В среду стало известно, что Минюст России ликвидировал юрлицо «Стопхам», непосредственно связанное с одноименным общественным движением, уже 6 лет борющимся с нарушителями правил дорожного движения. Каждый новый ролик «Стопхама» неизменно набирает около миллиона просмотров в YouTube и вызывает мощный общественный резонанс. К примеру, одним из последних таких событий была драка стопхамовцев с известным гимнастом Алексеем Немовым.
Вчера вновь разгорелись споры, по градусу адреналина не уступающие самим видеоподборкам движения: «Наконец-то этих… приструнили, ура!», «Да провались они конём, гопники», «Этих гадов сам бы лично мочил», «Жаль, хоть кому-то не было всё равно».
Это практически буквальные цитаты знакомых в социальных сетях. Не менее радостны и заголовки вчерашних новостей: «Минюст ликвидировал «Стопхам», «Стопхам» уже не нужен», «Убрали с дороги».
Могло сложиться ощущение, что вот уже с сегодняшнего дня эти молодые люди перестанут выходить на дорогу со своими круглыми наклейками: «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу».
Впрочем, все, кто выступают с категорическим осуждением «Стопхама», похоже, не понимают, что это не юрлицо и уже давно не те несколько выходцев из прокремлёвского движения «Наши». Это прообраз некой народной мысли, воплотившийся в конкретную идею. Если угодно, простого представления о добре и справедливости на дороге, основательно пошатнувшегося в России в 80—90-е годы.
И воплощает в жизнь эту идею молодежь, которой, за исключением откровенных мальчишей-плохишей, противостоит среднестатистический агрессор — человек старше 38—40 лет. Вообще, если всмотреться в ролики «Стопхама», то вдруг со всей очевидностью вырисовывается конфликт поколений.
Их выходы на улицы до сих пор организованы как флешмоб: в социальных сетях публикуется пост с телефоном «комиссара» конкретного мероприятия, место и время встречи, а также точка обработки нарушителей. Кому доводилось ходить в такие рейды, знают, что в большинстве случаев туда идут, как бы это сказать повежливее, худенькие молодые люди не старше 26 лет. Да, среди них есть несколько крепких бойцов с явно натренированными мускулами, но в большинстве случаев — откровенные подростки и юные девы.
В дискурсе обвинителей «Стопхама» все претензии выглядят вполне логично: молодняк не имеет законного права трогать чужое имущество и кидаться под колеса, устраивать провокации. Но на кого обращены эти действия? На тех, кто паркуется на тротуарах, остановках общественного транспорта, во втором-третьем ряду или обгоняет пробку по пешеходной дорожке, рискуя сбить ребёнка.
Сейчас уже не играет особой роли тот факт, что зелёный свет этой идее дали в госведомствах. Идея обрела собственную жизнь и не в последнюю очередь пошла против власти. Ролики «Стопхама» нам показали неприглядную сторону не только особо ретивых водителей, но и известных кинорежиссёров, артистов, спортсменов, чиновников. Люди нарушают закон даже там, где нет особого труда его соблюсти. И в глазах зрителей наклейка, маркирующая хама, — это маленькая победа добра, что, собственно, подтверждается категорическим перевесом «лайков», над «дизлайками» под каждым видео.
И если полиция полностью устранилась от борьбы с дорожным хамством, а пройти по пешеходной дорожке нельзя так, чтобы не протереть чей-то грязный автомобиль своей курткой, то почему бы не появиться защитным антителам, реагирующим на хама. Ведь он может жить и не знать, что таковым является. А вот когда близкие или работодатель хама посмотрят, как его перед камерой выворачивало наизнанку от требования сдать назад с пешеходной дорожки, то, возможно, и совесть даст о себе знать.
Хочется верить, что наличие такой идеи у молодых людей — это признак здоровья общества. Им не всё равно, что наш мир устроен далеко не идеально. Эти девушки и парни меняют реальность не только на отдельно взятой улице, но и в сознании тех людей, которые «плюсуют» их ролики. Заставляют поверить, что закон для всех, невзирая на чины и звания.
Лайфньюс.