29 июня 1911 года спущен на воду
первый русский дредноут - «Севастополь», давший имя всей своей серии.
Во время Первой мировой войны входил в состав 1-й бригады линейных кораблей. Базировался на Гельсингфорс. Весной и в начале лета 1915 года «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» несколько раз выходили в море, для проведения в районе Центральной позиции артиллерийских стрельб и манёвров. В августе 1915 прикрывал постановки минных заграждений в Ирбенском проливе.
В 1930—1938 годах прошёл капитальный ремонт, будучи переименованным в «Парижскую коммуну» и модернизацию на базе Севастопольского морского завода. 25 старых паровых котлов были заменены на 12 новых мазутных, установлены новые системы связи и управления стрельбой, изменена носовая часть для уменьшения заливания во время полного хода, установлены 6 зенитных пушек на носовой и кормовой орудийных башнях, сделаны противоторпедные були, удалены подводные торпедные аппараты, увеличена толщина крыш башен до 152 мм, увеличена толщина брони средней палубы до 75 мм, орудия ГК получили более мощные двигатели вертикального наведения, была увеличена высота амбразур башен, соответственно возрос угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы. Линкор получил новые кормовую и носовую надстройку с дальномерными постами и зенитным вооружением, что потребовало из-за увеличения размеров надстроек сдвинуть грот-мачту вперёд и придать передней дымовой трубе скос назад. На крыше третьей башни была смонтирована катапульта Heinkel для запуска гидросамолёта-разведчика (была демонтирована в 1933 году и установлена на крейсер «Красный Кавказ»), а на усиленной грот-мачте — кран для подъёма самолёта.
22 июня 1941 года «Парижская коммуна» встретила в бухте Севастополя, однако, как и другие корабли Черноморского флота, не участвовала в отражении первого авианалёта Люфтваффе, в ходе которого преимущественно производилось минирование акватории. Впоследствии принимал активное участие в обороне Севастополя до 21 марта 1942 года, после чего ушел в Поти. 8 июля 1945 года линейный корабль «Севастополь» за успешное выполнение боевых задач в годы Великой Отечественной войны награждён орденом Красного Знамени. 24 июля 1954 года переклассифицирован в учебный корабль. В 1956 году исключён из состава ВМФ СССР и передан в ОФИ. В 1956—1957 годах разобран на Севастопольской базе «Главвторчермета» на металлолом.
*******************************************************************************************
29 июня 1900 года родился
Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт, эссеист и профессиональный лётчик.
Поворотным в судьбе Антуана стал 1921 год, когда он был призван в армию. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в вуз, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определили в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удалось сдать экзамен на гражданского лётчика. Экзюпери перевели в Марокко, где он получил права уже военного лётчика, а затем направили для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан окончил курсы для офицеров запаса в Аворе и получил звание младшего лейтенанта. В октябре он был назначен в 34-й авиационный полк в Ле-Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним произошла первая авиакатастрофа, Экзюпери получил черепно-мозговую травму. В марте его комиссовали. Экзюпери переселился в Париж, где занялся литературой. Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл своё призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начал работать по перевозке почты на линии Тулуза — Касабланка, затем Касабланка — Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары. Здесь он написал своё первое произведение — роман «Южный почтовый».
В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери отправился в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста — Аргентина», филиала компании «Аэропосталь». В 1930 году Сент-Экзюпери был произведён в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации.
4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери явился по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября был переведён в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базировалась в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном из писем в ноябре 1939 года он писал: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это».
Сент-Экзюпери совершил несколько боевых вылетов на самолёте «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест» (фр. Croix de guerre). В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в 1942 году создал своё самое знаменитое произведение «Маленький принц», опубликованное годом позже на французском и английском языках с иллюстрациями автора (во Франции сказка была издана в 1946 г.). В 1943 году он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолёта P-38 «Лайтнинг». Жану Пелисье 9—10 июля 1944 года Экзюпери писал: «У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь — завтрак в шесть утра, столовую, палатку или белённую известкой комнату, полёты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире — я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… …я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть что делать и после неё».
31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт, из которого не вернулся. В 1998 году на дне Средиземного моря в районе Марселя были обнаружены обломки его самолета F-5F4. По ним так и не удалось на сегодня установить причину падения самолета, известно только, что самолет падал в отвесном пикировании и разбился при ударе о воду. Чертежи его самолета и неправильное предположение, не основанное на исторических моментах, а лишь являющееся вымыслом автора статьи, приведены в журнале "Моделист-Конструктор" №2/1989 г.
**************************************************************************************
29 июня 1972 года родилась
Саманта Рид
Смит, американская школьница из штата Мэн, получившая всемирную известность во время холодной войны[⇨] благодаря переписке с Юрием Андроповым, только что ставшим генеральным секретарём ЦК КПСС.
Саманта была обычным ребёнком: играла в школьной команде по софтболу, любила животных, хоккей на траве и фортепиано, каталась на роликовых коньках и много читала. В 5 лет она написала своё первое письмо главе государства — Елизавете II, когда та находилась с визитом в Канаде, и получила ответ. Несмотря на это, она была довольно стеснительной, друзей у неё было немного.
В ноябре 1982 года десятилетняя Саманта Смит пишет Юрию Андропову письмо, чтобы разобраться, почему отношения США и СССР такие напряжённые. Саманта была рада, когда узнала о публикации в «Правде», но ответа на своё письмо к тому моменту она ещё не получила. К тому же Саманта считала, что задаёт важные вопросы, а то, что ей десять лет, — совсем не важно. Тогда она написала письмо советскому послу в США, спрашивая, собирается ли Андропов ответить ей. 26 апреля 1983 года получила письмо от Андропова. Письмо на русском языке, набранное на тонированной бумаге и подписанное синими чернилами, было датировано 19 апреля 1983 года и сопровождалось переводом на английский язык.
После возвращения из СССР Саманту стали приглашать на телевидение. Она снялась в голливудских сериалах «Чарльз в ответе» и «Улица Лайм», а в качестве специального корреспондента канала Дисней брала интервью у кандидатов в президенты США от Демократической партии, задавая им вопросы о равенстве, правах ребёнка и ядерном разоружении[6]. В декабре 1983 года Саманту пригласили в Японию. На детском симпозиуме в Кобе она предложила главам государств организовать международный обмен между своими внучками, чтобы дети могли пожить в обычных семьях и узнать другую страну, как она узнала СССР. Саманта выступала с лекциями о своей поездке и с помощью родителей написала книгу — «Путешествие в Советский Союз», посвятив её всем детям Земли. Книга переведена на несколько языков, в том числе на русский, немецкий, литовский и испанский.