Я рождён в СССР

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,597
Благодарности
79,345
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
orig


Позитивная реакция соклубников на пару моих ностальгических постов навеяла мысль открыть эту тему. Если у нас привилась тема уважаемого Дока о Российской империи, то о стране (эпохе) в которой родились и выросли многие, если не большинство из нас, поговорить будет тем более интересно (ИМХО), а для некоторых форумчан и познавательно.
Предлагаю выкладывать здесь встретившиеся интересные материалы из инета и личные воспоминания , возможно, с фото. Жанр темы - позитивно-ностальгическая романтика, давайте постараемся не пускать в неё грязь и политику.
 
Последнее редактирование модератором:

R.A.F.

Участник
Регистрация
24 Окт 2015
Сообщения
124
Благодарности
21
Адрес
Татарстан
Автомобиль
VW трактор
Введу низкого благосостояния :mad: счетов сберкассе небыло, или было к тому времени руб сто наверно, поэтому особо не потеряли, многие потеряли из-за обмена 50 100 руб
Хотя вот Дядя взяли кредит на 10 лет на постройку дачи....., а витоге расплатились в течении 1,5 лет :D
Тут каму как повезло:eek:
 

Tolmach

Участник
Регистрация
1 Фев 2016
Сообщения
193
Благодарности
54
Адрес
Москва
Автомобиль
Tiguan T&F 2.0 TSI 2016, Jetta 1.9 TDI 2008
Я летел после дембеля в 88 году из Свердловска в Челны по цене 8 руб. Правда половину доплачивало МВД. Значит авиабилет был 16 руб. Но это расстояние небольшое, около 1000 км

Мне в декабре 86-го полет из Владивостока до Москвы 120 руб. обошелся, если не ошибаюсь. И стройбату не доплачивали :mad:Но вариант недели на поезде не рассматривался.
 

DiselGolf

Завсегдатай
Регистрация
15 Апр 2015
Сообщения
841
Благодарности
740
Адрес
Санкт-Петербург
Автомобиль
Был VW Golf Mk5 4 motion Стал Tiguan T&F 2.0 TDI
Мне в декабре 86-го полет из Владивостока до Москвы 120 руб. обошелся, если не ошибаюсь. И стройбату не доплачивали :mad:Но вариант недели на поезде не рассматривался.
Не ошибаетесь и не доплачивали не только стройбату.
МО в лучшем случае требование на ж.д. проезд выписывало, правда его с успехом принимали в кассах аэрофлота с доплатой наличкой. :)
 

oleg73

Гуру
Регистрация
12 Апр 2014
Сообщения
5,120
Благодарности
3,484
Адрес
Кисловодск
Автомобиль
Tiguan T&S 2.0TDI CLJA 2013
МО в лучшем случае требование на ж.д. проезд выписывало, правда его с успехом принимали в кассах аэрофлота с доплатой наличкой.
Ничего ни разу не доплачивал. А вот отметку у военного коменданта в этом случае нужно было ставить. Типа не возражает... Но это правда была уже вторая половина девяностых.
 

Кучер

Участник
Регистрация
9 Май 2013
Сообщения
196
Благодарности
72
Адрес
Москва
Автомобиль
Тигуан T&F, TSI, 2.0, night blue
На ДМБ ехал в 1989 г. ж/д билет от Владивостока до Москвы стоил 64 р. На самолет - 134 р. Разницу платил сам. С битвой в кассе вырвал сданный какой-то бабулей билет.

Отправлено с моего GT-N7100 через Tapatalk
 

Cap

Moderator
Команда форума
Регистрация
9 Июл 2008
Сообщения
15,428
Благодарности
8,471
Адрес
Чикагинск
Автомобиль
Tiguan City TSI 2,0
Ох уж а эти билеты в Москве летом на Казанском... Это ж капец.
Люди часами стояли. Трояк и пятерку ложили кассиру и получали билет быстрее других.
 

shoffer

Гуру
Регистрация
8 Фев 2011
Сообщения
5,934
Благодарности
5,149
Адрес
Столица Черноземья
Автомобиль
Конечно Tiguan!
Ох уж а эти билеты в Москве летом на Казанском... Это ж капец.
Люди часами стояли. Трояк и пятерку ложили кассиру и получали билет быстрее других.

