Мне 30.
А тебе 5. Ты маленькая, неугомонная почемучка! Искренняя, открытая, любящая. Ты такая МОЯ сейчас! И так страшно, что кто-то или что-то может ранить тебя, сделать тебе больно. Хочется защитить тебя, уберечь… или вооружить. Как тебя лечить, как учить, как реагировать в сложных ситуациях… Ряд трудных выборов. Власть, которую так трудно применять. За эти пять лет мы прошли с тобой огромный путь. Мы учились быть вместе, как одно целое, и быть отдельно друг от друга. Вместе мы проходили через кризисы, поднимаясь на следующие ступеньки в развитии. Учились понимать друг друга без слов, и договариваться, используя речь. Скажу тебе честно, бывали периоды, когда мне было очень тяжело. Бывало, что накатывали страхи, усталость, раздражение, злость и даже скука. Иногда я ощущала себя в клетке и мечтала о том, как я когда-нибудь выберусь из нее. Но я смотрела на тебя, моя девочка, и видела, как я нужна тебе, любящая и принимающая. И понимала, как нужна мне ты. И это заставляло меня работать над собой, меняться, учиться, взрослеть. Никогда раньше я не думала, что именно твое детство сделает меня действительно взрослой.
Мне 35.
Тебе 10. Как быстро ты растешь, дочка. Уже трудно представить себе маленький, теплый комочек, каким ты когда-то была. Ты становишься все более самостоятельной, все смелее и решительнее взаимодействуешь с миром, и мне радостно это видеть. Мне нравится дружить с тобой, когда мы делимся друг с другом мыслями, наблюдениями, переживаниями. И я так ценю, когда за утешением и поддержкой ты идешь ко мне. Я чувствую, что мы с тобой команда. И ты все еще такая моя-моя. Как важно мне сейчас не поддаться искушению и образовавшейся свободе, не удариться в работу, подруг, младших детей и не потерять эти драгоценные несколько лет (всего лишь) такой хрупкой и глубокой близости с тобой, доченька.
Мне 40.
А тебе 15. Тяжелый период. Ты подросток – упрямая, дерзкая, переменчивая. То испуганная и беззащитная, то замкнувшаяся и отстраненная. Теперь ты и вправду становишься САМО-стоятельной – ищешь свои опоры, формируешь свои убеждения и ценности. Ты делаешь свои собственные первые шаги во взрослом мире. И если бы ты знала, как мне тяжело заставить себя отпустить тебя. Видеть, как ты падаешь, ударяешься больно и не сметь тебя подстраховать, подхватить, удержать. Я так боюсь потерять тебя. Поэтому кричу, заставляю, контролирую. Но каждый раз, когда я вижу, как ты, упав, поднимаешься и идешь дальше, пробуешь, ищешь, я мысленно отпускаю тебя. Моя опора – вера в тебя и твой путь. Как бы сильно ты не отталкивалась сейчас от меня, я очень хочу, чтобы ты помнила о том, что ты бесконечно дорога мне, доченька, и нужна мне любая – и сильная, и слабая, и уверенная в себе, и запутавшаяся, победившая или побежденная. Мы по-прежнему с тобой одна команда. Мы обе очень хотим, чтобы твоя жизнь сложилась счастливо.
Мне 45.
А тебе 20. Ты совсем взрослая, сильная, красивая. Но в то же время – наивная, доверчивая, хрупкая. Мужчины, цветы, свидания. Институт, работа, подруги. А я привыкаю не вмешиваться в твою жизнь. И это по-прежнему непросто – оставаться в стороне. Знаешь, что помогает – опять дружба с тобой, но на этот раз не просто, как мама и дочка, а как две женщины с равным уважением и вниманием к миру друг друга. А еще мой муж, с которым тоже сейчас все по-другому и потому ново. И работа, и мои мечты, которые уже давно настойчиво требуют воплощения. Что мне важно сказать тебе – что я рядом, и я верю в тебя. Что мне нужно сейчас – видеть твои счастливые глаза.
