Некоторые мысли про Haldex Controller, стоит ли он 1200 Евро?
Если коротко, Халдекс-контроллер это обманка которая за 2 минуты устанавливается в разрыв цепи под задним сиденьем и модифицирует управление Халдексом.
В нём много функций, начиная от сквозного режима в котором муфта работает как сток, до всевозможных настроек в которых можно Халдекс вообще отключить либо настроить степень смыкания в зависимости от скорости/степени нажатия педали газа/величины наддува, можно комбинировать режимы м/у собой. Есть настройка, которая позволяет не размыкать муфту при торможении. Управляется с приложения на телефоне и показывает распределение момента по осям! В общем похоже прикольная вещь! Есть товарищи которые платят за это чудо 1200-1300 Евро с учетом доставки — значит видят какие-то немалые преимущества которое может дать это устройство.
Давайте попробуем проанализировать это устройство, как потенциальные покупатели.
Вот что пишут на оф сайте -
тынц
"Заблокированный режим
Заблокируйте Haldex на фиксированное значение с помощью приложения, независимо от того, что делает автомобиль, Haldex всегда будет оставаться на выбранном разделении мощности. Можно регулировать с шагом 10%. 100/0, 90/0, 80/0, 70/30, 60/40, 50/50."
Т.е. Халдекс можно полностью как отключить (соотношение момента перед/зад как 100/0, так и полностью залочить до соотношения 50/50). И вот уже тут начинаются непонятки. Соотношения 50/50 можно получить только если м/у осями стоит симметричный свободный дифференциал. Заблокированный же Халдекс ничего не распределяет (не дифференцирует) и является по сути заблокированным межосевым дифференциалом либо просто валом жестко соединяющим переднюю и заднюю ось. И момент м/у осями в таком случае распределяется сам в зависимости от развесовки и сцепных свойств шин. И момент там может гулять от 100/0 до 0/100 если передняя ось на льду, а задняя на асфальте — подробнее
тут.
Мало того при повороте с заблокированным Халдексом момент на передних колесах уменьшается и может стать даже отрицательным (т.е. тормозным), и вся тяговая сила перейдет к задним колесам – подробнее
тут.
Если прочитали материалы по ссылкам выше, то становится понятно, что знать как реально распределяется момент м/у осями эта коробочка не может, т.к. на колеса никто динамометры не повесил. И скорее всего все эти цифры распределения момента м/у осями которые показывает приложение это переиначенный разработчиками коробочки такой параметр как «степень блокировки муфты» который можно увидеть через диагностику. Т.е. степень блокировки 100% по мнению разработчиков соответствует якобы 50/50 между осями, степень блокировки 25% это распределение 80/20, 11% это 90/10 и т.п. Можно даже разобрать несколько роликов чтобы в этом убедиться.
Вот например ролик в котором показан разгон чипованной по самые не балуйся Ауди А3 с заблокированным «50/50» Халдексом:
В самом начале автомобиль 2 секунды стоит на месте (скорость 0), при этом на экране стоит распределение момента 50/50. Кто-нибудь действительно верит что на неподвижном автомобиле может распределяться момент м/у осями? Нет конечно, 50/50 это действительно просто интерпретация степени блокировки муфты в 100% — с помощью волшебной коробочки Халдекс превентивно заблокирован. Далее в момент трогания с места авто приседает на задние колеса, а передние колеса наоборот разгружаются, поэтому сцепной вес распределяется в пользу задней оси (в пропорции скажем 30/70, цифры условные) – с полностью заблокированной муфтой и момент должен распределяться в соответствии с развесовкой, т.е.30/70, почему же приложение упорно продолжает показывать 50/50 в момент старта? Потому что это просто степень блокировки которую коробочка сделала постоянной. Далее в процессе разгона интенсивность набора скорости снижается и динамическая развесовка автомобиля начинает соответствовать статической развесовке, т.е. для этой Ауди А3 это 60/40
поэтому при заблокированной муфте в такой же пропорции должен распределяться и момент. Но приложение опять упорно показывает 50/50.
Потому что ни муфте, ни приложению негде узнать какой именно момент сейчас на передних и задних колесах, известна только степень блокировки и она благодаря коробочке практически не меняется.