Игорь, у Ленинградского ( если не ошибаюсь) было трансагенство, там народу почти не было, и билеты были практически всегда, научили умные люди, билеты брал там, в кассы вокзалов даже не совался)))
 

Чалекс

Гуру
Регистрация
24 Мар 2013
Сообщения
8,430
Благодарности
10,586
Адрес
Г. под крылом Чайки
Автомобиль
Был ЛансХ, Стал Track 2.0 TSI, CAWA, JVZ, DM, 2T/2T/C9X
  • Сказать "Спасибо"
Благодарности: shoffer

Cap

Moderator
Команда форума
Регистрация
9 Июл 2008
Сообщения
15,428
Благодарности
8,471
Адрес
Чикагинск
Автомобиль
Tiguan City TSI 2,0
Игорь, у Ленинградского ( если не ошибаюсь) было трансагенство, там народу почти не было, и билеты были практически всегда, научили умные люди, билеты брал там, в кассы вокзалов даже не совался)))

Рома, поздно ты сказал! :D
А вообще щас трудно даже представить какой это кайф электронные билеты!
 

Step69

Гуру
Регистрация
4 Сен 2013
Сообщения
2,051
Благодарности
984
Адрес
Чкаловский
Автомобиль
Tiguan 2013 TSI2.0 S&S
Игорь, у Ленинградского ( если не ошибаюсь) было трансагенство
МЖА называлось и народу там всегда было полно, особенно летом...
Проще всего было взять билеты в кассах пригородных станций или в кассах Московской жд, если конечно знать их местонахождение.
 
Последнее редактирование:

UncleMisha

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2010
Сообщения
803
Благодарности
690
Адрес
Санкт-Петербург
Автомобиль
Tiguan T&F, 2.0L 170 hp
А мы, когда на юг билеты брали, всегда по телефону за 45 суток заказывали. Надо было просто начиная с 9:00 утра быстро-быстро непрерывно крутить диск телефона. В течение 20-30 минут обычно удавалось дозвониться и заказать. Все разбиралось в течение первого часа.
 
  • Сказать "Спасибо"
Благодарности: shoffer

shoffer

Гуру
Регистрация
8 Фев 2011
Сообщения
5,934
Благодарности
5,149
Адрес
Столица Черноземья
Автомобиль
Конечно Tiguan!
МЖА называлось и народу там всегда было полно, особенно летом...
Проще всего было взять билеты в кассах пригородных станций или в кассах Московской жд, если конечно знать их местонахождение.

Ну, думаю, не больше, чем в кассах на вокзалах:). Я на толпу не попадал ни разу, человек 10 перед тобой-это по тем временам не очередь, а так, недоразумение))
 

Svarog

Почётный Тигуановод
Регистрация
17 Июн 2013
Сообщения
1,835
Благодарности
809
Адрес
Нижний Новгород
Автомобиль
Tiguan 2.0 TSI SE
Году в 1982, когда я активно ездил в командировки, как-то сформулировалось у меня само-собой представление о счастье - это когда приходишь в Кассы Аэрофлота, народа в них никого и билеты есть куда хочешь! Вот ведь торкнуло-то...
 

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,597
Благодарности
79,345
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
Добавлю 5 копеек к воспоминаниям о советских ценах и деньгах. У меня зачем-то хранится старый лопатник с когда-то несметными богатствами

IMG_0467.jpg

А в нём... и те деревянные
IMG_0468.jpg

и инвалюта
IMG_0469.jpg

и чеки
IMG_0470.jpg

и даже такое
IMG_0471.jpg
 
  • Сказать "Спасибо"
Благодарности: shoffer

R.A.F.

Участник
Регистрация
24 Окт 2015
Сообщения
124
Благодарности
21
Адрес
Татарстан
Автомобиль
VW трактор
я бы уточнил .. дохрена!!!!
 

