Линкор «Севастополь»
29 июня 1911 года был спущен на воду Линкор «Севастополь»
После Цусимской катастрофы Россия осталась практически без флота – Тихоокеанский и Балтийский флоты были оголены и лишь на Чёрном море оставалось достаточное количество эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров.
Однако разгром при Цусиме имел и некоторое положительное значение, поскольку вновь строящиеся корабли были более современными и технически совершенными, чем потерянные.
Дело в том, что в 1906 году в Англии вступил в строй Корабль Его Величества
«Дредноут».
«Дредноут» не имел орудий среднего калибра, а всё его основное вооружение – 10 12-дюймовых орудий – было сосредоточено в пяти вращающихся бронебашнях.
«Дредноут» стал родоначальником нового класса этих кораблей, свершивших революцию в военно-морском деле. Корабли этого класса так и назывался дредноутами. Одним из таких кораблей и был
Линкор «Севастополь».
Линкор «Севастополь» был заложен на Балтийском заводе 3 июня 1909 года. На этом же заводе одновременно с ним строился однотипный с ним »Петропавловск», а на Адмиралтейском – такие же «Гангут» и «Полтава».
Спуск на воду линкора «Севастополь»
Новые линейные корабли своей мониторной архитектурой разительно отличались от прежних эскадренных броненосцев – низкобортный гладкопалубный силуэт, на верхней палубе размещены на одном уровне и равноудалены друг от друга четыре трёхорудийные башни Средняя палуба была покрыта 25-мм броней (в межбортовом пространстве 19-мм), нижняя – 12-мм броней (на скосах – 50-мм). Бортовые переборки выше средней палубы покрывались 37,5-мм броневыми плитами, ниже – 50-мм плитами. Броня стенок боевых рубок достигала 250 мм, их крыш -120 мм, пола боевых рубок и труб приводов управления под ними – 70 мм.
Артиллерия главного калибра состояла из двенадцати 305-мм орудий с длиной ствола 52 калибра, размещеных в четырех трехорудийных башнях. Башни были расставлены так, чтобы иметь возможность вести огонь на любой из бортов в следующих секторах: первая – от 0 до 155°; вторая и третья – от 25 до 155°; четвертая – от 25 до 180°. Таким образом, все орудия могли открыть огонь по цели, находящейся на курсовых углах от 25 до 155°, и, тем самым, сектор совместного бортового залпа имел угол 130°. Время заряжания на углах возвышения до 13°, соответствовавшему дальности стрельбы 90 кб, составляло 40 с. При больших углах возвышения время между залпами доходило до 60 с. Броня боковых и лобовой стенок башен имела толщину 203 мм, а задней стенки, являвшейся одновременно и противовесом – 305 мм.
Противоминная артиллерия в составе шестнадцати 120-мм орудий с длиной ствола 50 калибров размещалась в казематах средней палубы, образованных бортом и продольной переборкой.
Для управления стрельбой главного и противоминного калибров корабли были оборудованы системой Гейслера. Данные для ведения огня подготовлялись непосредственно под руководством находившегося в боевой рубке старшего артиллерийского офицера. Кроме того, каждая башня и каждый противоминный плутонг могли выбирать цель и вести огонь по ней самостоятельно.
Всоответствии с проектом, предполагалось установить на каждом линкоре по восемь 75-мм, четыре 47-мм и четыре 63,5-мм зенитных орудия. Но фактически из-за нехватки пушек такого назначения на «Севастополь» установили по два 75-мм и одному 47-мм орудию. Несмотря на всю спорность вопроса о необходимости торпедного вооружения на кораблях такого класса, на линкорах установили по четыре бортовых 450-мм подводных торпедных аппарата с боезапасом по три торпеды на аппарат.
Главные механизмы состояли из работавших на четыре гребных вала десяти турбин системы Парсонса, размещавшихся в трех (два бортовых и одно среднее) машинных отделениях в корму от третьей башни (93 – 107 шп.), и холодильников (конденсаторов) к турбинам, расположенных в двух соседних с турбинными отделениях (107 – 117 шп.). Начальное рабочее давление в турбинах составляло 11,3 атм. Суммарная мощность турбин достигала 32 000 л.с. при частоте вращения 280 об/мин, что обеспечивало достижение скорости 21,75 уз. При форсированном режиме эти значения возрастали – мощность достигала 42 000 л.с. (приблизительно 300 об/мин), а скорость хода – 23 уз.
Движителями кораблей являлись четыре трехлопастных гребных винта, каждый диаметром 3,28 м и с шагом 3,05 м. Плоскость вращения средних винтов находилась в районе 139 шп. и отстояла на 3,05 м от диаметральной плоскости и на 2,44 м от кромки киля. Крайние винты располагались на 132 шп. и отстояли от диаметральной плоскости и киля соответственно на 6,40 и 3,05 м. Линкор управлялся двумя рулями: большим площадью 28,3 кв.м. и малым площадью 13,5 кв.м. Наибольшее время перекладки большого руля из среднего положения на борт (35°) составляло 30 с. Радиус установившейся циркуляции достигал 239 м при угле крена 3,4°. Наибольший же возможный крен, при внезапной перекладке руля, не превосходил 10°.
