Пропеллер
В свое время написал это не как попытку литературного творчества, а просто как описание реальной истории, случившейся в моей жизни. Но людям понравилось даже в таком, не отточенном с точки зрения языка виде. В таком виде и публикую здесь ниже:
ПРОПЕЛЛЕР
Из кабинета Стива, нашего управляющего партнера, я вышел с тяжестью в мозгах. Весь офис уже несколько дней на ушах стоял, пытаясь ничего не упустить в подготовке к супер-пупер глобальному партнерскому митингу, который проходит каждый год в разных странах, а в этот раз им приспичило увидеть наконец Петербургские белые ночи, и этот митинг решено было проводить в нашем Питерском филиале. По административной части все в общем-то было уже мной организовано – встречи в аэропорту, лимузин-сервис, охрана, размещение, банкетные залы, конференц-залы, гиды-переводчики, программа для партнеров и их жен и т.д., поэтому я был с утра спокоен. И тут – на тебе! То, о чем попросил меня Стив, можно было предположить только покурив чего-нибудь забористого.
Оказалось, что один из партнеров верхнего уровня в иерархии нашей компании коллекционирует… деревянные пропеллеры от старинных самолетов! Прикольное такое хобби, правда? И все бы ничего, но пришло в голову нашему Стиву по случаю всего этого партнерского шабаша сделать незабываемый подарок Верховному Партнеру. Ну, вы, наверное, уже угадали? Да. Подарить ему пропеллер. Деревянный. Старинный. От самолета. Настоящий.
Где такой раритет взять – для Стива было лишь вопросом правильного делегирования задачи. Для этого он и вызвал меня с утра. Никакое мое нытье о том, что “наш город пережил войны, революции, разруху и старинных вещей осталось очень мало, тем более такая уникальная вещь как пропеллер…” и т.п. воздействия не имели. “Ты все-таки постарайся,” - пристально глядя мне в глаза сказал Стив. До партнерского митинга оставалась всего одна неделя, и я понимал, что шансы раздобыть этот пропеллер вряд ли выше шансов сорвать джекпот. Я ничего не знал ни о пропеллерах, ни тем более, где их принято искать. И вообще, о том, что они бывают деревянные, я узнал сегодня утром от Стива.
Вернувшись к своему компу, я стал думать: если в мире существуют безумные собиратели деревянных пропеллеров, то почему бы какому-нибудь такому же чокнутому не оказаться и у нас, в России? На запрос “деревянный пропеллер” Рэмблер вывалил мне кучу бесполезных ссылок, но уже буквально на второй странице нашлась ссылка на текст о каком-то собирателе всякой старинной технической всячины. В этом же тексте говорилось о том, что у этого коллекционера дома на стене висит деревянный пропеллер от самолета 1916 г. выпуска!!! И что еще замечательно: коллекционер этот живет не где-то за тридевять земель, а в пригороде СПб Павловске! Вооружившись адресными базами данных, которые тогда, в 2003 году, свободно продавались в переходах метро вместе с дипломами о высшем образовании и всевозможными удостоверениями, я выяснил, что человек с такими фамилией, именем и отчеством в Павловске всего один. Таким образом, адрес и телефон я выяснил, не отходя от стола. Но радость моя была преждевременна. Когда я позвонил по найденному номеру, трубку снял какой-то мужчина, который на мою просьбу позвать указанного товарища-собирателя испуганным голосом сообщил, что хозяин тут не живет, сам он эту квартиру снимает. Никакие мои уговоры получить хоть какую-то зацепку, как выйти с коллекционером на связь, результата не дали: квартиросъемщик твердил только, что хозяин бывает здесь очень редко, телефон свой давать кому бы то ни было запретил. На всякий случай я оставил свой номер телефона с просьбой передать его коллекционеру, поскольку у меня якобы есть кое-что интересное ему предложить. Но уже без всякой надежды. Да и вряд ли, даже если бы удалось с ним связаться, он бы продал этот чертов пропеллер. А если бы и продал, то наверняка запросил бы какие-нибудь совершенно неразумные деньги. Другие ссылки Рэмблера, на пролистывание которых я убил еще полтора часа, даже близко не подсказывали, по какому пути поиска мне пойти.
Борясь с нахлынувшей фрустрацией, я опять стал размышлять, где бы можно такую музейную редкость отыскать. Музейную… Музей… Стоп! Музей – вот куда мне надо, подумал Штирлиц!
Первым на ум пришел почему-то военно-морской музей. Наверное, потому что я бывал в нем в детстве. То что пропеллер имеет больше отношение к авиации, а не к флоту, меня не смутило, и я бодро набрал номер музея. Там мне дали телефон Людмилы Марковны – заведующей чего-то вроде хранилища экспозиции (сейчас уж не вспомню точно название отдела). Людмилу Марковну я осторожно поспрашивал, не могла бы она, учитывая ее компетенцию, порекомендовать нам, где мы могли бы поискать какой-нибудь завалященький деревянный пропеллер от самолета (всего-то делов – пустяк!), а потом прямо намекнул, что пропеллер мы готовы купить хоть прямо сейчас.
Людмила Марковна задумалась:
- Нет, пожалуй ничем не смогу вам помочь…
Я уже в расстройстве собирался извиняться за беспокойство и вешать трубку, как вдруг она впомнила:
- Постойте, была у нас одна сотрудница, я вам сейчас дам ее номер, - она говорила, что знает человека, у которого вроде какой-то деревянный пропеллер лежал дома. Записывайте: Татьяна Михайловна…
До Татьяны Михайловны я дозвонился только на следующий день. Она сказала, что раньше жила в коммуналке на петроградке, и был у нее сосед, в прошлом инженер, и у него в комнате в углу стоял деревянный пропеллер, которым он как-то раз ей хвастался.
И вот заветный телефон пропеллеродержателя инженера Анатолия Олеговича у меня в руках. Звоню, представляюсь, от кого.
- Анатолий Олегович, мне Татьяна Михайловна упомянула, что у вас есть какой-то старый деревянный пропеллер…
- Да, есть. Пропеллер от самолета довоенных лет. Какой именно марки самолет – не знаю. Что-то восточно-европейское вроде.
- Анатолий Олегович, мы тут сотрудника на пенсию провожаем. Он летчик в прошлом. Хотим ему сувенир на память и для украшения квартиры подарить. Пропеллер был бы очень кстати. Вы не думали о том, чтобы продать его?
- Я бы хотел продать не пропеллер, а продать целую разработку совершенно нового самолета вместе с этим пропеллером. Мы с друзьями разработали совершенно новый легкий одномоторный самолет, типа Сессны, но принципиально другой. Это будет прорыв в авиации! Я ищу инвесторов, готовых запустить этот проект. Через два года вы будете зарабатывать миллионы долларов!
Такого поворота в разговоре я не ожидал.
- Анатолий Олегович, мы очень маленькая организация и совсем не инвесторы. Никаких других целей, кроме как сделать человеку подарок, у нас относительно пропеллера нет. Очень жаль, что не получилось…
Инженер почувствовал, что сейчас так и останется жить дальше со своим пропеллером и громко по-военному отчеканил:
- Хорошо! За этот пропеллер я хочу 500 долларов США!
- Я должен подумать, - подпрыгивая на стуле от радости сказал я. – Сумма немаленькая, сами понимаете. Да и пропеллер мне в любом случае сначала надо увидеть.
Мы договорились о встрече. Анатолий Олегович оказался разговорчивым приятным дядечкой пенсионного возраста. Он вынес пропеллер прямо на улицу к машине, где я его и сфотографировал:
Пропеллер был просто в идеальном состоянии. То, что он ставился на самолет а не лежал запчастью, было видно по следам крепежа на втулке:
На поверхности был нанесен логотип Moravan, по которому я в интернете выяснил, что самолет выпускался в Моравии в 30-е годы прошлого века, использовался, в основном, как учебный.
Через два часа, когда собрал всю информацию, я вернулся к Анатолию Олеговичу с деньгами, пропеллер был погружен мне в машину и я привез его в офис. Три оставшихся дня до партнерского митинга сотрудники ходили ко мне в отдел как в музей.
Вручение пропеллера Верховному Партнеру Крису было ошеломляющим. Он прыгал как ребенок вокруг него, фотографировался с ним, потом с пропеллером и Стивом, потом с пропеллером, Стивом и со мной, потом с другими партнерами.
Ну а дальше была прозаическая часть, которую опять же поручили выполнять мне. Поскольку пропеллер был роста и веса немалого, то Крис попросил переслать подарок в его офис в Будапеште. Дальше была беготня по поиску, где заказать изготовление специального ящика с держателями этого пропеллера, чтобы не повредить в дороге, пенопластовой крошки для наполнения ящика. Ну и завершающая часть – Пулковская таможня. Разумеется, поехал я туда по предварительной договоренности. Человек, выслушав меня, написал на бумажке “150$”. Я для порядка вскинул брови, хотя понимал, что это недорого, на что он сказал:
- Ну вы ж понимаете, пропеллер… Часть самолета… Возможно, боевого… В общем-то под незаконный экспорт вооружений подходит…
В декларацию вписали: «Пропеллер для бытового ветряного электрогенератора». Через неделю мы получили письмо из Будапешта с подтверждением успешной доставки.
Все остались довольны: Крис получил новый экспонат в свою коллекцию, Стив получил через полгода повышение на следующую ступеньку в партнерской иерархии, а я – премию в размере стоимости пропеллера.