40 лет назад, 25 марта 1974 года на экраны вышел фильм
"Калина красная"
40 лет назад, 25 марта 1974 года, на экраны вышел фильм «Калина красная». Свою последнюю и самую успешную картину Василий Шукшин создал, как ни странно, благодаря чиновникам из Госкино. Режиссер вынашивал планы фильма о Степане Разине, но ему поставили условие: прежде чем приступить к работе над исторической драмой, сначала снять ленту о современной жизни. Картина получилась неоднозначная, однако, народной любви это не убавило. Рассказывают
«Новости культуры».
На «Мосфильме» завершили реставрацию «Калины красной». Над звуком работали десять смен – вместо обычных двух-трех. А чтобы получить изображение чистое, глубокое – лучше прежнего по качеству – вручную убирали дефекты с каждого из ста пятидесяти трех тысяч кадров.
«Старое изображение всегда побитое: склейки, царапины, пыль и грязь, пятна. Если картине 40 лет, она пролежала и в то время много печатали копий, то негатив в не очень хорошем состоянии, – поясняет главный специалист видеозаписи комплекса цифрового кино и графики киноконцерна «Мосфильм» Ирина Агафонова. – Начинается сначала цветокоррекция, выравнивается изображение, потом идет реставрация».
Фильм про вора-рецидивиста, вышедшего на свободу, который пытается начать новую жизнь, в 1974 году побил все рекорды зрительских симпатий – его посмотрели более 62 млн. зрителей. Такого успеха не было ни у одной картины Василия Шукшина, тонкого художника, не подстраивающегося под массовый вкус.
«Здесь произошло слияние двух очень важных тенденций, – считает киновед Кирилл Разлогов. – С одной стороны – искусство Василия Шукшина, его биография, его мироощущение, Лида Федосеева, которая его вдохновила на это произведение и на многое другое в жизни, и поэтика, которую я для себя называю “поэтикой радио “Шансон””, то есть блатной фольклор, который лежит в основе отечественной культуры сразу с двух сторон: с точки зрения того, что значительная часть людей и семей так или иначе была связаны с лагерной жизнью, и сидела в лагерях».
Большинство зрителей после просмотра рыдали. Но некоторые возмущались: «Безобразие! Рецидивиста воспели!» Картину запрещали к прокату на Украине, на Урале и в некоторых сибирских городах. Но это лишь добавляло популярности фильму. «Калина красная» была настолько прибыльной для кинопроката, что по телевидению ее показали лишь через десять лет. К тому времени шукшинские фразы уже стали крылатыми.
Оператор Анатолий Заболоцкий вспоминает, как «Калина красная», написанная Шукшиным на больничной койке, а позже не просто сыгранная, а прожитая им на съемочной площадке, сначала была принята в штыки киносообществом.
«Бондарчук, просмотрев, сказал: “Есть правда жизни и правда искусства. Правды жизни у тебя тут – во! А где искусство?” – вспоминает оператор-постановщик Анатолий Заболоцкий. – И на это Шукшин, он сидел рядом со мной на фоне окна. Его глаза, слезы вот таким дождем я никогда больше не видел – какая, бывает, энергия копится в человеке. Он встал и так защитительно, философски поговорил с Бондарчуком, что он даже как-то припугался».
Через полгода после выхода картины, в которой героя Шукшина убили, 45-летний Василий Макарович умер. Его хоронили с ветками калины в руках. А «Калину красную» продолжали исследовать как энциклопедию советской эпохи 70-х. В которой – стремление к шикарной жизни и обреченность, одиночество жен и матерей, нетолерантность, обозленность общества… В которой нет Бога – лишь заброшенные церкви, но есть тайная надежда на нечто прекрасное и незнакомое, которое спасет…