Я рождён в СССР

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,684
Благодарности
79,877
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
orig


Позитивная реакция соклубников на пару моих ностальгических постов навеяла мысль открыть эту тему. Если у нас привилась тема уважаемого Дока о Российской империи, то о стране (эпохе) в которой родились и выросли многие, если не большинство из нас, поговорить будет тем более интересно (ИМХО), а для некоторых форумчан и познавательно.
Предлагаю выкладывать здесь встретившиеся интересные материалы из инета и личные воспоминания , возможно, с фото. Жанр темы - позитивно-ностальгическая романтика, давайте постараемся не пускать в неё грязь и политику.
 
Последнее редактирование модератором:

VAM

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2013
Сообщения
1,217
Благодарности
6,300
Адрес
74 - регион
Автомобиль
VWTig Track&Field,TSI,170 л.с. "Comfort","Technic" "Technic2","Silver Leaf". Расход 9.4
Опубликованный ниже материал не следует воспринимать как негатив против СССР. Это всего лишь наша история.... не более.

Футбольные войны




Скорее всего, первым случаем массовых беспорядков с участием футболистов и зрителей следует считать происшествие в Сталинграде 15 мая 1947 года. «Крепость на Волге» ещё не успели толком восстановить после войны, но в футбол местная команда уже играла, причём в высшей лиге против самых лучших клубов страны. В тот день сталинградский «Трактор» принимал одного из лидеров первенства – столичную команду ВВС, находившуюся под личной опекой Василия Сталина…

Лётчики, в составе которых были будущие великие тренеры (правда, хоккейные) Анатолий Тарасов и Борис Кулагин, никак не могли сломить сопротивление хозяев и при счёте 2:2 начали откровенно грубить.
В результате их стали забрасывать с трибун бутылками, камнями, кульками с едой и пр. (в то время проход на трибуны со стеклянной посудой и другими предметами был разрешён).
Закончилось всё тем, что за семь минут до конца игры судья вынужден был остановить игру и вместе с командами, спасаясь от выбежавших на поле зрителей, забаррикадироваться в раздевалке.
Волнения за пределы стадиона не вышли, хотя само спортсооружение несколько пострадало: были разбиты стёкла в административных помещениях, разрушена часть трибун, разгромлены подтрибунные помещения.
Интересно, что союзный Комитет по делам физкультуры и спорта в результате засчитал поражение команде ВВС. Тренера Анатолия Владимировича Тарасова вывели из состава тренерского совета, а Бориса Павловича Кулагина дисквалифицировали на 10 игр.

4 сентября 1953 года на самом большом московском стадионе «Динамо» (лужниковскую арену тогда ещё не построили) проводилась игра между московским «Торпедо» и «Динамо» (Тбилиси). Предпоследний матч чемпионата был решающим в распределении медалей.
Если торпедовцы выигрывали или играли вничью, то первое место занимал московский «Спартак», а они получали возможность побиться за бронзу. Если выигрывали тбилисцы, то они становились чемпионами. Так что мотивации у команд было хоть отбавляй. И, понятное дело, на трибунах были не только торпедовские и динамовские болельщики, но и фанаты «Спартака».
Судила встречу бригада ленинградских судей во главе с Петром Беловым. Игра шла жёсткая, иногда даже грубая, причём с обеих сторон. Некоторые решения судьи вызвали резкую реакцию трибун. Зрители посчитали, что он зафиксировал взятие ворот «Торпедо» уже после того, как мяч побывал за лицевой линией, а затем «не заметил» игру тбилисца рукой в своей штрафной площадке.
К концу игры зрители были буквально наэлектризованы. С трибун раздавались уже не отдельные антигрузинские выкрики, а дружное скандирование, в судей полетели камни и бутылки. А после финального свистка несколько сот человек выбежали на поле, в результате чего игрокам и судьям пришлось спасаться бегством.
Как вспоминал позже участник этой игры, блестящий форвард «Торпедо» и сборной СССР Валентин Козьмич Иванов, игроки команды взяли судью в кольцо, увели с поля, а затем спрятали его в душевой комнате своей раздевалки. Когда группа разгневанных болельщиков прорвалась в подтрибунные помещения, требуя выдать им судью, судейская была пуста… А раздевалку тбилисцев вовремя успели взять под охрану вооружённые наряды милиции.
В конце концов игра была переиграна, автозаводцы выиграли 4:1, «Спартак» стал чемпионом, а «Торпедо» – бронзовым призёром первенства СССР.

12 октября 1955 года в Ереване играли местная команда «Спартак» – предшественник ереванского «Арарата» – и свердловский клуб ОДО («Областной дом офицеров»). Игра первенства СССР, в которой решалось, какая из двух команд выйдет в класс «А», проходила на республиканском стадионе в присутствии 25 тысяч зрителей.



