Однажды куда-то пропали сообщения, повторю. Просто скопировал рецензию, в целом согласен с автором, хороший добрый фильм с щемящей ноткой ностальгии.
Хотя я и родился спустя шесть лет после описанных в «Однажды» событий, реалии творения Давлетьярова, ставшие неотъемлемым атрибутом моего босоного детства, встают перед глазами и сегодня, как тридцать лет назад — драки стенка на стенку на дискотеках с пацанами из соседних посёлков, мужики, стучащие костяшками домино по столу в тесном дворике, завучиха по кличке «ФБР», лично встречающая девчонок, посмевших укоротить юбки выше пределов допустимой нормы, на пороге школы, класснуха, ежедневно читающая нотации о пионерах-героях и чести ношения пионерского галстука, распивание бурды сомнительного происхождения на пустынном школьном стадионе и последующее распевание дворовых песен хором под гитару… Я- Рождённый в СССР, поэтому «Однажды», на два часа вернувшему меня в самую светлую пору моей жизни, я буду петь исключительно хвалебные дифирамбы…
Начало 70-ых, крошечный городок, затерянный на бескрайних просторах необъятного Союза… Пока городок готовится к масштабному празднованию 55 — летия победы Октябрьской Социалистической революции, десятиклассники Лёха, Дёма и Кисель живут теми же проблемами, что и большинство их сверстников: дерутся с пацанами из соседнего района, воруют арбузы из товарных вагонов, тискают одноклассниц, мечтая о большой и светлой любви… Однако влюблённость Лёхи в Светку не даёт ему покоя- ведь она бывшая девушка его недавно погибшего старшего брата
В самом начале своей рецензии я сказал, что «Однажды» с головой окунули меня в мою юность. Заслуга в этом — декораций, выбранных Давлетьяровым для своего творения. Повторюсь, пожалуй, только у самого ленивого или чёрствого человека не ёкнет сердце от того, как великолепно Ренат воссоздаёт атмосферу того времени и доносит её до своего зрителя. Но все эти символы эпохи, причёски и костюмы не смотрятся в фильме статичной мишурой, как в «Стилягах» или «Оттепели» — ведь режиссёр ни на миг не уходит в чрезмерное любование декорациями, ни на секунду не выпуская из виду квартет главных героев. Оттого зритель проникается к ним симпатией и чувствами, плачет и смеётся вместе с ними. Самое потрясающее при этом то, что для молодых актёров Юрия Дейнекина, Дарьи Мельниковой и Никиты Калинина, рождённых через десять лет после периода застоя, по- моему, не стало архисложным заданием вжиться в образы своих героев, и оттого, что каждый из поколения «рождённых в СССР» узнает в главных героях себя, делает их ещё ближе зрителю. При том, что сам Давлетьяров позволяет себе слегка поиронизировать по поводу того времени и даже вставить в фильм блестящий отсыл на «Однажды в Америке» Серджио Леоне, в СССР долгие годы считавшийся табу, из каждого кадра «Однажды» буквально сквозит теплотой и ностальгией по канувшей в лету эпохе…
Подводя некий итог всему вышесказанному, хочется сказать спасибо Ренату Давлетьярову, на два часа напомнившему всем нам о том времени, когда мы жили в огромной стране под названием СССР, времени ярком, энергичном и немного бесшабашном, которое из памяти и калёным железом не выжжешь… Лучшем времени нашей жизни!