Shadi
Гуру
Подвиг Ивана Сусанина
26 марта 1851 года в Костроме был открыт памятник Царю Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину.
В тот день, 14 марта по старому стилю, толпы народа заполнили Сусанинскую площадь, в центре которой высился закрытый покрывалом памятник, окружённый с трёх сторон шеренгами солдат. На площади было до 30 тысяч человек: балконы, окна, крыши окружающих её зданий – всё было усеяно людьми. Торжество началось с Божественной литургии в кафедральном Богоявленском соборе, которую в присутствии первых лиц – губернатора И. В. Каменского, губернского предводителя дворянства Ф.Ф. Чагина и ярославского губернского предводителя А.А. Волкова отслужил епископ Костромской и Галичский Леонид (Зарецкий). По окончании литургии соборный протоиерей Е.П. Вознесенский выступил со словом, в котором, в частности, сказал: "238 лет минуло, как пролилась кровь Сусанина, первомученика за жизнь первого царя из рода Романовых. Но столетия не имеют никакого влияния на судьбы народа, среди коего Православие торжествует в лице Феодоровской Божией Матери, Самодержавие под благословенным царственным древом Романовых укрывает и утешает наслаждением мира и благоденствия, народность верно хранит в памяти бессмертный Подвиг Ивана Сусанина.
По прибытии крестного хода на площадь настал торжественный момент, которого ждали столько лет: по знаку, поданному губернатором И.В. Каменским, с монумента – под крики "ура!" – упал покров. Пред взорами собравшихся в тот день на Сусанинской площади возник памятник, представляющий покоящуюся на постаменте высокую гранитную колонну, увенчанную бронзовым бюстом юного царя Михаила Федоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. В верхней части колонны (под царским бюстом) находился государственный герб – раскинувший крылья двуглавый орёл, в средней части её был укреплён герб Костромской губернии. У основания колонны высилась коленопреклонённая фигура молящегося Богу Сусанина, слева от которого лежали в виде свитков две жалованные грамоты его потомству.
Иван Сусанин был крестьянином Костромского уезда с. Домнина, принадлежавшего Романовым, но вошел в русскую историю как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. Вплоть до 1870-х годов единственным документальным источником о его жизни и подвиге была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 году, "по совету и прошению матери", крестьянину Костромского уезда, с. Домнина, Богдашке Сабинину половину деревни Деревище за то, что его тесть Иван Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немирными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведая про нас.. терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 годов, данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род.
До начала XIX века никто не думал видеть в Иване Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географическом Словаре". Впоследствии Сергей Глинка, в своей "Истории" прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Батыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Kocтромские леса" - драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" - опера М. И. Глинки).
С конца 1870-х и особенно 1880-х годов, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед его подвигом (иные прямо называли его мучеником). В 1882 году Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к с. Домнину, с целью убить новоизбранного царя http://opoccuu.com/Susanindeath.jpgМихаила Федоровича, и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из с. Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Ивану Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте.
Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в с. Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую область польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава. Недалеко от с. Домнина им попался Иван Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Утром он раскрыл полякам свой обман, и несмотря на жестокие пытки, не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в мелкие куски".
В тот день, 14 марта по старому стилю, толпы народа заполнили Сусанинскую площадь, в центре которой высился закрытый покрывалом памятник, окружённый с трёх сторон шеренгами солдат. На площади было до 30 тысяч человек: балконы, окна, крыши окружающих её зданий – всё было усеяно людьми. Торжество началось с Божественной литургии в кафедральном Богоявленском соборе, которую в присутствии первых лиц – губернатора И. В. Каменского, губернского предводителя дворянства Ф.Ф. Чагина и ярославского губернского предводителя А.А. Волкова отслужил епископ Костромской и Галичский Леонид (Зарецкий). По окончании литургии соборный протоиерей Е.П. Вознесенский выступил со словом, в котором, в частности, сказал: "238 лет минуло, как пролилась кровь Сусанина, первомученика за жизнь первого царя из рода Романовых. Но столетия не имеют никакого влияния на судьбы народа, среди коего Православие торжествует в лице Феодоровской Божией Матери, Самодержавие под благословенным царственным древом Романовых укрывает и утешает наслаждением мира и благоденствия, народность верно хранит в памяти бессмертный Подвиг Ивана Сусанина.
По прибытии крестного хода на площадь настал торжественный момент, которого ждали столько лет: по знаку, поданному губернатором И.В. Каменским, с монумента – под крики "ура!" – упал покров. Пред взорами собравшихся в тот день на Сусанинской площади возник памятник, представляющий покоящуюся на постаменте высокую гранитную колонну, увенчанную бронзовым бюстом юного царя Михаила Федоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. В верхней части колонны (под царским бюстом) находился государственный герб – раскинувший крылья двуглавый орёл, в средней части её был укреплён герб Костромской губернии. У основания колонны высилась коленопреклонённая фигура молящегося Богу Сусанина, слева от которого лежали в виде свитков две жалованные грамоты его потомству.
Иван Сусанин был крестьянином Костромского уезда с. Домнина, принадлежавшего Романовым, но вошел в русскую историю как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. Вплоть до 1870-х годов единственным документальным источником о его жизни и подвиге была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 году, "по совету и прошению матери", крестьянину Костромского уезда, с. Домнина, Богдашке Сабинину половину деревни Деревище за то, что его тесть Иван Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немирными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведая про нас.. терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 годов, данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род.
До начала XIX века никто не думал видеть в Иване Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географическом Словаре". Впоследствии Сергей Глинка, в своей "Истории" прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Батыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Kocтромские леса" - драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" - опера М. И. Глинки).
С конца 1870-х и особенно 1880-х годов, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед его подвигом (иные прямо называли его мучеником). В 1882 году Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к с. Домнину, с целью убить новоизбранного царя http://opoccuu.com/Susanindeath.jpgМихаила Федоровича, и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из с. Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Ивану Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте.
Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в с. Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую область польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава. Недалеко от с. Домнина им попался Иван Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Утром он раскрыл полякам свой обман, и несмотря на жестокие пытки, не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в мелкие куски".
Последнее редактирование: