Сегодня две круглые памятные даты.
60 лет первому полету человека в космос.
12 апреля в мире отмечают
День космонавтики. В 2021 году исполняется
60 лет с того момента, как ракета-носитель "Восток" вывела на орбиту корабль "Восток-1", на борту которого находился советский космонавт Юрий Гагарин. Он стал первым человеком, побывавшим в космосе.
"Восток-1" совершил один виток вокруг Земли за 108 минут, в тот же день Юрий Гагарин вернулся на Землю. Он катапультировался из спускаемого аппарата корабля и приземлился с помощью парашюта недалеко от деревни Смеловки Саратовской области.
**************************************************************************************************
70 лет "
черному четвергу" американской авиации.
12 апреля 1951 года в США предпочитают не вспоминать, ведь именно в тот день в ходе корейской войны американская стратегическая авиация потерпела самое сокрушительное поражение в истории. Потерпела от советских летчиков, которые воевали в небе над корейским полуостровом под чужими именами.
Понимая, что без помощи старших братьев Северная Корея падет, руководство Советского Союза и Китая приняло решение о военной помощи Пхеньяну. Китай прислал на помощь более 200 тысяч «добровольцев», вооружённых новейшей советской техникой, а наши отправили в зону конфликта зенитчиков и, на первом этапе, 32 летчика-истребителя имевших опыт Великой Отечественной войны. Из них было сформировано три эскадрильи, а вся группа получила наименование 324-ой истребительной авиадивизии, командовать которой был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб. Затем на базе советских авиачастей, дислоцированных в Северо-Восточном Китае, были созданы две авиадивизии, составившие основу 64-го истребительного авиационного корпуса (ИАК). По состоянию на 1 ноября 1952 года в составе корпуса находились 440 лётчиков и 320 самолётов. На вооружении ИАК состояли преимущественно новейшие реактивные истребители МиГ-15. Возглавил корпус генерал-лейтенант авиации Иван Белов.
Базировались части корпуса на авиабазах Китая: в Мукдене и Ляояне. Позднее, вспоминая о начале своей боевой деятельности в Корее, лётчик Николай Сутягин писал: «Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по-китайски! Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы начали учиться говорить по-китайски. Толку от этого было мало, тогда нам разрешили брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки. Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко — чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот, перевести его на китайский язык и произнести вслух. Получив приказ, лётчики должны были выполнить все в обратном порядке. Все это было в условиях быстротекущего воздушного боя неприемлемо. Впрочем, вскоре наши мучения кончились. После того как один из «МиГов» был тяжело повреждён в бою, командование отменило этот приказ и все разговоры пошли на чисто русском».
Если раньше бомбардировщики спокойно летали в глубокий тыл КНДР, то теперь могли делать это только с мощным истребительным прикрытием. Основными истребителями у американцев вначале были F-80 и F-84, а также английский «Метеор МК-8». Эти самолёты значительно уступали советским МиГам и были неспособны обеспечить эффективную защиту бомбардировщиков. Им на смену стали поступать новейшие F-86 «Сейбр» («Сабля»), с помощью которых американцы надеялись обеспечить преимущество в боях с МиГ-15. Боевые характеристики советских и американских машин были близки друг к другу. «Сейбр» имел некоторое преимущество в скорости, а достоинствами МиГа были меньший вес, лучшая скороподъёмность, больший «потолок» и более мощное вооружение: одна пушка калибра 37 мм и две пушки калибра 23 (против восьми лёгких пулемётов у «Сейбра»). Эти преимущества стали определяющими. «Сейбры» оказались не в состоянии надёжно защитить свои бомбардировщики от атакующих в пикировании на большой скорости МиГов. В апреле 1951 года Авиационное командование США подготовило мощную операцию по уничтожению важного стратегического объекта — моста, соединявшего Северную Корею и Китай, по которому в Корею непрерывным потоком шли оружие, боеприпасы и иные военные грузы. Советское командование было готово к атаке американцев и на рассвете 12 апреля сначала три эскадрильи первого полка поднялись в воздух, а затем за ними в полном составе последовал и второй полк. Это был первый случай, когда в бой были брошены все машины авиакорпуса. Вскоре американские «летающие крепости» были встречены МиГами, решительно атаковавшими вражескую армаду. Один за другим загорались и падали загруженные бомбами самолёты, экипажи которых спасались на парашютах. Очевидцы боя рассказывают: одновременно в небе было так много парашютистов, что их можно было принять за десант. В итоге более 100 американцев оказались в плену. Было уничтожено не менее 20 бомбардировщиков и множество истребителей. Этот день вошёл в историю авиации США как «Чёрный четверг».
© Андрей Рухлов
***********************************************************************************************
Ну и раз вспомнили о Корее, то забыли про ДР лучшего аса реактивной авиации в мире.
18 марта 1918 года родился
Евгений Георгиевич Пепеляев, лётчик-истребитель, командир истребительного авиаполка, наиболее результативный ас войны в Корее, Герой Советского Союза (1952).
Служил на Дальнем Востоке (на территории села Бабстово Ленинского района Еврейской автономной области) в 300-м ИАП. Летал на самолётах И-16, ЛаГГ-3. В ноябре 1943 года был направлен на стажировку на фронт. В составе 162-го ИАП, действовавшего на Белорусском фронте, совершил 12 боевых вылетов на Як-7Б.
В 1949 году он назначен командиром 196-го истребительного авиационного полка, а на следующий год полк был направлен в Китай для участия в Корейской войне. 196-й истребительный авиаполк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, добился в ходе ведения воздушных боев выдающихся результатов, его летчики сбили 108 самолетов противника, потеряв при этом 10 истребителей МиГ-15 и 4-х летчиков.
Свою первую победу Пепеляев одержал в середине мая 1951 года, открыв счёт сбитых «Сейбров». За время боевых действий в Корее он сменил три МиГ-15 с бортовыми номерами 325, 925 и 760. Сам сбит не был, хотя «325» пришлось списать из-за деформаций фюзеляжа и оперения, произошедших во время воздушных боёв. С июня 1951 года Пепеляев и лётчики его полка одними из первых в стране стали летать на МиГ-15бис, новейшей машине того времени, отличавшейся более мощным двигателем ВК-1 и эффективными воздушными тормозами.
Пепеляев провел лучший бой в сентябре 1951 года, когда в численно равном бою с 8-ю американскими машинами лётчики ведомой им группы сбили 4 самолёта, из них 2 уничтожил он сам. 6 октября командир подбил «Сейбр», совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный «Сейбр». Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Пепеляеву. Сгоряча Пепеляев сказал участникам этой истории, что за враньё их накажет Бог. В своих мемуарах он отметил, что его слова сбылись: в течение нескольких лет после этого в авиакатастрофах погибли Шеберстов, претендовавший на то, что «посадил» этот «Сейбр», его ведомый Лазутин и поддержавший их командир 176-го авиаполка Вишняков.
Всего Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951 году), в 38 воздушных боях одержал
23 победы над реактивными самолётами противника (1 F-80, 2 F-84, 2 F-94, 18 F-86 «Sabre»). Три победы он отдал своему ведомому А. Рыжкову, и они не вошли в официальный счёт Пепеляева; таким образом, официально ему были засчитаны 20 побед. Сам Пепеляев в беседе с историками воздушной войны в Корее Юрием Тепсуркаевым и Леонидом Крыловым сказал по поводу своих воздушных побед следующее: «В двенадцати я уверен. Это точно на все 100 %. Если натянуть, то, может быть, пятнадцать».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального правительственного задания, полковнику Е. Г. Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
За свою лётную жизнь полковник Пепеляев налетал более 2000 часов, освоил около 30 типов крылатых машин, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9.