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,597
Благодарности
79,345
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
Олимпийские эксклюзивы СССР: самые яркие машины Олимпиады-80


828ad2f712906dcde1ff6dc92a171be8-981x599-90.jpg


СССР не разменивался на мелочи – даже такое по умолчанию масштабное событие, как летние Олимпийские игры, в 1980 году запомнилось миру особо грандиозным размахом. Автомобили для московской Олимпиады тоже создавались особенные – автозаводы страны выпустили целые серии уникальных моделей.

ЕрАЗ-37302

Специально для работы в Олимпийской деревне и на спортивных объектах Олимпиады-80 в Ереване собрали десять интересных фургонов – в исполнении рефрижераторов. Угловатый автомобиль полукапотной компоновки базировался на собственной лонжеронной раме. В движение ЕрАЗ приводился бензиновым мотором ГАЗ-24Д, в паре с которым трудилась четырехступенчатая механическая трансмиссия, позаимствованная у УАЗов. Необычные для отечественной промышленности сдвижные двери существенно упрощали и ускоряли процесс высадки/посадки водителю и переднему пассажиру, который часто являлся грузчиком. Доступ в грузовой отсек осуществлялся исключительно через кормовую двухстворчатую распашную дверь, боковые – отсутствовали.
Олимпийские рефрижераторы отличались от родственных пассажирских микроавтобусов изотермическим грузовым отсеком объемом 5 кубических метров. Термоизоляция кузова обеспечивалась с помощью полистирольного пенопласта толщиной около 8 см, который сверху обшивался листовым алюминием. За холод отвечала установка, располагавшаяся также в грузовом отсеке. Мощности «холодильника» хватало, чтобы при забортной температуре в +35-40 градусов длительное время поддерживать внутри температуру от +5 до -10 градусов по Цельсию. Летом 1980-го автомобили трудились не только на обслуживании олимпийских точек общепита, но и продуктовых магазинов в центре Москвы.
214346ad9155010861e0e9fe48d383b8-995x0-90.jpg


f63cebb9518d59615b9ef6ec33001f5b-492.5x0-90.jpg




ПАЗ-3916

Какое же международное событие сейчас обходится без теле- и радиотрансляций? Так было и 36 лет назад, во времена Олимпийских игр в Москве. Специально для них инженеры ПАЗа создали новую «кинопередвижку», получившую индекс ПАЗ-3916. Разработку специального телефургона отдали именно в Павлово-на-Оке, потому что еще с середины 70-х годов на ПАЗе мелкими партиями производились автобусы для нужд телевидения.

349c97f93fec3db04409de3778d693cf-995x0-90.jpg




Перед конструкторами была поставлена серьезная задача: построить автомобиль, не уступающий зарубежным аналогам. ПАЗ-3916 создавался в тесном сотрудничестве с Кировоградским заводом радиоизделий. Сначала на ПАЗе готовили кузов с четкой подгонкой всех мест крепежа, установки и укладки проводки под конкретное электронное оборудование. Затем автобусы отправлялись в Кировоград, где в их салонах проводился монтаж телеоборудования и его отладка. В олимпийской серии «кинопередвижек» отсек водителя был глухо отгорожен от рабочей зоны, ведь по строгим понятиям времен СССР прямой эфир был делом государственной важности: мало ли что может ляпнуть в микрофон засланный агент ЦРУ или просто оказавшийся рядом диссидент!



c7c321bf8a07226d34e2abd98451f3a1-995x0-90.jpg






КАвЗ-5982

КАвЗы у наших граждан до сих пор четко ассоциируются с «кентаврами» – капотными автобусами малой вместимости с «мордочкой» от ГАЗ-53 и на его же шасси. Но в преддверии Олимпиады в Кургане взялись и за производство специальных грузовиков.
Готовились заранее. В 1978 году шумерлинское Государственное специальное конструкторское бюро по ремонтным мастерским и кузовам (ничего не скажешь, емкое название!) разработало конструкцию специализированного фургона для перевозки лошадей и обслуживающего персонала. Для постройки использовалось длинное шасси трехосного грузовика ЗИЛ-133Г1. Производство этого «коневоза» и передали на КАвЗ.