А вот на этом видео у чувака муфта просто лежит на столе и тоже показывает распределение момента по осям, и это вообще без автомобиля, ага))
Еще остались те кто верит что это действительно распределение момента? Вывод простой — все эти цифирки это действительно вольная интерпретация степени блокировки муфты. Сама же степень блокировки это процентное выражение степени сжатия фрикционов по передаваемому моменту, где 0% это 0 Нм, 100% это 3600 Нм, т.е. блокировка к примеру 30% означает что фрикцион муфты сжат настолько, что при необходимости способен передать момент 30% от максимального, т.е. 1080 Нм. Причем это не фактический, а расчетный момент. Это означает, что муфта сейчас не обязательно передает именно 1080 Нм, она просто способна столько передать если такой момент возникнет. Если момент будет больше муфта будет больше проскальзывать и больше момента не передаст пока степень блокировки не увеличится, т.е. поршень не сожмет фрикционные диски сильнее.
А вот видео я так понимаю от дистрибьютора Халдекс-контроллера в США (если что Яндекс-браузер способен переводить голосом иностранные ролики):
В самом начале ролика они заявляют что первая проблема с которой сталкиваются владельцы стокового Халдекса это то что задние колеса не подключаются сразу на старте. Но это неправда. А в ролике просто не видно заднее правое колесо которое начало буксовать одновременно с передком. А всё потому, что Халдекс и без всяких контроллеров успевает полностью (на 100%) замкнуться ещё до начала движения авто – муфта полностью замыкается при резком нажатии педали, автомобиль при этом стоит на месте, т.к. фрикционы DSG смыкаются чуть позже.
Для примера вот:
или вот:
или вот:
Как видим во всех логах автомобиль трогается позже момента сжатия муфты, во всех! Можете полистать другие графики работы полного привода в моих записях.
Если стартовать с 2 педалей, то муфта так же замыкается ещё в момент нажатия педали газа, но автомобиль стоит на месте и ждёт пока водитель бросит тормоз – при бросании тормоза замыкается фрикцион DSG и автомобиль стартует. Напомню — муфта Халдекс при этом уже была замкнута несколько секунд и ждала пока водитель бросит тормоз.
Далее начиная со 2-й минуты ролика автор ролика начинает ехать, и пару раз совершает повороты, при этом приложение показывает распределение момента 50/50, т.е. нагло врёт, т.к. при повороте на асфальте с заблокированным Халдексом момент на передних колёсах снижается из-за кинематического несоответствия скоростей осей. Ну про этот показометр и так уже наверное всё понятно.
В процессе езды он рассказывает что подозревает что если отключить Халдекс начиная со скорости 50-60 миль/ч (80-95 км/ч), то разгон должен улучшиться, т.к. отключенный Халдекс перестает потреблять ненужную мощность на привод задней оси – ну да, ну да, как будто элементы полного привода при отключении Халдекса куда-то исчезнут с автомобиля))
В общем как-то всё неоднозначно, и в глубине души начинает зарождаться чувство что тебя пытаются обмануть.
Рассмотрим еще вот этот отзыв о Халдекс-контроллере —
ссылка. Автору спасибо что не поленился написать своё мнение.
Сначала он утверждает что в стоке муфта блокируется полностью только после пробуксовки передних колес, это разумеется неправда.
Далее следует утверждение что заблокированный «50/50» Халдекс передает большой момент на задние колёса и вызывает этим огромные потери в трансмиссии и автомобиль едет хуже до 100 км/ч и до 200 км/ч тем более. Это какой-то бред, т.к. все элементы трансмиссии – и угловой редуктор, и кардан, и демпфер крутильных колебаний, и сама муфта, и задний редуктор, и полуоси никуда при отключении Халдекса с машины не деваются. Двигатель продолжает тратить энергию на раскручивание этих элементов трансмиссии в любом случае. Тем более общеизвестно что колеса автомобиля в ведомом режиме (когда они не являются ведущими) обладают бОльшим коэффициентом сопротивления качению чем те же колеса если к ним подвести крутящий момент.
Далее следует утверждение что при отключении Халдекса расход топлива падает аж на 20%. Это тоже разумеется неправда, т.к. к этому просто нет предпосылок, см предыдущий абзац.
К тому же любой желающий может это проверить – есть возможность легко отключить свой Халдекс начиная с 4 передачи (т.е. муфта будет работать только на 1-2-3 передачах) и сделать это совершенно бесплатно не платя 1200 Евро за эту коробочку. Как это сделать я подробно описывал здесь —
ссылка.
Интересно, что один человек всё же заморочился (спасибо ему!) и сделал замеры разгонов со стоковой настройкой Халдекса, с залоченным вариантом и с полностью отключенным после 80 км/ч —
ссылка, разница я так понимаю на уровне погрешности измерений.
Такие дела))
Ну а про покупку Халдекс-контроллера и про его полезность каждый решает сам.
Благодарю за внимание!