kLeR1k, вообще, системы со "звуком вокруг" 5.1, 7.1 и т.д. придуманы для кинотеатров. Окружив себя динамиками со всех сторон, вы получаете эффект присутствия: ощущения, что вы находитесь в эпицентре событий. Вот впереди пролетел вертолет, вот сзади что-то взорвалось, вот слева кто-то кричит и т.д. Вместе со спец эффектами на экране, и темным залом, вы существуете в иллюзии реальности. Очень правдоподобной иллюзии.Вы выходите из кинотеатра, и говорите: "вау! как будто сам там побывал! Очень круто снято!"
Что касается прослушивания музыки, то тут задачи другие. Нет необходимости окружать себя звуками (ведь вы же не сидите посреди оркестра, когда посещаете филармонию, и не продаются места на сцене, между гитаристами какой-нибудь рок-группы) Одна из характеристик качественно воспроизведенной записи, это локализация "сцены". Когда вы инструменты в вашей голове стоят на своих местах. Когда вы, закрыв глаза, точно можете сказать, где именно стоит солист (вплоть до определения метров до него). "Звук вокруг" только вредит в этом случае. Поэтому многие даже отключают динамики в задних дверях.
Центральный канал требует и записей на 5 (7) дорожек, где звукорежиссер записал правильно партии по каналам. Если же этого не сделано, то центральный канал только размоет сцену. В автомобилях, если система собирается SQ (Саунд кволити, то есть заточена на качество, не путать с SPL, где люди соревнуются исключительно в громкости), центральный канал применяется крайне редко ввиду отсутствия необходимости (машина - маленькое пространство) и довольно сложной настройки (без хорошего процессора тут не обойтись)