По мотивам споров в другой теме. Речь про закусывание Халдекса в поворотах, нормально это или нет.
Первая часть была выложена тут, сюда в тему я тоже ссылку кидал -
Отчего хрустит Халдекс? Гул/вой/закусывание при поворотах
Это же в какой-то степени продолжение, т.к. некоторые продолжают доказывать, что закусывание и гул при энергичных разворотах на асфальте это ненормальная работа муфты и кидаются менять масло, а то и насос Халдекса. Ну ладно бы сами просто это масло меняли, так они ведь и другим советуют это делать, в результате у владельцев VW появляется очередная фобия, как будто других мало))
На Тигуане это может выглядеть например вот так (желательно слушать в наушниках):
Ну давайте попробуем разобраться еще раз. Вот смотрите, на рисунке изображен автомобиль который проходит поворот:
Передние колесики у машинки повернуты и в повороте все колеса проходят разные пути, причем путь пройденный передними колесами больше чем путь пройденный задними, поэтому передние колёса в повороте должны вращаться быстрее задних. Эта разница тем больше чем больше угол поворота передних колес. На прямом участке руль стоит прямо и все колеса проходят одинаковые пути, при небольшом угле поворота колес разница появляется, но почти незаметная, а вот при максимально вывернутом руле разница уже хорошая. На Тигуане как и на остальных современных кроссоверах дифференциалы установлены только в переднем и заднем мосту, межосевой дифференциал отсутствует, поэтому разница скоростей осей обеспечивается скольжением фрикционов муфты либо не обеспечивается вовсе если муфта полностью замкнута. Вот примеры прохождения поворотов на моей машине. Исходные данные – Тигуан 2 поколения, 2018 г.в., пробег 56 тыс.км, масло в Халдексе менялось дважды – на 30 тыс. (залит оригинал VAG, чистка сетки) и на 53 тыс. (залит оригинал от производителя муфты – BorgWarner, чистка сетки + продувка электромотора от медной пыли), покрытие сухой асфальт, температура +25. Сначала авто проходит круг с передними колесами вывернутыми на 12 градусов (это примерно 1/3 от максимально возможного), угол контролировался по БК:
Старт обычный плавный, разворот происходит в левую сторону:
Видим, что автомобиль трогается практически с тем же коэффициентом блокировки что и при прямых колесах, далее муфта начинает размыкаться. Разница скоростей осей есть, но практически незаметна (0,3-0,4 км/ч или около 1,5% в процентном отношении), задние колеса идут почти по колее передних, блокировка муфты на дуге составляет всего 2-3%, температура фрикционов не изменилась ни на градус. Разумеется никаких звуков и вибраций нет, т.к. усилие сжатия фрикционов минимальны.
Далее выворачиваем руль уже до упора и снова плавно разворачиваемся:
Здесь уже все колеса идут явно с разными скоростями, появляется заметная и стабильная разница скоростей осей в 2,2 км/ч (передние колеса вынуждены вращаться почти на 10% быстрее чем задние), блокировка муфты составляет 1-2%, т.е. автомобиль фактически переднеприводной, естественно никаких звуков и вибрации нет.
Теперь тот же самый разворот, ну уже более резвый старт – педаль газа прожимается примерно на 1/3:
Автомобиль стартует с блокировкой 9%, переднее левое колесо успевает коротко буксонуть, из-за этого растёт разность скоростей осей, видя это блок управления задирает степень блокировки почти до 40%, разница скоростей осей снижается до 0 (т.е. муфта сомкнута настолько, что колеса начинают подбуксовывать на сухом! асфальте, особенно левое заднее, т.к. оно наиболее разгружено). Далее муфта разжимается до 20% и снова появляется разность скоростей осей, т.е. теперь в большей степени буксует уже сама муфта. Итого за прошедшие 5 секунд разница в скоростях осей 2 раза падет до нуля заставляя колёса проворачиваться на сухом асфальте, но и муфте самой тоже достаётся – температура её фрикционов увеличилась 10 градусов. И это я ещё газ не полностью нажимал)) Как думаете, подбуксовывающие на асфальте шины и дикое напряжение в трансмиссии могут вызвать гул/вибрации и т.п. при совершении разворота? Ну конечно могут! Они их и вызывают! И что же теперь бежать менять масло или насос Халдекса? Ну нафига? Это нормальное поведение для машины без межосевого дифференциала. Хотите разворачиваться без закусывания колес берите машину с межосевым – Ниву, Ауди Кватро, Гелик, Туарег, Паджеро с суперселектом, Субару старые, Прадо, и т.д. и т.п. Можете даже КАМАЗ, у него межосевой дифференциал не только между передним мостом и задней тележкой, но и между мостами самой тележки - всё для того чтобы в повороте обеспечить и передачу момента и одновременна разницу в скоростях осей без появления паразитной циркуляции мощности между осями. А у нас нет межосевого, ну нет и всё, муфта дешевле и настраивается проще. Но полноценно выполнять функцию межосевого диффа она не может, в повороте либо проскальзывают фрикционы муфты, либо шины, либо всё вместе. Да, при больших углах поворота колёс, достаточном нажатии на газ и хорошем коэффициенте сцепления возможны звуки и вибрации. Ну а как иначе то?
Вот аналогичные примеры посмотрите:
Тоже люди переживают, ой ой, как все плохо, полный привод наверное неправильно работает, в поворотах рывки, вибрация, мы все умрём. Не понимают, что это нормальное поведение автомобиля с муфтой привода задних колес. Хотя у них хоть в инструкции пишут, что шум и вибрация при заблокированной муфте это норма, а у нас не стали писать, и так сойдет)) Ну да, у нас нет режима LOCK, но Haldex мы можем и так заблокировать моментально просто нажав на газ, к тому же он мощнее в 3 раза чем эта муфта на Рено/Ниссан. Так почему кто-то решил что у нас не может быть этих эффектов закусывания/вибраций и т.п.? Могут, вполне себе. И это норма. Такое у всех автомобилях с муфтой, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей.
Вот еще наглядно на стареньком VW Транспортер, ещё и владелец адекватные вещи говорит, послушайте:
В общем люди! На исправной муфте, на первой и задней передаче при максимально вывернутом руле, нажатом газе и достаточном коэффициенте сцепления звуки и мелкие вибрации возможны!
ЭТО НОРМАЛЬНО!
Не тратьте деньги!
И даже если вам кажется этого не было, а теперь есть, то это тоже НОРМАЛЬНО!
Меняйте масло по регламенту, промывайте сетку, периодически продувайте электродвигатель от медной пыли и всё с вашим Халдексом будет хорошо!
PS Для товарищей которые прям чувствуют, что после замены масла муфта стала срабатывать раньше или наоборот позже напоминаю, что наш авто всегда начинает разгон с уже замкнутой муфтой.
Что с места:
Что на трассе:
Что при ускорениях на одной передаче:
Как видим ускорение всегда начинается позже блокировки Халдекса, так происходит абсолютно во всех случаях - у меня записано более сотни логов. Муфта всегда успевает заблокироваться раньше начала ускорения! Всегда!!!
Так как можно ощутить что она заблокировалась раньше или позже если она блокируется всегда ДО НАЧАЛА РАЗГОНА? Правильно, никак.
Поэтому все эти разговоры про раньше/позже это плацебо и самовнушение.
Собственно на этом пока всё.
Если хотя бы часть людей что читают эту тему поймут что гул и закусывание в повороте для автомобиля без межосевого дифференциала это нормально значит я не зря тут распинался))
Всех благ!