Товарищ Жизнь.
...Во время Керченско-Эльтигенской операции, когда на правом фланге морским пехотинцам капитана Белякова П.Л. путь преградили колючая проволока и минное поле, и цепь морских пехотинцев залегла, главстаршина Петрова Г.К. бесстрашно бросилась вперед, увлекая за собой товарищей...
— Братишки, — крикнула она, взяв в руки автомат и пританцовывая, — здесь и мин-то нет!
Петрова Галина Константиновна (09.09.1920г - 08.12.1943 г), медицинская сестра 386-го отдельного батальона морской пехоты Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, главстаршина.
Родилась 9 сентября 1920 года в городе Николаеве (Украина). Русская. В 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 1 города Новороссийска и в том же году поступила на лесохозяйственный факультет Новочеркасского инженерно-мелиоративного института (Ростовская область). В 1941 году, когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз, студентка Галина Петрова поступила на курсы медицинских сестер в городе Краснодаре. В Военно-Морском Флоте и в боях Великой Отечественной войны с 1942 года.
Участвуя в Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября - 11 декабря 1943 года), медицинская сестра 386-го отдельного батальона морской пехоты (Новороссийская ВМБ, Черноморский флот) кандидат в члены ВКП(б) главстаршина Петрова Г.К. в составе батальона 1 ноября 1943 года под огнём врага высадилась на Крымское побережье в районе посёлка Эльтиген (ныне Героевское Крымской области Украины). После своей знаменитой контратаки, за одну только первую ночь, бесстрашная медсестра вынесла с поля боя свыше двадцати тяжелораненых воинов. Позднее сапёры на месте высадки матросов-десантников обнаружили и обезвредили более 400 противопехотных мин.
Сергей Борзенко решил найти эту девушку и пошел искать ее. Вдруг из-за укрытия донесся плач. Заглянув туда, он увидел рыдающую девушку.
— Галя, вы что, ранены? — спросил Борзенко.
— Нет, — ответила она, — я так перепугалась, что не могу унять слезы.
— Так как же вы могли, перепугавшись, выбежать на минное поле? А теперь, совершив подвиг, вы, героиня, плачете, как девчонка.
— А что было делать? Ведь я комсомолка и знала, что моряков надо поднять в атаку, а командир и парторг погибли. Я знала, что мужское самолюбие, гордость не позволят морякам остаться на месте, когда девушка, одна, может погибнуть у них на глазах.
Сорок дней и ночей сражались герои Эльтигена. Занозой сидел у фашистов десант, постоянно напоминая им о скором бесславном конце. Гордые слова «Огненная земля» стали символом беспримерного мужества и славы советского солдата и матроса. Терпя невероятные лишения, неся тяжелые потери, они не дрогнули, выстояли, до конца выполнив свой воинский долг. Подвиг советских воинов на Эльтигене положил начало освобождению Крыма.
Товарищ Жизнь называли её бойцы. Она всегда была там, где труднее всего. Спасая раненых в сложных боевых условиях, часто бралась за оружие и отбивала вражеские атаки.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками главстаршине Петровой Галине Константиновне присвоено звание Героя Советского Союза.
Выписка из копии наградного листа.
…Петрова Галина… в числе первых высадилась на крымский берег и…пошла в первых рядах атакующих на доты и дзоты. Она оказала медицинскую помощь десяткам раненых… в критические моменты брала оружие павших товарищей и бесстрашно истребляла врага… За исключительные мужество и героизм ходатайствую о присвоении ей звания «Герой Советского Союза».
Командир 386 отдельного батальона морской пехоты …майор Беляков».
Более месяца боёв на эльтигенском плацдарме, защищая раненых, Г.К. Петрова неоднократно участвовала в отражении вражеских контратак, а 3 декабря 1943 года была ранена. На следующий день, 4 декабря 1943 года в здание школы, где размещался медсанбат, попала вражеская бомба. Среди погибших была и бесстрашная медицинская сестра… Похоронена в поселке Героевское (бывшем Эльтигене).