46c59738b39e48a2f2bb9326d5476dac-995x0-90.jpg


РАФы

Рижская автомобильная фабрика получила наибольшее количество заказов на разнообразные специальные олимпийские автомобили.
Самым известным из них стал РАФ-2907, сопровождавший олимпийский огонь из Афин в СССР и по самому Союзу. Всего было изготовлено пять экземпляров микроавтобусов. От серийных собратьев они отличались серьезно измененной компоновкой салона. Так, в корме находился отсек для хранения факелов и газовые баллоны для их заправки, а также система принудительной вентиляции и система пожаротушения. В багажном отсеке постоянно горели три газовых горелки, от которых можно было бы зажечь факел в случае непредвиденного «затухания» основного, несомого бегуном. В центральном – пассажирском – отсеке размещались диван, письменный стол со стулом для сопровождающих, гардероб, холодильник и даже кондиционер!
В техническом плане это был все тот же РАФ-2203, только с радиатором большего объема в системе охлаждения и электрическим вентилятором для его обдува. На такие меры пошли, чтобы обезопасить РАФы от перегрева во время длительного движения со скоростью бегуна (10-15 км/ч).

fdbba28c84593f455bed01aca2cc55c4-995x0-90.jpg

РАФ-2907

fc1d26a6391c76542b1199ff29764a68-995x0-90.jpg

РАФ-3407


3367a845bd50f8a88c5cefd5a4686490-995x0-90.jpg

РАФ-2910



ЛАЗ-5255

Не остался в стороне от подготовки транспорта для Олимпийских игр и крупнейший в СССР производитель автобусов – ЛАЗ. Так, во Львове сконструировали специальную модификацию междугородного автобуса ЛАЗ-5255 для сопровождения олимпийского огня. Автобус имел только одну боковую дверь – спереди. Салон был разделен на две части – пассажирскую, в которой размещались кресла для 15 пассажиров, и вторую – купейную. В ней 8 широких кресел могли трансформироваться в два полноценных спальных места. Кроме того, на борту были гардероб, санузел и минибар.

45e08958b8fd5023b5d4a159c12d255a-995x0-90.jpg



Увы…

В 2014 году Олимпиада снова пришла на территорию России – это были XXII Олимпийские зимние игры. К сожалению, на этот раз в списке техники, обслуживающей столь важное событие, отсутствовали машины отечественных марок. Официальным автомобильным спонсором был выбран Volkswagen. Поговаривают, что этот бренд очень стремился предоставить свои авто и на Олимпиаду-80, но тогда патриотизм перевесил все прочие соображения. Впрочем, стоит надеяться, что в следующий раз встречать огонь из Олимпии на российской земле будут самые достойные представители отечественного автопрома.










 

R.A.F.

Участник
Регистрация
24 Окт 2015
Сообщения
124
Благодарности
21
Адрес
Татарстан
Автомобиль
VW трактор
надежный.....хм, я бы поправился - неприхотливый, но отнюдь не надежный.
ломался дай бог, просто легко чинился
 

shoffer

Гуру
Регистрация
8 Фев 2011
Сообщения
5,934
Благодарности
5,149
Адрес
Столица Черноземья
Автомобиль
Конечно Tiguan!
надежный.....хм, я бы поправился - неприхотливый, но отнюдь не надежный.
ломался дай бог, просто легко чинился

И я бы добавил-ремонтнопригодный в большинстве случаев
 

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,597
Благодарности
79,345
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
  • Советский автодефицит: как это было



    7d41711c56591892c306a5d188a2b204-981x599-90.jpg

Дилерские шоу-румы ломятся от автомобилей, скидки достигают чуть ли не 80%, но мы все равно едва ли можем позволить себе новую машину. Нет денег, достаточных для покупки в новых условиях с дорогой валютой. В СССР все было иначе. Деньги были, но не было машин.