Мне 50.
Тебе 25. Ты стала мамой, а я теперь бабушка! Невероятное осознание того, что жизнь продолжается, наш род продолжается! Ты будешь ближе ко мне, ведь теперь мы обе с тобой мамы. Ты сможешь лучше понять меня, а я смогу передать тебе весь мой накопленный опыт материнства! Как же много мне хочется рассказать тебе! Но! Ты отдаляешься, ограждаешься, защищаешься. Обиды – твои старые на меня, мои ответные на тебя. Больно, потому что стало проговариваться то, что умалчивалось годами. Потому что ты возвращаешь мне сейчас мои ошибки, а я уже ничего НЕ МОГУ изменить… И единственное, что мне остается сейчас, – держаться за «мою правду». Ведь я действительно тогда не могла иначе, хотя сейчас я, возможно, поступила бы по-другому. Мне очень дорого общение с внуком. Я ни в коем случае не хочу заменить ему тебя или стать лучше, чем ты. Удивительно, но ему я могу дать ту любовь, которую мне так хотелось, но так трудно было дать тебе. С ним у меня получается играть, самозабвенно, весело, не глядя на время. А еще шутить, смеяться и баловать его. Меньше ответственности, страхов, обязанностей. И от этого так легко любить его. Его, как продолжение тебя, моя доченька. Что нужно мне сейчас? Не отвергай меня, пожалуйста. Я совершала ошибки, бывала не права. Но, знаю точно, я очень старалась быть тебе хорошей мамой. Такой, какой могла быть тогда. Я очень надеюсь на твое принятие. Я очень хочу быть рядом с тобой и твоими детьми, быть тебе мамой, а им бабушкой.
Мне 60.
А тебе 35. Какое счастье видеть тебя взрослой, мудрой женщиной. Как рада я делиться с тобой своими знаниями и своим опытом, даже если это просто рецепт засолки огурцов. Как здорово, что можно ходить друг к другу в гости, болтать о том о сем, и просто дружить. Как же я рада видеть подрастающих внуков и наслаждаться полнотой семьи. Одно только – подкрадывающаяся старость. И страх пустоты, немощности и одиночества. Пока еще только страх. Но как же сильно мне хочется «вцепиться» сейчас в твою семью, твои проблемы, планы, заботы. Лишь бы не быть одной. И я ищу, чем заполнить себя – новые увлечения, творчество, подработка. Мне очень важно найти сейчас опору не в тебе, а в себе. Чтобы ты была свободна.
Мне 85.
А тебе 60. Вот и выросли внуки – молодые, сильные, красивые! Как когда-то ты и когда-то я. А я все еще твоя мама, хотя сейчас трудно себе это представить. Скорее мама мне ты. Старость – это тяжело. И как же я благодарна тебе за то, что у меня есть ты. Меньше всего мне хочется быть для тебя обузой. И я изо всех сил цепляюсь за свои опоры – мои привычки, ценности и убеждения. Возможно, поэтому иногда я выгляжу вредной, упертой, скандальной старухой с устаревшими взглядами на жизнь. С каждым днем мне все сложнее удерживаться в реальности, сложнее сопротивляться и бороться. Я сама себе сейчас напоминаю ребенка, который растет вспять… Я очень прошу тебя, доченька, не ругайте меня, не вините и не оценивайте. Мне и самой невыносимо то, что сейчас происходит со мной. Самое большее, что мне сейчас нужно от тебя и от всей нашей семьи – это принятие, просто принятие.
А самая большая радость для меня сейчас – увидеть и прижать к груди правнука или правнучку. Это действительно счастье – знать, что жизнь продолжается, наша семья, наш род продолжается, мы с тобой, моя доченька, живем в них – наши знания, опыт и наши ценности.
Я очень люблю тебя, моя девочка, мой родной человек через всю жизнь. И я так счастлива быть твоей мамой.