13 мая 1895 года в российской армии был принят на вооружение револьвер системы Нагана.
В последнем десятилетии XIX столетия многие государства задумались о перевооружении своих армий. Это перевооружение прежде всего коснулось винтовок – однозарядные винтовки и винтовки с подствольными трубчатыми магазинами повсеместно заменялись на винтовки с серединными магазинами. Хотя ёмкость таких магазинов была меньше – пять или, иногда, шесть патронов против 7-8 патронов в трубчатом магазине, благодаря обойменному или пачечному заряжанию, такие винтовки были скорострельнее прежних. Кроме того, уменьшился и калибр винтовок. Вместо 10,668-11,43 миллиметра он стал составлять от 6,5 до 8 мм.
Легендарная трёхлинейкаНе избежала этих веяний и Россия, где в 1891 году была принята на вооружение винтовка
Мосина.
Однако в качестве личного оружия офицеров и некоторых категорий нижних чинов всё ещё оставался 4,2-линейный револьвер третьей модели
Смита-Вессона образца 1880 года. Калибр его оставался тем же, что был и у винтовки л и у винтовки
Бердана, и пока та находилась в производстве, всё было нормально. Однако когда основной калибр стал трёхлинейным, появилась двойственность калибров, которая по макроэкономическим соображениям считалась невыгодной – гораздо выгоднее было бы использовать для сверловки стволов одно и то же оборудование. Следовательно, следовало переходить на трёхлинейный калибр и для револьвера. Револьвер не должен быть оснащён устройством стрельбы самовзводом, ибо таковое вредно влияет на меткость и приводит к перерасходу огнеприпасов. Начальная скорость пули должна составлять не менее 300 м/с.
Револьвер должен обладать хорошей кучностью стрельбы. Конструкция должна быть простой и технологичной. Револьвер должен быть надёжен, нечувствителен к загрязнениям и плохим условиям эксплуатации, прост в обслуживании. Экстрагирование гильз должно быть не одновременным, а поочерёдным. Прицельные приспособления должны быть рассчитаны так, чтобы траектория полёта пули пересекала линию прицеливания на расстоянии 35 шагов. Ёмкость барабана не менее 7 патронов. Патрон должен был обладать фланцевой латунной гильзой, оболочечной пулей и бездымным порохом.
Объявленный конкурс и потенциальный гигантский заказ вызвал огромный интерес у отечественных и зарубежных производителей оружия. Было представлено несколько модификаций существующего револьвера Смита-Вессона, револьверы и автоматические пистолеты. Основная борьба развернулась между бельгийскими оружейниками Генри Пипером с моделью револьвера М1889 «Байяр» и Леоном
Наганом, представившим семизарядную модель под 7,5-миллиметровый швейцарский патрон, уже состоящую на вооружении в армии Люксембурга.
Наган из той партии, что была заказана в Бельгии.
Наган широко применялся в НКВД
Особенностью обоих револьверов, выведшей их в финал, была применённая в конструкции схема обеспечения обтюрации: перед выстрелом спусковой механизм подавал барабан револьвера вперёд. При этом патрон имел особую конструкцию: пуля в нём была полностью утоплена в гильзу. Роль же обтюратора играла передняя закраина гильзы, раздаваемая и прижимаемая пороховыми газами в момент выстрела к каналу ствола, что исключало возможность прорыва газов. Во всех других револьверов разы просто прорывались в щель между стволом и барабаном, и это не беспокоило ни создателей, ни пользователей.
Леону
Нагану пришлось переделать револьвер под русский 7,62-мм калибр и, как и в 1883 году, исключить возможность самовзводной стрельбы. Револьвер же Пипера был отвергнут из-за большей массы и меньшей надёжности конструкции.
За патент на револьвер
Наган запросил 75 000 рублей, в чём ему в конечном итоге было отказано. В конце концов он получил 20 тысяч рублей за конструкцию револьвера и пять тысяч за конструкцию патрона. Кроме того,
Наган отдавал своё изобретение в полную собственность русского правительства, которое получало право изготавливать его как у себя в стране, так и за границей, без какой-либо приплаты изобретателю. После сравнительных испытаний с 4,2-линейным револьвером Смит-Вессона конструкция была одобрена. Однако по результатам войсковых испытаний участвующие в них офицеры высказали настойчивое желание получить револьвер двойного действия с возможностью самовзводной стрельбы. Поэтому было принято решение принять на вооружение русской армии револьверы двух образцов: офицерский двойного действия и солдатский — несамовзводный.
