30 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две серийные боевые пусковые установки
БМ-13 - «катюши». Новое оружие - реактивные минометы - советские войска получили в июле 1941 года.
14 июля 1941 года, опытная батарея в составе 7 машин под командованием капитана И.А. Флерова, имевшая приказ выдвинуться на защиту сданного (на момент выдачи приказа Ставка не знала) уже нашими Минска, нанесла в 15.15 первый ракетный удар по забитому жд составами вокзалу г. Орша.
На станции Орша в тот момент находилось очень много прибывших советских эшелонов с имуществом 1-й Московской пролетарской мотострелковой дивизии, 14-й и 18-й танковых дивизий, 403-го гаубичного и 592-го пушечного артиллерийских полков, приписной личный состав 18-й стрелковой дивизии, имущество нескольких головных артиллерийских складов и складов горючего из МВО и огромные запасами боеприпасов, продовольствия и снаряжения, скопившимися на станции после вывоза из западных районов Белоруссии. Кроме того, на станции находились вывозимые c окружного зенитного артиллерийского полигона у станции Крупки зенитные орудия дивизионов армейской ПВО почти всех соединений, дислоцировавшихся в Московском, Орловском, Харьковском, Западном Особом, Киевском Особом, Приволжском военных округах, которые прибыли на полигон на учения перед войной.
Вторым залпом в 17.15 батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами на месте взорванного Загранотрядом Западного фронта. Под удар попала 17-я танковая дивизия Вермахта. В течение 3-х дней 17 танковая дивизия не могла принимать участие в боевых действиях. Также, в 18.00 нанесен был третий удар по немецкой переправе через Днепр. Залп батареи был засечен командованием немецкой артбатареи, ожидавшей переправы, и на нее был направлены истеричным приказом немецкие бомбардировщики, летевшие бомбить Смоленск. Пока самолеты разворачивались, батарея покинула свое местоположение и уехала. Немецкие летчики прекрасно видели ехавшие русские грузовики (БМ-13 были замаскированы под грузовики), но тратить драгоценный бомбовый груз на них не посмели, ища в течении еще примерно получаса "страшную артбатарею русских". После чего развернулись и вернулись к выполнению изначальной задачи. 15 июля батарея тремя залпами помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г. Рудню. Батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.
2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении в Вяземском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать.
В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду, организованную спецполком "Бранденбург-800" недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении (на вооружение засады были даже штурмовые самоходные орудия), личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали 4 машины из 6 имевшихся (одна утонула при переправе и этот момент лег в основу советского фильма "
Отряд особого назначения" и его авнястого ремейка "
Привет от "Катюши"). Многие из них погибли. Рота НКВД, охранявшая батарею, в бою понесла потери в лс до 60%, ушла в леса и вышла в итоге к своим с помощью партизан. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области, Угранский район, д. Богатырь. Подробно бой и весь поход описан в книге "
Первые залпы".
"7.X.1941 г. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь — 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте товарищи."
Уже к концу 1941 года количество реактивной артиллерии в войсках значительно возросло и достигало 5—10 дивизионов в составе армий, действовавших на главном направлении. Управление огнём и манёвром большого числа дивизионов, а также снабжение их боевыми припасами и другими видами довольствия стало затрудняться. По решению Ставки в январе 1942 года было начато создание 20 гвардейских миномётных полков.
«Гвардейский миномётный полк (гв.мп) артиллерии Резерва Верховного Главного Командования (РВГК)» по штату состоял из управления, трёх дивизионов трёхбатарейного состава. Каждая батарея имела четыре боевые машины. Таким образом залп только одного дивизиона из 12 машин БМ-13-16 ГМП (директива Ставки № 002490 запрещала использование РА в количестве менее дивизиона) по силе мог сравнится с залпом 12 тяжёлых гаубичных полков РВГК (по 48 гаубиц калибра 152 мм в полку) или 18 тяжёлых гаубичных бригад РВГК (по 32 гаубицы калибра 152 мм в бригаде).
Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно — за несколько секунд землю в области цели буквально перепахивали реактивные снаряды. Подвижность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника.