Несмотря на то, что заводы и фабрики "одной шестой суши" работали практически в три смены, настоящим бичом советской экономики стало такое печальное явление, как дефицит. Нет, планово-административная экономика все рассчитывала правильно. Но товары народного потребления, к числу которых относились и автомобили с аксессуарами, распределялись через базы и фонды, которые решали, кто именно из тружеников может приобрести товар.
Денег в стабильно работающем государстве было много, желающих их потратить – тоже. И даже такой новый феномен, как массовый и относительно доступный автомобиль, в середине семидесятых годов довольно быстро исчез из свободной продажи именно по той причине, что платежеспособный спрос в СССР был большим.
Ситуация усугублялась тем, что та социальная прослойка, которая имела доступ к приобретению "благ", была не прочь на этом хорошо подзаработать. Именно поэтому во многих сферах дефицит искусственно раздували до таких масштабов, что про него потом слагали настоящие легенды и фельетоны. Чего стоит хотя бы одна реприза Аркадия Райкина про тот самый "дифсит".
41e1ac40f3eaa6f7ebf14a76b2128c16-995x0-90.jpg


Купить нельзя ждать

Для того, чтобы приобрести вожделенные Жигули, например, недостаточно было просто накопить 6 000–7 000 рублей (до знаменитого подорожания 1979 года "копейка" стоила 5 500 рублей). Поскольку всегда находились те, кому эти автомобили были более "положены" по статусу – например, передовики производства, ударники коммунистического труда и ветераны войны.

720a579452c2bd1e3559e92ca6844510-995x0-90.jpg



Впрочем, отстояв в "заводской" (то есть при фабрике или заводе был свой фонд, которому эти авто выделялись) очереди 5–6 лет, можно было стать владельцем искомой "классики". Правда, машина могла оказаться такого цвета, над которым даже дети смеялись, но что делать! Москвичи, Запорожцы и Нивы периодически даже можно было приобрести свободно – конечно, если речь идёт про относительно благополучные застойные семидесятые.
Если же было желание стать владельцем машины "немедленно", то приходилось рассматривать подержанный автомобиль, который нередко стоил дороже нового (!) в магазине. А что вы хотели? Зато быстро...

db85742c9760ec9e62db0b0d0d15bdc2-995x0-90.jpg



В отдельных случаях новую машину можно было приобрести без всех этих проблем – например, после длительной загранкомандировки, за время которой можно было заработать и скопить необходимую сумму, причем не в "деревянных", а в так называемых "чеках" – инвалютных рублях.
Трудности эксплуатации

Купить машину – это полдела. Ведь дальше на ней нужно было ездить! А для этого был необходим бензин, остальные смазочные материалы, расходники...
Проще всего было с бензином. Отстояв в очереди на АЗС, можно было заправить хотя бы литров 10-20, чего советским гражданам хватало на больший период, чем сейчас. Ведь многие ездили далеко не каждый день.

9920034c028e362c9f98fd5bfe21af3d-995x0-90.jpg



А вот с расходными материалами дела обстояли намного хуже. В магазине на того, кто задал невинный сейчас вопрос "свечи зажигания есть?", смотрели как на марсианина. Просто «прийти и купить» нельзя было почти ничего. Иногда выручали друзья-знакомые, которые за небольшую мзду позволяли "достать" искомые запчасти у "правильных" людей.
Справедливости ради стоит отметить, что иногда детали "всплывали" в свободной продаже – пусть и на очень короткое время. Это называлось забавным словом "выбросили". Тот, кто «успел подобрать», мог стать счастливым владельцем пары-тройки шин. Потом, правда, оказывалось, что шины производства какой-нибудь "золотозубой" республики были сделаны из "пластилина" и буквально разваливались на ходу.
В семидесятых годах владельцы Жигулей испытывали большие проблемы с распределительным валом – деталь считалась остродефицитной, и немало советских инженеров искали свои способы реставрации распредвала, я уже писал об этом подробно в статье про превращение Fiat-124 в ВАЗ-2101. Хуже было другое – из-за отсутствия в свободной продаже нужного антифриза или тормозной жидкости многие даже технически грамотные автомобилисты были вынуждены пропускать регламент по замене. Это приводило к преждевременному выходу из строя тормозных цилиндров, водяных насосов и многих других узлов и агрегатов.


