Нет, это на 30 градусов, я это отметил
Я конечно не материаловед ни разу, однако в справочниках я вижу для алюминия коэфф. темп. расширения по минимуму 22 * 10-6 на 1К, а чугуна 10 * 10-6 на 1К. Так что может как-то поясните, как вы получили 80*10-6 ?
Давайте так прикинем "на пальцах":
------------------------------------------------------------------------------
Диаметр алюминиевого поршня пусть будет 82мм
Длина окружности его будет 82 * ПИ = 257,6106014мм
Соответственно для разницы в 30С длина окружности изменится на
257,6106014 * 22 * 10-6 * 30 = 170022,996924* 10-6 =~ 0,17 мм
Новый диаметр будет:
(257,6106017 + 0,170022) / ПИ = 82,0541197781622 мм
То есть диаметр от 0С до 30С гуляет +/- 0,054мм
Диаметр чугунного цилиндра гуляет примерно в 2 раза меньше, то есть +/- 0,026мм (помним, что считали до 30 градусов, а для 300С умножаем на 10)
Вы нам тут, кстати накинули, что
Номинал зазора поршень-цилиндр 20...40 мкм
20мкм <= 0,026мм <= 40 мкм не так?
Далее рассуждаем...
Справочник говорит, что толщина масляной пленки на стенках цилиндра для 5W40 от 2 до 12 мкм или от 0,002мм до 0,012мм (Для особо твердых умов, предлагаю найти толщину пленки для масла 0W20 и прослезиться в салфетку)
Как насчет сопоставить 0,026мм выборку зазора поршнем и 0,012мм максимальную толщину пленки
и при этом надо понимать, что это, если цилиндр нагружен только коленвалом и поршень именно не давит
юбкой? А если вы хотя бы попытаетесь сдвинуться с места, то он начинает именно давить на стенку цилиндра, а не просто болтаться там, как г... в проруби.
На сколько увеличивается диаметр поршня и площадь пятна контакта юбки поршня, если разница температур 300С?
Как изменяется усилие сдвига масла при увеличении пятна контакта, не превысит ли оно номинальные HTHS вашего холодного масла и не преодолеет ли поршень физические свойства масла и не встретится ли со стенкой цилиндра?
Так что - да, нужна модель или эксперимент. В противном случае и ваши и мои рассуждения это все метод 3П = палец-пол-потолок.
Если для холодного двигателя зазоры по фиг, температура по фиг, и вообще всё на свете по фиг, зачем производитель требует какие-то предосторожности и ограничения по оборотам пока температура масла не достигла 50С? Сел, завел и тапка в пол, стрелку в отсечку, в чем проблема. Вы прямо так и делаете? Готовы вы при -30С ночной стоянки вот прямо так сделать на своем двигателе?