Транспортный налог: правда и мифы
До 1 декабря каждый собственник машины должен рассчитаться с государством за предыдущий год. Ломать голову по поводу суммы не надо. Налоговая инспекция, как правило, за несколько месяцев до часа «икс» присылает уведомление, но не позднее, чем за 30 дней. Есть ошибочное мнение – квитанция не пришла, значит, о транспортном налоге можно благополучно забыть. Это миф.
А ведь ситуация, согласитесь, частая. Пресловутый человеческий фактор может сыграть в любой момент. Кто-то в инспекции проворонил, «Почта России» внезапно потеряла заказное письмо или еще чего. По закону такой случай трактуется однозначно. Не получил квитанцию – от обязанностей перед государством чья-то ошибка не освобождает. Как отмечают в службе, «ФНС России рекомендует проявить инициативу, обратившись в инспекцию лично».
Лучший способ – проверить начисления в электронном кабинете на сайте налоговой службы. Чтобы завести личную страничку, надо все-таки явиться в инспекцию один раз. Зато потом это освободит от множества проблем и сильно сэкономит время. Но что делать, если в электронном виде тоже уведомления нет и налоговая просто не в курсе? Казалось бы, вот он, «счастливый билет». Но теперь гражданин должен сам до 31 декабря сообщить об автомобилях в собственности. Можно заказным письмом, приложив копии регистрационных документов. В противном случае грозит штраф в размере 20% от суммы налога. Эта норма вступает в силу с 1 января 2017 года.
У кого нет таких проблем, главное – перечислить деньги вовремя. Иначе за каждый день просрочки придется платить. Процентная ставка пени равна 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка.
Транспортный налог перестают начислять после продажи автомобиля. Данные поступают в инспекцию из ГИБДД, поэтому если новый собственник за 10 дней не поставил машину на учет, лучше написать заявление о прекращении регистрации. Иначе все то время, пока авто числится на предыдущем владельце, транспортный налог продолжит «капать».
На угнанную машину налог тоже не приходит. Но в этом случае бедняге придется попотеть. «Автоматом» инспекция о происшествии не узнает – придется наведаться лично со справкой из полиции об угоне. Причем налоговая поверит только оригиналу.
Региональная арифметика
Вопрос «сколько платить» решается на уровне регионов. Местные власти сами определяют ставку транспортного налога. Да, глобально все они ориентируются на мощность автомобиля, но коэффициенты – свои. Поэтому владельцы одной и той же модели, скажем, из Чебоксар и из Москвы в казну переведут разные суммы. В этом и заключается законный метод сэкономить на транспортном налоге. Например, собственник мощной 431-сильной BMW M3 в столице вынужден раскошелиться на 96975 рублей, в Еврейской автономной области – на 61418 рублей, а в Ингушетии – всего лишь на 25860 рублей. Экономия, как видим, бывает солидная, поэтому некоторые видят смысл «переписать» машину на родственника. Где бы автомобиль ни был поставлен на учет, транспортный налог «приходит» по месту регистрации владельца.
Следующий популярный способ сэкономить на транспортном налоге связан со льготниками. И здесь регионы сами устанавливают, кому и какая скидка положена, а кому – нет. Как правило, ветераны боевых действий, герои РФ, инвалиды и многодетные семьи от уплаты освобождаются вовсе. Поблажкой долгое время пользовались в Москве. Тогда столичные власти, чтобы сократить число инвалидов, формально обладающих спорткарами, ввели ограничение в 200 л.с. Инвалиду больше не надо, а у реальных владельцев дорогущих автомобилей не осталось способа обмануть государство. Впрочем, в других регионах иначе. В Бурятии еще жестче. Скидка у инвалидов не 100%, как в Москве, а всего 50%. И мощность ограничена лишь сотней лошадей. По сравнению с Бурятией, в Ненецком автономном округе – шикарные условия. Транспортный налог без каких-либо оговорок не платят даже пенсионеры.
Что такое роскошь?
Некоторые заблуждения автомобилистов связаны с так называемым налогом на роскошь. Вопреки распространенному мнению, это не отдельный сбор, а всего лишь коэффициенты для транспортного налога. Владельцы автомобилей стоимостью выше 3 миллионов вынуждены платить по повышенной ставке. Таблица с коэффициентами есть
на сайте ФНС. После покупки новой машины ценой от 3 до 5 миллионов владелец перечислит налог в первый год в 1,5 раза выше, во второй – в 1,3, в третий – в 1,1. А за роскошное авто за 15 миллионов рублей на протяжении 20 лет придется платить в 3 раза больше.
Причем важный момент – налоговая инспекция ориентируется исключительно на
список роскошных авто, который Минпромторг ежегодно обновляет. Перечень подробнее некуда. Даже разные модификации одной модели могут оказаться в разных категориях. И сколько вы реально заплатили за автомобиль, никого не волнует. Если дилер заманивает выгодной ценой в 2 999 999 рублей, лучше лишний раз перепроверить по списку Минпромторга.
Текст: Алексей Дмитриев
https://autorambler.ru/journal/advice/transportnyy-nalog-pravda-i-mify-560996932/