени гибели корабля) кораблестроитель Томас Эндрюс произнес свою знаменитую фразу: "Кораблю осталось жить часа два, не более". И сказал он ее не какой-то безвестной Роуз, а собравшимся в рубке капитану, его обоим помошникам и Исмею. Тогда же и была объявлена полная эвакуация.
Но спущенные ранее шлюпки либо не услышали призыва подойти и подобрать еще пассажиров, либо не захотели этого сделать. В одну из спускаемых лодок под финал погрузки сели Лайтоллер и закутавшийся в плед и стучавший зубами в одном исподнем Исмей. Не в женском платье! Капитан, самоустранившись от ведения спасательной операции, и несколько миллиардеров остались в рубке и в салоне. Корабль садился носом все сильнее и, в итоге, действительно, в месте разрыва позвоночника корабля - киля, обшивка не смогла сдерживать тянумую ко дну носовую часть и судно переломилось. На корму упала матча и кормовая фальштруба, проломив палубу. По-видимому, это послужило причиной, почему после погружения на дно, корма практически полностью разрушилась.
Еще нюанс: Лайтоллер забыл свои часы в рубке, а у никого часов с собой не было - все меряли время "на глазок", по его показаниям, "Титаник" тонул только часа три. Плюс еще время стоянки после удара, плюс час ходу - получается, что время гибели составляет примерно 4,5-5 часов. И да, радисты единственный раз дали свои координаты - ошибочно, "мы тонем", но координаты были указаны первой остановки после удара об айсберг. Поэтому "Карпатия", идя, фактически "по следам", так долго еще искала выживших.
p.s. Исмею надо было очень срочно в Нью-Йорк по важным делам: ему надо было опередить группу из профсоюза угольщиков, которые поплыли к своим американским коллегам, с требованием не отгружать уголь White Star и присоединиться таким образом, к всеобщей забастовке. Именно по этой причине "Титаник" вышел в рейс с неполными угольными ямами, уголь пришлось сгружать из задерживающегося в ремонте "Олимпика". именно по этой же причине, что рейс готовился в спешке, пришлось прессе вспоминать старые лозунги насчет "Олимпика" и переписывать имя корабля в газетах. Именно по этой причине на дне, с утопшего "Титаника", подняли часть утвари, промаркированной "Олимпик": своей мебели и посуды не хватало, посему их перегрузили с "Олимпика". "Титаник" ушел в рейс спокойно, без помпы, как в кино; без носовой надписи: ее просто не успели нарисовать - нос еще не высох и по этой причине "везде пахло свежей краской". На деле, рейсы по средам не проводились, рейс должен был состояться 14 апреля (вообще, по субботам, но из-за чертовой дюжины перенесли на 14), и 14-го же апреля "Олимпик" вышел в рейс следом, почти пустым - все пассажиров, что всегда плавали на нем через океан, забрал систершип.
p.p.s. "Олимпик" в середине марта, возвращаясь обратно, наткнулся в море на "топляк", и сорвал себе лопасти левого винта. Мердок привел его в порт и лайнер поставили в док. Док был один и из него пришлось выгнать достраивавшийся "Титаник", который обещался быть готовым ориентировочно на июнь-июль 12-го года. Быстро отремонтировав винт, вышли на мерную милю, услышали грохот, вернули корабль в док - выяснилось, что рабочие забыли в коке винта свои инструменты. При повторном снятии винта его уронил кран и лопасти погнулись - пришлось брать таковой от "Титаника". Снова вышли в море, все прошло гладко, но на обратном пути под нос подвернулся буксир. Команду буксира спасли, но слегка повредили форштевень. И снова его надо было ставить в док. так бы все время и делали, но Исмей "прослышал" о желании профкомов сплавать в Америку и ему надо было их обогнать. Пришлось в срочном порядке достраивать "Титаник". Т.к., корабль считался невведенным в строй, то в обратный рейс он должен был отправиться пустым и снова встать на достройку. А пассажиров должен был забрать (и забрал!) "Олимпик", переживший все семейство.
Кстати, почти все фотографии, выдаваемые прессой за фото "Титаника", сделаны на борту "Олимпика" - они практически не отличались. Различием была лишь крыша кафе "Паризьен": у "Олимпика" она была скатываемой, брезентовой, а у "Титаника" ее сделали стальной: чтобы не шумела на скорости в хорошую погоду.
И да - никаких предсказаний никто по "Титанику" не делал: второе издание книги Робертсона "Тщета" было издано с многочисленными авторскими правками и вписыванием почти таких же ТТХ выдуманного корабля, но в первоначальном издании о "Титане" и его параметрах ни слова..