Во всем многообразии компаний, производящих и поставляющих элементы тормозной системы автомобиля, лишь единицы занимаются собственно разработками этой системы. К ним как раз и относится герой нашего сегодняшнего повествования – компания АТЕ.
Сегодня АТЕ – это бренд Continental Group. О его глубоких исторических корнях отчасти свидетельствует само название – аббревиатура, сложенная из первых букв имени и фамилии не просто основателя компании, а пионера мировой автопромышленности, настоящего энтузиаста своего дела Альфреда Тевиса. Более 100 лет назад им была основана фирма, которая сначала работала как дистрибьюторская компания, а потом и сама освоила выпуск автомобильных запчастей. Среди первых клиентов Альфреда Тевиса были такие известные автопроизводители, как Audi, Wanderer и Hansa.
Вообще, история такого предприятия, как АТЕ, являющегося одним из родоначальников современной автокомпонентной отрасли, – это тема отдельной публикации, которую мы обязательно подготовим в ближайшем будущем. Она настолько многогранна, полна интересными хитросплетениями судеб и технологических решений, передовых инноваций и личностных интеллектуальных заслуг, что, пробежавшись по ней, как это принято говорить, вкратце, мы рискуем потерять очень много ценных фактов. И наоборот, достаточно полное, проникновенное погружение в ее глубину позволит нам переосмыслить отдельные взгляды, оценки и несколько иначе – более компетентно и взвешенно – взглянуть на современную индустрию автокомпонентов.
Впрочем, без некоторых ключевых, в чем-то даже эпохальных дат нам не обойтись. И одна из важнейших в этой связи – 1965 год, когда на АТЕ в Рейнболлене была образована производственная зона по изготовлению суппортов для легковых автомобилей. Не менее значим и 1992 год, когда в производственные процессы были имплементированы передовые методики Kaizen, Teamwork, Kanban и проч. С их помощью предприятие смогло выйти на самые первые роли в своем сегменте, обеспечив выпуск качественной, не вызывающей нареканий со стороны потребителей продукции, и значительно повысить свои инженерные и производственные возможности. Спустя три года, в 1995 г., была освоена сборка алюминиевых суппортов и собран 100-миллионный суппорт, а через семь лет, в 2002 г., – 150-миллионный с момента старта производства в 1965 г. Кстати, как раз на этом семилетнем временном интервале, в 1998 г., АТЕ присоединилась к Continental.
Дальнейшее – уже дела совсем недавних лет, и потому они еще так живы в памяти. 2006 год ознаменовался производственным рекордом и выходом на еще более высокий промышленный уровень – выпуском 9 млн суппортов в год на заводе в Рейнболлене, где 45 лет назад была заложена основа производства суппортов. А в 2008 г. стартовало производство электрических стояночных тормозов ЕРВ, которое в 2011 г. получило дальнейшее развитие (FNcM) и обрело массовый характер.
Но самое главное – несмотря на все изменения, несмотря на все перипетии в бизнесе, АТЕ была и остается, как уже было сказано выше, одной из немногих компаний, которая в тесном взаимодействии с автоконцернами сама разрабатывает современные тормозные системы для серийно выпускаемых автомобилей. Системы целиком – от педали тормоза до исполнительных механизмов и компонентов на колесе автомобиля. И именно поэтому основные ее усилия и основная доля изготовленной продукции идут на конвейеры глобальных автомобилестроительных гигантов. АТЕ – это всемирно признанный ОЕМ поставщик в области тормозных систем, и данный факт заслуживает самого искреннего уважения. Его клиентами являются такие марки, как VW/Audi (23%), BMW (22%), GM (14%), Toyota (7%), Daimler (7%), Tata (4%), PSA (3%) и проч. Всего продажи в 2012 г. составили 358 млн.
Собственно, это и есть сегодняшний день АТЕ и ее ведущая перспектива в будущем. Заводы компании, совместные предприятия и офисы разбросаны по всему миру. АТЕ представлена на всех континентах. А штаб-квартира и конструкторский отдел компании расположены во Франкфурте-на-Майне. Здесь творится то самое чудо под названием разработка системы.
Конечно, не все компоненты тормозной системы вплоть до мельчайших болтиков, сальников или прокладок АТЕ изготавливает самостоятельно. Некоторые компоненты закупаются у сторонних поставщиков, но закупается только самое лучшее и самое передовое, потому что АТЕ как разработчик системы поставляет на конвейер автопроизводителя всю тормозную систему в сборе и полностью за нее отвечает.
Вы представляете, какая это ответственность? Сколько сил и труда вкладывается в инженерно-конструкторский цикл создания, апробации и налаживания серийного производства впоследствии?
Любая разработка начинается с технического задания автопроизводителя. Оно может меняться в процессе, но изначально все идет от первого задания. А дальше плотное сотрудничество АТЕ как разработчика и автоконцерна как заказчика. Постоянный процесс согласования, координации, обмена мнениями, корректировок... Конечно, лучше всего произвести миллионным тиражом продукт, который стоит 3 евро и имеет ресурс миллион километров. Но это невозможно. И чтобы достичь компромисса, придется вкладывать всю интеллектуальную мощь (в АТЕ сейчас работает более 25 инженеров-конструкторов, занимающихся исключительно разработками), весь технический потенциал компании в создание той самой, наиболее оптимальной по конструкции, характеристикам, возможностям, ресурсу и множеству прочих параметров системы.
Причем не забывайте – за спиной всегда стоят конкуренты. Все задания всегда распределяются на конкурсной основе, и у автопроизводителя всегда есть страховочные варианты. Это и понятно – ни одна компания в мире не может ставить свою работу в зависимость от одного поставщика. Данный факт также заставляет специалистов АТЕ работать с еще большим усердием, с еще большим старанием.
Все это базируется на правильном понимании и формулировании ключевых понятий видения CVAM (эффективность, безопасность, окружающая среда / совместимость, качество и взаимосвязь): «Мы разрабатываем и изготавливаем продукцию и сервисы, которые движут автомобили и спецтранспорт наших клиентов вперед к повышению безопасности, взаимосвязи и экологической совместимости и делают транспорт более эффективным день ото дня», – говорят представители АТЕ.
Одной из последних и наиболее перспективных разработок является электрический стояночный тормоз. Объемы его производства постоянно увеличиваются. Так, только на одном заводе в 2013 г. АТЕ планирует изготовить 3000 ЕРВ, что более чем в три раза больше, чем годом ранее. А выпуск традиционных систем снижает темпы. Около 6000 ед. в 2013 г. против более чем 7000 ед. годом ранее. И уже в 2016 г., по прогнозам экспертов АТЕ, опять же если брать только один завод, соотношение производства ЕРВ и традиционных стояночных тормозов составит около 6000 ед. против 4000 ед., то есть электронных стояночных тормозов будет изготавливаться в полтора раза больше.
Еще одним фактором, помимо передовых разработок, обуславливающим успех АТЕ на рынке и закладывающим основу долговременного плодотворного сотрудничества с автомобилестроителями, является высокий производственный уровень компании. На ее предприятиях степень автоматизации достигает немыслимых значений. В частности, во Франкфурте, где собираются самые ответственные, сложные и дорогие блоки тормозной системы – блоки ABS и ESP, она составляет 99,5%.
И сам выбор месторасположения данного производства выбран не случайно. В других частях мира компания не изготавливает эти блоки, только тут, хотя получает комплектующие практически со всех континентов. В АТЕ справедливо уверены – этот продукт должен соответствовать высочайшим требованиям качества, надежности, и потому он выпускается только там, где рядом находятся инженеры, разработчики, которые в случае необходимости могут оперативно вмешаться и соответствующим образом повлиять на процесс.
На каждом этапе производства осуществляется проверка качества, вплоть до того что проверяется каждый электромотор привода электрического стояночного тормоза.
Склады при заводах, как правило, небольшие, поскольку предприятия работают в режиме just-in-time. И это тоже весьма красноречивое подтверждение не только высокого производственного уровня, но и передовой организационной структуры компании.
Сегодня у компании каталог продукции для Европы включает:
• изнашивающиеся детали для тормозов (дисковые тормозные колодки, тормозные диски, тормозные барабаны, колодки барабанных тормозов и TopKits);
• гидравлические компоненты тормозов (шланги, тормозные цилиндры, скобы дискового тормозного механизма, усилители тормозного привода, регуляторы тормозного усилия, тросики ручного тормоза);
• тормозные жидкости (широкий выбор тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 4, высокопроизводительные для ABS и для гоночных автомобилей, а также ATE SL.6 – оптимальная тормозная жидкость для электронных тормозных систем, таких как ESP, ABS,TCS и т.д.);
• высокоэффективные изделия (тормозные диски «PowerDisc»);
• электронные компоненты тормозов (датчики частоты вращения колеса);
• компоненты сцепления (рабочие и главные цилиндры привода сцепления, соединительные шланги, тросы привода управления сцеплением);
• оборудование и устройства для техобслуживания тормозов (контрольные и измерительные приборы, диагностика датчиков колес и ATE-ESP, переносные контрольные приборы для тормозных жидкостей).
То есть, как видим, в АТЕ не оставляют без внимания и вторичный рынок автокомпонентов, так называемый after-market, привнося в него качество, технологии и подходы первичного рынка ОЕМ. Так, для разработки и конструирования тормозных колодок ATE применяет технологию торможения, использующуюся изготовителем, и проводит 37 тестов вместо 14 предписанных законодательством в соответствии с ECE R90.
Дело в том, что ECE R90 в основном определяет нормы безопасности, предъявляемые к колодкам. Он не касается надежности, срока службы, комфорта и проч. А от производителя ОЕМ автопроизводители требуют показать надлежащие результаты в 37 тестах, по которым можно судить о таких важных параметрах изделия, как коррозионная устойчивость, износостойкость, запас прочности, шумность, стойкость к высоким и низким температурам и проч. Это более глубокие, более тяжелые тесты. Понятно, что продукты, которые удовлетворяют требованиям 13 и 37 тестов, – это два разных продукта. И 13 тестов не учитывают технические требования производителя автомобиля. А АТЕ всегда их учитывает даже при поставках на вторичный рынок.
В компании прекрасно понимают особенности рынка тормозных систем. Он требует короткого времени внедрения изделий при помощи эффективной логистической системы для обеспечения постоянных клиентов. Тут необходимы постоянная техническая поддержка и профильное консультирование на уровне автосервиса. Качество должно удовлетворять требованиям оригинального изготовителя. Клиенты требуют от одного поставщика решения всех своих проблем, поэтому следует уметь покрывать 95% всего спроса. И обязательно равнение на обратный инжиниринг на вторичном рынке и на компетентность оригинального изготовителя.
И еще очень важна логистика поставок. У АТЕ есть глобальный логистический центр в Грос-Рорхайме в Германии, способный качественно решать все поставленные задачи. Он был открыт в 2011 г. В настоящий момент здесь обрабатывается более 7200 заказов в день от клиентов со всего мира. Тут хранятся более 10 500 различных артикулов для компонентов тормозов ATE. При этом поставка считается выполненной, когда минимум 95% заказанного количества артикулов поставляются в соответствующий срок.
Кроме того, after-market требует и соответствующего сопровождения продаж. Именно поэтому предложение АТЕ для вторичного рынка включает не только гамму продукции и оборудования, но и разнообразные каталоги/промоматериалы, поддержку TecDoc/TecCom, маркетинговую поддержку, Центр тренингов Continental, техническую горячую линию, интернет-сопровождение, а также Центр тормозов ATE. На последнем пункте остановимся чуть подробнее. Эта сервисная концепция развивается уже более 25 лет, и на данный момент в нее входит около 1600 независимых автосервисов по всему миру.
Для партнерских автосервисов ATE предоставляет бесплатные курсы обучения, маркетинговую поддержку, техническую горячую линию, большое количество информации в печатном и электронном виде, бесплатные новостные бюллетени и т.д.
По мнению представителей компании, данная концепция – это важный аргумент для укрепления связей с клиентами и для обеспечения сбыта. Она представляет собой по большому счету всеобъемлющую поддержку автосервиса при помощи наилучшим образом проделанной организации сбыта и продаж ATE.
Что отрадно – в следующем году намечен запуск этой концепции – Центра тормозов ATE – и в нашей стране.