Этим летом исполняется 70 лет с начала серийного производства ГАЗ-69 – одного из самых известных не только в нашей стране, но и во всем мире внедорожников. Его разработал коллектив конструкторов под руководством Григория Моисеевича Вассермана, ведущего конструктора ГАЗ-67Б, на замену которому и пришел ГАЗ-69. Оба автомобиля решали один круг задач, но по конструкции имели мало общего.
Первый опытный образец ГАЗ-69 построили в 1947 году. По большинству узлов и агрегатов его постарались максимально унифицировать с легковой «Победой» да грузовиком ГАЗ-51, которые встали на конвейер лишь годом ранее. От прежней же модели ГАЗ-67Б новый внедорожник не унаследовал практически ничего. Коренным образом поменялась компоновка машины: почти не увеличившись в габаритах, ГАЗ-69 получил 8-местный кузов с просторной грузовой площадкой вместо прежнего 4-местного, в котором багажное отделение отсутствовало как класс. Объем двигателя стал на треть меньше, сохранив ту же мощность: благодаря этому, не потеряв в динамике, новый внедорожник стал экономичнее. Ключевыми новшествами в трансмиссии стали 2-ступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей и открытые карданные валы без толкающей трубы. А подвеску снабдили привычными полуэллиптическими рессорами, тогда как на ГАЗ-67Б применялись экзотические по нынешним временам четвертьэллиптические – жесткие, но при этом недостаточно прочные.
В течение нескольких следующих лет опытные образцы ГАЗ-69 проходили полный комплекс испытаний в самых суровых дорожных условиях, а их конструкция подвергалась доводке. В частности, автомобилю усилили раму и подвеску, применили более совершенную синхронизированную коробку передач и рулевое управление от представительского ЗИМа, переработали ведущие мосты (с незначительными изменениями эти мосты продержатся в производстве более полувека!).
В 1951 году появилась четырёхдверная пятиместная модификация ГАЗ-69А со вторым рядом сидений, развёрнутым по ходу движения. В том же году завершились государственные испытания, а два следующих года ушли на подготовку производства: немало, но завод в ту пору был перегружен количеством выпускаемой и осваиваемой продукции. За время серийного выпуска в Горьком изготовили почти 37 тысяч внедорожников ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. С декабря 1954 года их начал выпускать и Ульяновский автозавод, на конвейере которого эта модель продержалась до 1973 года и была изготовлена в количестве почти 600 тысяч экземпляров.
А еще выпуск лицензионных копий «шестьдесят девятого» освоили в Румынии и Северной Корее. Благодаря удачной конструкции, неприхотливости и потрясающей выносливости большое количество «шестьдесят девятых» дошли до наших дней, и сегодня без их присутствия не обходится практически ни один фестиваль ретро-автомобилей.