Навечно зачислена в списки одного из военно-морских госпиталей Краснознаменного Черноморского флота, а в городе-герое Керчи ей поставлен памятник.
**********************************************************
"
Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!"
В критическую минуту боя отважный офицер-политработник бросился со связкой гранат под вражеский танк и погиб смертью героя.
Клочков (Диев)
Василий Георгиевич - военный комиссар 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, младший политрук. Родился 8 (21) марта 1911 года в селе Синодском Саратовского (бывшего Воскресенского) района Саратовской области. Русский. Из крестьян.
В июле 1941 года был призван в Красную Армию по мобилизации Фрунзенским районным военкоматом Алма-Аты. Назначен во вновь формируемую 316-ю стрелковую дивизию, командовал которой генерал-майор И.В.Панфилов. В составе этой дивизии вскоре убыл на фронт и в октябре-ноябре 1941 года сражался под Москвой, на Волоколамском направлении.
Военный комиссар 4-й стрелковой роты 2-го стрелкового батальона 1075-го стрелкового полка (316-я стрелковая дивизия, 16-я армия, Западный фронт) младший политрук Василий Клочков 16 ноября 1941 года во главе группы истребителей танков у железнодорожного разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области отражал многочисленные атаки противника. Группа, вошедшая в историю битвы под Москвой и Великой Отечественной войны, как 28 героев-панфиловцев, уничтожила восемнадцать танков.
На всю страну стали известны легендарные слова младшего политрука Клочкова, обращённые к бойцам: "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!".
Был похоронен на поле боя, вместе с другими павшими бойцами. Позднее перезахоронен в деревне Нелидово, что в двух километрах от места сражения. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года младшему политруку Клочкову Василию Георгиевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
На братской могиле установлен памятник с надписью: "Высота 251. Здесь 16 ноября 1941 года, защищая Москву, сражались 28 героев-панфиловцев. Славные сыны нашего народа преградили дорогу 50 фашистским танкам. От имени сердца, от имени жизни повторяем: "Вечная слава героям!"
В 1985 году в киноэпопее Юрия Озерова «Битва за Москву» роль Клочкова сыграл заслуженный артист РФ Александр Воеводин.
*********************************************************
"Лучший способ борьбы с вражеской авиацией"
...
Утром 24 декабря неожиданно для противника части Баданова прорвались к Тацинской и овладели ею. При этом были захвачены продовольственные, артиллерийские, вещевые склады и склады горючего, а на аэродроме и в железнодорожных эшелонах 428 самолетов...
Приближалось Рождество 1942 года. Штаб генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна, командующего группой армий "Дон", находился в Новочеркасске, в двадцати километрах от низовий Дона. Всех угнетала судьба 6-й армии. Однако за тревогой по поводу ситуации в Сталинграде скрывалась и другая, даже более серьезная. Советское Верховное главнокомандование явно стремилось полнее воспользоваться военной удачей, или, точнее, ошибкой Гитлера, заставившего 6-ю армию зайти слишком далеко, не предоставив соответствующей поддержки ее слабым флангам. Русские стремились захватить куда большую добычу, чем всего одна армия.
Операции трех советских фронтов, которые безостановочно наступали в междуречье Волги и Дона уже с 19 ноября 1942 года, которые окружили Сталинград и разорвали итальяно-румынский фронт на сотню километров, были нацелены на большее, чем только освобождение Сталинграда и окружение армии Паулюса. Тщательно готовившийся долгое время план, дорого оплаченный огромными жертвами, потерей армий, потерей территорий, реальной угрозой проигрыша всей войны, представлявший собой великий контрудар, который будет наконец нанесен – здесь, у Волги, в сердце матушки-России. Все прежние ошибки будут искуплены, настало время великой битвы против Гитлера – время мощного удара, подобного удару по Наполеону. Сталин намеревался сокрушить, ни много ни мало, весь южный фланг немецких армий на Востоке. Посредством гигантской операции восьми армий, ударами на Ростов и нижнее течение Днепра из калмыцких степей и Среднего Дона он хотел отрезать и затем уничтожить немецкий южный фланг – три группы в семь армий в целом.