99fd174fad86d93e5575410c461a018e-995x0-90.jpg



Именно поэтому, "достав" резину, аккумулятор или даже обычное моторное масло, советский автовладелец становился по-настоящему счастлив. Конечно, это не касалось тех, кто имел прямой доступ к тем самым "базам и фондам", на которых это все делилось и затем перепродавалось втридорога.
Настоящей же катастрофой было ДТП. Приобрести кузовщину, оптику и стёкла на СТО было практически невозможно, а без них нельзя было ни отремонтировать машину, ни ездить на ней. Бывало, что некоторые машины из-за отсутствия «лобовухи» или капота стояли по несколько месяцев.
Воровство поневоле

Понятно, что такая ситуация породила воровство автомобильных деталей. Снимали все! Зеркала, «дворники», фары, стёкла, колеса, а еще – сливали бензин. Именно поэтому почти у любого владельца был «джентльменский набор» против злоумышленников – быстросъемные крепления зеркал, «секретки» на колесах, замки на бензобаке и специальные стопоры на фарах и лобовом стекле. К слову, сегодня история с воровством оптики повторяется – причем не как фарс, а как вполне себе трагедия даже для состоятельных россиян, у которых воруют фары с Туарегов и Кайенов.


fd70421d206a3e11a8b0bee269845075-995x0-90.jpg

Чтобы противостоять не только ворам, но и угонщикам, машины были оснащены различными механическими и электронными «противоугонками». Спросом пользовались не только банальные выключатели «массы», но и своеобразные «иммобилайзеры», прерывающие искру в случае неправильных действий водителя.


Советы бывалых

Советские автомобилисты проявляли смекалку и старались восстановить детали всеми возможными способами. К примеру, многие переделывали масляные фильтры в разборные, подбирая для замены фильтрующий элемент из подручных материалов. Для того, чтобы компенсировать выход из строя конкретной банки в аккумуляторе, его распиливали на отдельные части (!) и собирали из нескольких негодных аккумуляторов один более-менее приличный. Такими "советами бывалых" делились, их собирали в отдельные папки – словом, Страна Советов оправдывала своё название и в автомобильной сфере. Сейчас можно относиться к таким ухищрениям с определенной долей иронии, но автомобилистов той эпохи можно понять – если новую деталь негде было взять, приходилось выкручиваться по мере возможностей.


5acd6afdfc07d880dc10c3c74fd0bd2f-995x0-90.jpg



Несмотря на изложенные выше сложности, в СССР относились к автомобилю с большим уважением. Он был даже большей ценностью, чем недвижимость, поскольку квартиру можно было получить бесплатно, даже улучшая со временем жилищные условия. Характерная деталь: советские автовладельцы (пусть часто и невольно) были настоящими автомобильными энтузиастами – они относились к автомобилю не как к банальному средству передвижения, а как к семейному достоянию и социальному явлению, которое навсегда изменило их мир. Ведь современные панъевропейские путешественники из России являются прямыми наследниками тех, кто лет 30-40 назад покорял просторы СССР, становясь при этом опытным автолюбителем.

От первого лица

Борис Полажинец, инженер (с 1984 по 1990 год начальник КБ военного завода)
Я приобрел свой первый автомобиль в 1983 году. Это был ВАЗ-21013, который удалось купить «за чеки» после возвращения из длительной командировки на Кубу.
В первые годы старался ездить очень мало, поскольку запчастей и расходников в продаже практически не было, поэтому приходилось беречь ресурс автомобиля по максимуму. К чести Жигулей, они практически не ломались – правда, из-за «просроченного» антифриза как-то заклинил водяной насос. Еще много хлопот доставляли шины и аккумулятор, купить которые свободно я смог только в Венгрии в 1989 году, когда у нас немного «приоткрылся» железный занавес.



b6ffcaeb6d33d80ea3d561c29368dd86-492.5x0-90.jpg

5643b3446e3b774e3afc61274c557e4d-492.5x0-90.jpg



Отсутствие запасных частей в те времена старались компенсировать аккуратной эксплуатацией и тщательным уходом. Машину берегли, как могли, поскольку её покупали «словно на всю жизнь». А у многих, к слову, все так и произошло.
 
Последнее редактирование:
Сверху Снизу