Проблема не в том, что уходят иностранные компании. Не велика потеря в отсутствии телевизоров Тошиба, авто Опелей и Сеатов. Если посмотреть процесс миграции брендов за последние 20 лет, то ушло намного больше. Но как то живем, телевизоры, машины, шмотки есть.
Проблема в том, что на их место не спешат отечественные производители. Однако если сравнить, что мы покупали 20 лет назад и что покупаем сейчас, то выходит, что в продаже не осталось практически ничего, что не сделано в России.
Мы даже на машинах ездим Made in Russia. Но это конечно в подавляющем большинстве своем иностранные бренды.
И конечно средний класс у нас душат на всех уровнях, хотя любая развитая экономика держится именно на среднем классе, на небольших предприятиях. Душат налоговики, душат менты, душит часто местная администрация, хотя вот тут как раз все стало проще и легче. Но первые два душегуба по прежнему родом из 90-х.
Плюс ко всем проблемам экономики добавляется конечно отсутствие достоверной информации для населения о ее состоянии. Для меня например один лишь факт является весьма подозрительным. Всем известно из СМИ, что у нас крупнейшими налогоплательщиками являются сырьевые компании, но мало кто задумывается над тем, что они же являются крупнейшими получателями НДС, подлежащего к возврату. И эти суммы, можно догадаться, колоссальны.
Так вот к чему я это все? Не бывает в экономике все или очень плохо или очень хорошо. Как не бывает в политике абсолютной победы над оппонентом. Надо смотреть в большем промежутке, чем месяц, год, два. Я вообще думаю, что надо оценивать ситуацию в стране и мире в промежутке не менее 10 лет. За этот период мы несомненно продвинулись вперед. Хотя бы по привязанности к экспорту. Многое уже производится здесь. Пусть по лицензии, пусть под маркой иностранного бренда, но все же здесь.
Добавлено через 7 минут
По сути, проблема здесь — в отсутствии среднего класса как такового.
Согласен, что это главная головная боль правительства. Но не думаю, что ему не дают развиться злонамеренно. Иначе это преступление перед страной.