17 июля 1942 года в районе села Налючи раздался залп 144 пусковых рам-станков, оснащённых 300-мм реактивными снарядами. Это было первое применение несколько менее знаменитого родственного оружия — «Андрюши».
В июле-августе 1942 года «катюши» (три полка и отдельный дивизион) были основной ударной силой Подвижной механизированной группы Южного фронта, на несколько дней сдержавшей наступление 1-й танковой армии немцев к югу от Ростова. Это отражено даже в дневнике генерала Гальдера: «возросшее сопротивление русских южнее Ростова»
В августе 1942 года в городе Сочи в гараже санатория «Кавказская Ривьера» под руководством начальника подвижной ремонтной мастерской № 6 военного инженера III ранга А. Алфёрова был создан переносной вариант установки на базе снарядов М-8, получивший впоследствии название «горная катюша». Первые «горные катюши» поступили на вооружение 20-й горнострелковой дивизии и были применены в боях на Гойтхском перевале. В феврале — марте 1943 года два дивизиона «горных катюш» вошли в состав войск, оборонявших легендарный плацдарм на Малой земле под Новороссийском.
Кроме этого в Сочинском паровозном депо были созданы 4 установки на базе дрезин, которые использовались для защиты города Сочи с берега.
Восемью установками был оборудован тральщик «Скумбрия», который прикрывал десант на Малую землю.
В сентябре 1943 года манёвр «катюш» вдоль линии фронта позволил осуществить внезапный фланговый удар на Брянском фронте. В итоге немецкая оборона оказалась «свёрнута» в полосе целого фронта — 250 километров. Во время артподготовки было израсходовано 6000 реактивных снарядов и лишь 2000 — ствольных.
В июне 1944 года на вооружение поступила новая пусковая установка БМ-31-12 для М-31 на шасси Студебекера, получившая фронтовое имя "Андрюша". Пуск снарядов из этой пусковой установки осуществлялся не из транспортных укупорок, а из использованных впервые в ракетостроении направляющих сотового типа. Каждая направляющая ячейка пусковой установки состоит из четырёх труб диаметром 32 мм и длиной 3 м, находящихся внутри связывающих их восьмигранных обойм. Трубы ячейки расположены друг относительно друга так, что в поперечном сечении образуют квадрат, в который вписывается окружность диаметром 306 мм. Таким образом, ячейки являются как бы стволами, придающими снарядам направление полёта. Двенадцать ячеек направляющих объединены в пакет, состоящий из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Для стопорения снарядов на направляющих при движении установки было разработано специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних откидных решёток с тарелями и натяжными устройствами (для закрепления снаряда со стороны среза сопла) и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать откидывающиеся решётки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Это устройство являлось также блокировкой, исключавшей самопроизвольный пуск снаряда в походном положении установки. Благодаря наличию устройства стопорения снарядов на направляющих пусковые установки могли заряжаться в исходном районе, выдвигаться на огневую позицию, давать залп и покидать огневую позицию до того, как противник нанесёт по ней удар. Пусковая установка имеет подъёмный и поворотный механизмы, с помощью которых обеспечивается достаточная точность и быстрота наведения пакета направляющих по углу возвышения (от 10° до 48°) и по горизонту (±10°) без передвижения базового шасси. С принятием на вооружение таких боевых машин резко возросла манёвренность и скорострельность тяжёлой реактивной артиллерии.
Всего за время войны в войска поступило 1800 единиц БМ-31-12, из них 100 единиц потеряны. Первое боевое применение "Андрюши", состоялось 17 июля 1942 года в районе села Налючи, залп из 144-х пусковых рам-станков, оснащённых 300-мм реактивными снарядами.
КАТЮША (БОЕВАЯ)
Музыка М. Блантера
Слова народные
Разлетались головы и туши,
Дрожь колотит немца за рекой.
Это наша русская «катюша»
Немчуре поет за упокой.
Расскажи, как песню заводила,
Расскажи про «катины» дела,
Про того, которого лупила,
Про того, чьи кости разнесла.
Все мы любим душеньку «катюшу»,
Все мы любим, как она поет,
Из врага выматывает душу,
А бойцам отвагу придает.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=PXnKNuphltg