Антиалкогольный бунт в 1859 году
В 1859 г по всей стране прошли погромы питейных заведений, народ крушил питейные заведения и требовал введения запрета на производство и продажу алкояда.
Участниками 1-го Трезвенного движения были государственные крестьяне, к ним присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы, отставные солдаты и некоторые другие слои общества.
Показать полностью… Началось всё с возникновения в августе 1858 года в Виленской и Коменской губерниях обществ трезвости, которые к лету 1859 распространились на 32 губернии России, преимущественно северо-западные, центральные и поволжские.
Крестьяне на сходках принимали решения не пить вина, а нарушителей подвергать денежным штрафам и телесным наказаниям. В мае 1859 народ разошёлся не на шутку и перешёл к массовому погрому питейных заведений. Антиалкогольный бунт охватил 15 губерний Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Центра России.
Чтобы утихомирить бунт, хозяева питейных заведений снижали цены на водку, и даже выставляли её бесплатно — бесполезно. И только войскам удалось усмирить трезвенное движение. За участие в нём 780 зачинщиков были преданы военному суду и сосланы в Сибирь, общее число задержанных составило около 11000 чел.
В результате бунта, было разорено около 3000 владельцев кабаков. Трезвенное движение широко освещал Герцен в «Колоколе» и приложении к нему «Под суд!».
Антиалкогольный бунт побудил правительство положить конец откупной системе, которая была отменена в 1861 году и заменена акцизами.
Существует мнение, что трезвенное движение привело к росту самосознания народа, что вынудило царское правительство отменить крепостное право в 1861 году. На кабаках, как находящихся под защитой государства, и приносящих государству значительный доход, ставились государственные гербы. Пользующиеся монопольным положением откупщики, отказывались продавать простое вино, разбавляли его по своему усмотрению, произвольно повышали цены, при этом зарабатывая огромные деньги. Всё это, наряду с другими причинами, вызывало недовольство народа, которое могло вылиться в крестьянскую войну.
Какой же он всё-таки умница — наш русский народ.