После внесения ряда мелких изменений конструкция была утверждена весной 1895 года. Указом Николая II револьвер
Нагана принят на вооружение русской армии 13 мая 1895 года. Закупочная цена револьвера, производимого в Бельгии, не превышала для российской армии 30-32 рублей. Контракт предусматривал в течение последующих трёх лет поставку 20 000 револьверов образца 1895 года. Бельгийская сторона также была обязана по контракту оказать помощь в постановке производства револьверов на Императорском Тульском оружейном заводе. Конструкция револьвера русского производства подверглась небольшой модернизации: затылок рукояти выполнялся цельным (а не разрезным, как в бельгийском варианте), была упрощена форма мушки. Подверглась усовершенствованию и технология производства. Стоимость тульского
Нагана составляла 22 рубля 60 копеек.
Револьвер образца 1895 года отличали сравнительная простота конструкции, технологичность и малая себестоимость. Трудоёмкость изготовления одного револьвера составляла порядка 30 станко-часов. При этом некоторые сборочные операции (установка осей механизма в рамку) требовали достаточно высокой квалификации персонала. В боевых условиях одними из главных преимуществ стали неприхотливость в эксплуатации и безотказность: так, осечка никак не влияла на возможность произведения следующего выстрела и не вызывала задержки. Также можно отметить высокую ремонтопригодность револьвера.
Длина ствола револьвера составляла 114,3 мм, а начальная скорость 6,7-граммовой пули была равна 272 м/с.
Первое успешное боевое применение револьверов конструкции
Нагана относится к 1900 году. Русский экспедиционный корпус принял участие в усмирении «восстания боксёров» в Китае. 3 июня 1900 года при овладении укреплением Таку, запиравшим устье реки Пейхо, командир сводной роты 12-го Сибирского полка поручик Станкевич, одним из первых ворвавшийся в расположение противника, застрелил двух нападавших китайских солдат.
Сокращение ассигнований военного ведомства с 1903 года привело к резкому снижению производства револьверов, и только начавшаяся Русско-японская война заставила правительство направить чрезвычайные кредиты на закупку вооружений. В 1905 году Тульскому заводу предписывалось изготовить 64 830 единиц револьвера образца 1895 года, но было выпущено всего 62 917
Наганов.
После войны финансирование программы перевооружения армии в очередной раз сократилась, и созданная в 1908 году межведомственная комиссия разрешила изготовление револьверов по заказам непосредственно войсковых частей.
К 20 июля 1914 года в войсках по табелю насчитывалось 424 434 единицы револьвера
Нагана всех модификаций (из положенных по штату 436 210), то есть армия была обеспечена револьверами почти полностью, на 97,3 %, но уже в первых боях потери в живой силе и вооружении были столь значительны, что были предприняты меры по реконструкции оружейной промышленности. С 1914 по 1917 год было произведено 474 800
Наганов.
Во время Гражданской войны Тульский оружейный завод продолжал выпуск револьверов образца 1895 года. В период с 1918 по 1920 год было изготовлено 175 115 единиц. После окончания Гражданской войны неоднократно поднимался вопрос о перевооружении Красной армии, но массовое перевооружение началось после 1930 года, когда на вооружение был принят пистолет
ТТ . Вместе с ним продолжал выпускаться револьвер образца 1895 года. В Красной армии на вооружении состоял только самовзводный («офицерский») вариант
Нагана. В 1930 году подверглась небольшой модификации конструкция и технология производства револьвера: прорезь прицела вместо треугольной стала полукруглой, мушку предполагалось сменить на прямоугольную, но затем была введена более сложная полукругло-усечённая её форма.
Вплоть до начала второй мировой войны производство револьверов и пистолетов на Тульском заводе поддерживалось примерно на одном уровне, с 1932 по 1941 год произведено более 700 000 единиц револьвера.
В период с 1942 по 1945 год произведено более 370 000 револьверов. Револьвер состоял на вооружении РККА, Войска Польского, 1-го Чехословацкого корпуса, Румынской пехотной дивизии имени Тудора Владимиреску, Югославской пехотной бригады, французского истребительного авиаполка «Нормандия-Неман». Несмотря на все преимущества автоматических пистолетов за
Наганом оставались два преимущества: возможность стрельбы через амбразуры и удобство использования глушителя.
В начале войны немецкие войска захватили значительное количество револьверов образца 1895 года и использовали их в дальнейшем под обозначением 612(r). Для проведения специальных операций Академия вооружений войск СС разработала для него глушитель силы звука. Таким образом, при выстреле звук отсутствовал, а стреляные гильзы оставались в барабане. Интересно, что револьверы других систем не могли быть использованы таким образом из-за отсутствия обтюрации пороховых газов.
После окончания Великой Отечественной войны револьвер образца 1895 года снят с вооружения армии СССР и прекращено его производство. До середины 1950-х годов револьверы системы
Нагана использовались в милиции, а в системе военизированной охраны и инкассаторской службе о оставался намного дольше – в России они были сняты с вооружения почтовых служащих лишь в 2003 году.
В лихие 90-е
Наган стал любимым оружием киллеров – он не выбрасывал гильзу, что затрудняло проведение баллистической экспертизы при поиске преступника.