29 июня (16 июня по старому стилю) 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск линкора «Севастополь» – головного корабля серии. Однако после спуска работы непосредственно на всех кораблях сери практически прекратились. Причина заключалась в непоступлении на судостроительные заводы предназначенного для монтажа на линкорах оборудования, механизмов, вооружения. Фактически достроечные работы начались лишь через полгода после спуска. В течение 1912 года преимущественно велись корпусные работы: устанавливали главные бортовые броневые пояса; оборудовали по срочно переработанным чертежам, из-за принятия на вооружение в 1911 году 305-мм снарядов новых образцов, артиллерийские погреба; формировали и растачивали фундаменты под башенные установки.
Основной объем достроенных работ пришелся на 1913 год. За этот период были закончены все работы по корпусу.
Линкор «Севастополь» был введён в состав флота в декабре 1914 года. Во время первой мировой войны «Севастополь» входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей. Базировался на Гельсингфорс. Весной и в начале лета 1915 года «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» несколько раз выходили в море, для проведения в районе Центральной позиции артиллерийских стрельб и маневров. В августе 1915 прикрывал постановки минных заграждений в Ирбенском проливе.
17 октября 1915 года при погрузке боеприпасов на
Линкор «Севастополь» полузаряд 305-мм орудия, находившийся в металлическом футляре, упал на палубу зарядного погреба и воспламенился. К счастью, на другие полузаряды пожар не распространился. Пострадало пять человек, из которых один умер от полученных ожогов.
По условиям Брестского мира Балтийский флот должен был покинуть свои базы в Финляндии, а значительная часть его личного состава подлежала демобилизации. 12 марта 1918 года Гельсингфорс покинул первый отряд кораблей. В него входили линейные корабли «Севастополь», «Гангут», «Полтава», «Петропавловск»; крейсеры «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Богатырь». Проводку осуществляли ледоколы «Ермак» и «Волынец».
Переход проходил в тяжелейших условиях: сплошные ледяные поля толщиной до 3 м; укомплектованность экипажей на разных кораблях составляла от 20 до 40% их штатной численности. Маршрут пролегал мимо островов Родшер и Гогланд. Движение осуществлялось в светлое время суток. Осложняло проводку то, что ширина более мощного и крупного из ледоколов «Ермака» составляла лишь 22 м, а ширина линкоров – более 26 м: часто приходилось останавливаться из-за того, что тот или иной корабль затирало в пробитом во льдах канале. Преодолев за пять суток 180 миль, 17 марта линейные корабли и крейсеры без существенных поломок достигли Кронштадта.
Всю гражданскую войну
Линкор «Севастополь» простоял без дела в Кронштадте – его бывшие матросы сражались на сухопутных фронтах. Лишь однажды, 20 октября 1919 года
Линкор «Севастополь», стоящий у Гутуевского острова (окрестности Петрограда), по приказу наморси произвёл шесть 3-орудийных залпов с промежутками в пять минут по Красносельской возвышенности, занимаемой наступавшими на Петроград войсками Юденича.
В марте 1921 года на линкоре и других кораблях Балтийского флота расположенных в Кронштадте началось антибольшевистское восстание. «Севастополь» вел огонь по оставшемуся верным советской власти форту «Красная Горка», по городам Ораниенбаум и Сестрорецк, по расположенным на северном берегу Финского залива железнодорожным станциям Лисий Нос, Горская, Тарховка. Всего было выпущено 375 305-мм и 875 120-мм снарядов. После падения Кронштадта состав команды был почти полностью заменен, а корабль переименован. В честь 50-летия Парижской коммуны он получил имя «Парижская коммуна».
В 1929 году под командованием линкор совершил переход в Чёрное море и вошёл в состав Черноморского флота, где после Октябрьской революции и гражданской войны не осталось ни одного линкора. Так «Парижская коммуна» стала флагманом Черноморского флота.
В 1934–1936 годах линкор прошел модернизацию. На нем были установлены новые паровые котлы, работающие на жидком топливе; переделаны и увеличены по высоте носовые надстройки; были установлены современные приборы управления артиллерийским огнем; передней трубе придан характерный скос назад; изменена и сделана более совершенной носовая оконечность; на носовой и кормовой башнях открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек.
Линкор «Парижская коммуна» ведет огонь по позициям противника из Южной бухты Севастополя.
Во время Великой Отечественной участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива. 1 ноября, ночью, во главе отряда боевых кораблей ушёл в Поти из-за угрозы ударов авиации противника с захваченных аэродромов Крыма. 8 ноября 1941 года линкор первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. А через месяц линкор снова подошёл к Севастополю и открыл огонь по боевым порядкам врага. В этот раз было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты. 5 января 1942 года линкор «Парижская Коммуна» вышел из Новороссийска и в охранении эсминца «Бойкий» направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного калибра. Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий», линкор в ночь на 21 и 22 марта произвёл два огневых налёта, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра.
После стрельбы моряки – корабельные артиллеристы, обнаружили выкрошивание нарезки в каналах стволов орудий главного калибра, что свидетельствовало о предельном их износе. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт. После ремонта корабль почти не покидал Поти. Лишь однажды, 12 сентября 1942 г. его перевели в Батуми, но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти.
31 мая 1943 года линкору было возвращено первоначальное
Линкор «Севастополь».
За время Великой отечественной войны только главный калибр линкора сделал свыше трёх тысяч выстрелов. Зенитки линкора отразили свыше 20 массированных налетов противника. Врагу нанесен неисчислимый урон в живой силе и технике. Сам же линкор не получил ни одного серьезного повреждения.
[FONT="]
[/FONT]