С каждым часом в штаб Манштейна поступали все более тревожные рапорты. Как и чем он должен был сдержать этот красный поток? Как он должен был заткнуть эту огромную брешь между Доном и Донцом? Немецкое высшее командование оказалось перед угрозой, с которой оно еще никогда не сталкивалось. 24-й танковый корпус под командованием генерал-майора В.М. Баданова, приданный 1-й гвардейской армии, стремительно продвигался далеко впереди советских войск, которые наступали через дрогнувший фронт итальянской 8-й армии в направлении на Донец.
Баданов не встречал сколько-нибудь существенного противодействия. Блокирующие части, задействованные в глубине итальянского фронта, в водосборном бассейне Чира, вскоре побежали под напором советских атак, бросая орудия и автомобили. Многие офицеры срывали знаки различия и пытались скрыться.
Более 15 тысяч итальянцев попали в плен. Остатки итальянских дивизий отошли, бросив транспорт и склады с продовольствием. Многие штабы начали сниматься с мест, теряя связь с войсками. Части, атакованные советскими танками, пытались спастись бегством. 8-я итальянская армия, имевшая к осени 1942 года около 250 тысяч солдат и офицеров, потеряла убитыми, ранеными и пленными половину своего состава.
Ночью 23 декабря Манштейн передислоцировал 11-ю танковую дивизию против корпуса Баданова. Вместе с 6-й танковой дивизией, приближающейся форсированными маршами, она должны была остановить дерзкое и опасное вторжение генерала Баданова.
Тем временем, умело применяя обходы и охваты, корпус генерала Баданова за пять суток преодолел с боями около 240 км.
Неохраняемую дорогу к аэродрому танкистам показали местные пионеры Гриша Волков и Федя Игнатенко. Через несколько дней Федя Игнатенко погиб от пули снайпера, а Гриша Волков был схвачен фашистами и 29 декабря 1942 года расстрелян вместе с тяжелоранеными танкистами. После войны в Тацинской им был поставлен памятник.
24 декабря передовой отряд 6-й немецкой танковой дивизии при поддержке штурмовых орудий захватил район севернее Тацинской. По состоянию на 25 декабря 1942 г. корпус Баданова имел в строю 58 танков: 39 танков Т-34 и 19 танков Т-70.
Но тут подоспели две немецких танковых дивизии. Корпус Баданова оказался в ловушке. Генерал Ватутин отправил на помощь Баданову два моторизованных корпуса и две стрелковые дивизии, но генерал Раус со своей 6-й танковой дивизией отразил все атаки. Части Баданова сопротивлялись отчаянно. Многие сражались до последнего патрона. Горящие в Тацинской силосные башни и зернохранилища освещали ужасающую картину – развороченные танки, искореженные противотанковые орудия, разбитые транспортные колонны снабжения, раненые, обмороженные до смерти люди.
В тяжелом бою морозной ночью 28 декабря советский 24-й танковый корпус внезапным ударом прорвал фронт противника и вышел из окружения в район Ильинки, переправившись через реку Быстрая. Советское Верховное главнокомандование и Верховный Совет отметили героизм полков Баданова. Их доблестное сопротивление до конца и, главное, их беспримерный танковый рейд в глубокий тыл немцев должны были стать замечательным примером для остальной Красной Армии.
За время рейда корпус уничтожил 11292 солдата и офицера противника, взял в плен 4769 человек, подбил 84 танка и 106 орудий, только в районе Тацинской уничтожил до 10 батарей и 431 самолёт. После этого рейда в войсках родилось выражение, ставшее крылатым: "Лучший способ борьбы с авиацией противника - танковый рейд по его аэродромам".
Захваченные самолеты корпусом Баданова на аэродроме Тацинская: