Задумался про преднатяг. Есть он у Халдекса или нет? Он же должен быть! Все же об этом говорят!
И подразумеваю при этом что по умолчанию на заднюю ось всегда передается 10% момента.
Тем не менее на моих графиках никакого преднатяга в этом понимании нет. При движении на постоянной скорости, при плавных ускорениях, при торможении автомобиль исключительно переднеприводной.
Степень блокировки муфты ноль.
Давайте попробуем разобраться. Откуда интересно все эти разговоры про преднатяг пошли? Не от журналистов ли?
Ну и куда без "За Рулем" и "Авторевю":
"
Не совсем корректно говорить, что «Халдекс» подключает заднюю ось. Даже при отличном сцеплении колес с дорогой на корму все равно перетекает до 10% крутящего момента. Это своего рода «преднатяг». Зачем он нужен? Чтобы система всегда была наготове и при необходимости молниеносно перебросила тягу — ведь от быстроты срабатывания зависят управляемость и вездеходные качества."
www.zr.ru/content/article…aldex-v-pyataya-zadnyaya/
"
Задний «кубик» — от полноприводного Пассата, но с муфтой Haldex нового поколения в приводе задних колес.
Она легче прежней (редуктор в сборе весит всего 44 кг), а 10-процентный «Преднатяг» позволяет ей быстрее перебрасывать момент на заднюю ось."
autoreview.ru/articles/pe…-vstrecha/kaluzhskiy-volk
Правда справедливости ради что-то заставило Авторевю со временем выйти из "секты свидетелей постоянного преднатяга" и в современных статьях они пишут уже иначе:
Haldex уже в 2001-м представил муфту второго поколения с возможностью по умолчанию иметь преднатяг в пакете фрикционов. Этим не замедлили воспользоваться маркетологи, назвавшие такой привод постоянным полным. Хотя подключаемая сущность не изменилась: в любой момент по команде электроники муфта могла разомкнуться — и автомобиль превращался в моноприводный.
autoreview.ru/articles/ka…botaet/nepostoyanstvo-awd
Но в любом случае не совсем понятно откуда изначально пошли сведения о том что на заднюю ось всегда приходится 10% момента, по крайней мере я не нашел. Ну да ладно.
Имеется 3 теории за счёт чего в муфте есть "постоянный преднатяг в 10%":
1. Преднатяг конструктивно осуществлен за счет тарельчатой пружины изначально поджимающей фрикционы
2. Преднатяг обусловлен вязкостью масла, т.к. фрикционы находятся в масле (т.е. момент передается как в гидромуфте)
3. Преднатяг создает сам маслонасос Халдекса постоянно поджимая фрикционы небольшим давлением
1. Что такое тарельчатая пружина из программ самообучения по муфтам 4 и 5 поколения?
Кому нужно, вот ссылки:
vwts.ru/suspension/4motion_haldex_4_tiguan_rus.pdf
vwts.ru/pps/pps_515_golf_2013_hodov_chast_rus.pdf
Тарельчатая пружина в четвертом Халдексе:
Тарельчатая пружина в пятом Халдексе:
Зачем она нужна? В программе самообучения есть ответ:
"Тарельчатая пружина находится в масляной полости цилиндра поршня.
Назначение
Она подпирает поршень к пакету фрикционных дисков. Таким образом выбирается зазор между пакетом фрикционных дисков и игольчатым подшипником".
Т.е. она просто выбирает зазоры, или думаете всё же она способна создать преднатяг в 10%?
Кто сомневается в сети можно найти не одно видео где фланец исправной обесточенной муфты при отсоединении кардана вращается от руки, задние колеса при этом не вывешены и стоят на месте, т.е. момент на задние колеса не передается. Даже если представить что действительно существовал бы конструктивный преднатяг в 10% это означало бы что муфта постоянно частично замкнута и чтобы её провернуть нужно приложить усилие в 360 Нм (10% от максимального 3600 Нм). А это не мало. Голыми руками создать такой крутящий момент на муфте невозможно, можно конечно приварить к фланцу муфты полуметровый ломик, тогда для проворота муфты на конце ломика должен повиснуть мужик массой 72 кг. Вот что значит 10% преднатяг и 360 Нм момента. А фланец муфты повторюсь вращается от руки, т.е. никакого конструктивного преднатяга нет и быть не может.
Вот например одно из видео (стоит метка на 04:38) :
Кто всё-таки продолжает думать что тарельчатая пружина достаточно сильно прижимает диски и на видео туфта, то вот собственно что говорит VW:
рочитали? Представили как происходит такая буксировка? Передние колеса стоят, значит и кардан неподвижен, а вот задние колеса вращаются, т.е. фрикционы в муфте немного трутся друг об друга. И что бы было при такой буксировке если пружина поджимала фрикционы с усилием способном передать 10% момента? Правильно, там бы всё сгорело нафик за несколько километров.
2. Передача момента через масло за счет вращения фрикционов друг относительно друга — действительно, почему бы нет? По аналогии с гидромуфтой или гидротрансформатором:
Только вот на фрикционах никаких лопаток нет, да и скорость их вращения относительно друг друга по большей части равна нулю, а для передачи момента (увлечения через масло одним фрикционом соседнего без непосредственного соприкосновения) скорость "входных" фрикционов должна быть больше "выходных". А когда такое возможно в муфте? Только при большой разнице скоростей осей, а такого у Халдекса практически никогда не бывает. Например при движении на постоянной скорости все фрикционные диски вращаются на одинаковой скорости (передние колеса тянут автомобиль, задние вращаются с такой же скоростью как и передние), и как тут может быть "преднатяг"? А на стоящем автомобиле весь пакет фрикционов вообще неподвижен, и как неподвижный фрикцион может увлекать во вращение другой фрикцион через масло? Ну глупость же!
Поэтому говорить о передаче даже маломальски значимого крутящего момента в муфте только за счет вязкости масла даже немного смешно.
Ну и можно опять посмотреть какое-нибудь видео где фланец муфты вращается от руки, где там преднатяг?
3. Теперь остается последнее — "преднатяг в 10%" держит сам блок управления Халдекса постоянно поджимая фрикционы небольшим давлением. Логично! Халдекс же умный, сказали заблокироваться на 10%, он и будет держать этот процент блокировки, типа рабочее давление (давление на поршень) не может быть равным нулю.
Только вот удивительно, но в программах самообучения по Халдекс 4 и Халдекс 5 нет ни слова про постоянный преднатяг!
Да и рабочее давление на поршень смыкающий фрикционы может быть равным нулю, ну надо же))
Вот Халдекс 4:
Куда же делось давление при торможении, почему муфта полностью разомкнулась, а как же преднатяг? Преднатяг, вернись!
Эх, и тут крутящий момент на задних колесах может упасть до нуля, да чтож такое?
Может в Халдексе 5 всё будет лучше и там-то давление точно будет подпирать фрикционы? Ведь многие Очевидцы Святого Преднатяга прям чувствуют что задние колеса всегда подключены минимум на 10%, а если помыть машину, то и на все 20%
Ну вот, и тут рабочее давление может быть равным нулю, да чтож за день такой? Где преднатяг?
А может быть в презентации от Borg Warner, официального производителя Халдекс 5, покажут что рабочее давление всегда больше нуля и поршень всегда немного поджимает диски?
Но и тут не судьба:
Видно что если нет запроса на передачу момента, то нет и давления на поршень, хотя насос работает вхолостую и небольшой ток на нем есть.
А вот появился запрос на передачу момента через муфту, давление растет и поджимает поршень, тот в свою очередь сжимает фрикционы:
Самое смешное, — на этой презентации присутствуют примеры графиков передаваемого момента и давления на поршень. Они показывают как же и быстро и точно может работать муфта 5 поколения. Сколько момента блок управления запросил – столько она и передала. Классная же муфта? Классная!
А теперь присмотритесь к этому графику. Ничего не замечаете? В определенные моменты передаваемый момент 0 Нм. А где же преднатяг? Ведь преднатяг в том понимании в котором его подразумевают адепты преднатяга это постоянная передача муфтой момента в 10% от чего-то там. Постоянная! И тут вдруг 0 Нм. Вот облом)) А люди помнится кричали что верят только официальному производителю, так это и есть официальный производитель.
А вот если смотреть на преднатяг как на возможность предварительно заблокировать муфту еще перед началом движения или ускорения, а не как раньше на вязкостных муфтах по факту пробуксовки передней оси вот тогда да, вот вам и предварительный натяг. Т.е. вы стоите на месте, а муфта уже частично замкнута, это не преднатяг? Преднатяг. Т.е. муфта заранее немного увеличила давление масла чуть-чуть поджимая фрикционы. Да, всего на 3-5%, но этого производитель посчитал достаточным, хотя она может обеспечить «преднатяг» и в 100% с максимальным усилием сомкнув фрикционы. А почему бы нет, автомобиль ведь стоит на месте, кардан не вращается, никакого износа фрикционов не будет))
И вот он этот преднатяг в реальности на Тигуане (показан стрелками):
Скорость ноль, а муфта уже немного поджата, автомобиль готов к старту! Или вы движетесь например с постоянной скоростью и резко топайте по педали газа, даже ускорения автомобиля еще не началось, а муфта уже замкнулась на нужный процент, на графиках это видно. Это же тоже преднатяг? Преднатяг.
В общем я за такую вот интерпретацию слова "преднатяг" применительно к муфте Халдекс по крайней мере 5-го поколения. Извините.
Спасибо за внимание.