Многие болельщики приехали из сельских районов, так что социальный состав был достаточно пёстрым. На игре присутствовало всё партийное руководство республики, а также многочисленные иностранные журналисты, приехавшие на выборы католикоса Армении.
На стадионе происходило следующее. Как вспоминали очевидцы, часть публики заранее вооружилась булыжниками, подобранными на месте ремонтных работ рядом со стадионом. Предназначались они скорее всего «своим», поскольку ереванские футболисты, проиграв две игры подряд, осложнили себе турнирное положение, чем вызвали гнев своих горячих фанатов. В случае проигрыша они не попадали в класс «А», что было катастрофой для всего армянского футбола.
Зрители на трибунах торжествовали, когда спартаковцы забили первый гол, но свердловчане сравняли счёт, а потом вышли вперёд. Тогда-то камни и полетели в армянских футболистов. «Педагогическое воздействие» заставило их двигаться быстрее и сравнять счёт. А за семь минут до конца игры судья Николай Шевцов (вся бригада была из Московской области) отменил гол, который забили ереванцы. «Камнепад» начался с новой силой.
Теперь метательные снаряды направлялись и в игроков, и в судей. Немногочисленные милиционеры не вмешались и тогда, когда линейному судье Виктору Самолазову разбили голову. Он заканчивал игру с залитым кровью лицом. Даже футболисты хозяев поняли, что может произойти трагедия, и, окружив судей, вывели их с поля, куда уже устремились тысячи возмущённых болельщиков.
Раздевалки, в которых заперлись футболисты и судьи, подверглись длительной осаде. Несколько часов хулиганы били стёкла, ломали двери и мебель, а потом вступили в настоящую битву с прибывшими милиционерами и пожарными. Были подожжены милицейские и пожарные машины и мотоциклы, автомобиль «скорой помощи», на котором хотели вывезти травмированного судью, по словам руководителя местного физкультурного ведомства, «превратили в смятую консервную банку». Очевидцы говорили о большом количестве раненых с обеих сторон и даже человеческих жертвах…

Через шесть лет матч «Спартак» (Ереван) – ЦСКА был прерван, и москвичей пришлось эвакуировать на военный аэродром. В этот раз причиной было то, что в составе ЦСКА появился призванный в армию кумир армянских болельщиков Саркис Овивян.
Осенью 1960 года его не смог спасти от призыва любитель футбола и болельщик «Спартака» первый секретарь ЦК Компартии Армении Сурен Товмасян – его снимали с должности и отправляли послом во Вьетнам. Поэтому приказ маршала Гречко «Срочно призвать в ряды Вооружённых Сил СССР гражданина Овивяна» был выполнен.
Сам Саркис Овивян вспоминал:
– В итоге играть за ЦСКА мне всё-таки пришлось. В Ереване к этому отнеслись, скажем так, не очень спокойно. Игроки ЦСКА вспоминают, как в 1961 году в Ереване команду вывозили на военный аэродром на БТР, ереванские болельщики не давали игрокам ЦСКА тренироваться, повсюду висели транспаранты – «Верните Овивяна!» Они даже устроили на площади перед гостиницей, где мы жили, многотысячный митинг, перекрыли движение и скандировали: «Сако! Сако!»
Пошли даже слухи, что они хотят выкрасть Бескова, чтобы обменять на меня… В общем, разошлись они по домам только после того, как я с балкона третьего этажа пообещал, что на следующий год непременно вернусь в родную команду. Хотя это было бы невозможно без вмешательства таких фигур, как первый зампред Совмина СССР Анастас Микоян и Маршал Советского Союза Баграмян. Они добились того, что мне разрешили служить в Армении, а в свободное время играть за ереванский «Спартак».



4 сентября 1956 года московское «Торпедо» играло в Киеве против местных динамовцев. В то время киевляне ещё не были столь известным коллективом, но уже принадлежали к числу лидеров. И до этого дня никаких серьёзных происшествий на республиканском стадионе «Динамо» не было.
Но вот на 22-й минуте торпедовец Слава Метревели забивает гол. Арбитр Вячеслав Богданов показывает на центр поля. Киевляне начинают оспаривать решение судьи, отчаянно жестикулируют, апеллируя к зрителям. А затем Вячеслав Богданов не засчитывает гол, забитый киевлянами. И вот сначала десятки, потом сотни болельщиков рванули на поле. Футболисты и судьи бегом понеслись к раздевалкам.
Участник того матча Валентин Козьмич Иванов (ему вообще «везло» на подобные инциденты) вспоминал, что он крикнул вратарю своей команды Альберту Денисенко: «Алик, беги!» А тот в ответ: «Хохлы своего не тронут!» Но голкипер ошибся, его жестоко избили, и только нарядам милиции удалось отбить его у разгулявшихся соотечественников.
Толпа зрителей блокировала так называемый «Мавританский дворик», куда выходили внешние двери раздевалок, и вступила в открытый конфликт с милицией. А на улицах близ стадиона переворачивались и горели машины, бились стёкла витрин. Некоторые очевидцы событий вспоминали, что только вмешательство вызванных отрядов внутренних войск прекратило бесчинства.

(Продолжение следует)
 

VAM

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2013
Сообщения
1,217
Благодарности
6,300
Адрес
74 - регион
Автомобиль
VWTig Track&Field,TSI,170 л.с. "Comfort","Technic" "Technic2","Silver Leaf". Расход 9.4
Футбольные войны (продолжение)
Пожалуй, самым масштабным по своему размаху и последствиям был настоящий бунт, который произошёл 14 мая 1957 года в Ленинграде на 100-тысячном стадионе имени Кирова.
Подлили масла в огонь и сами игроки «Зенита». За несколько минут до конца «Зенит» проигрывал московским гостям с разгромным счётом 1:5. Тут уж винить судей было нельзя. Но именно судьи вкупе с милицией проморгали беспрецедентное событие.

С трибуны неторопливо спустился человек, как выяснилось позже, не совсем трезвый шофёр завода «Знамя труда» Василий Каюков. Прошёл мимо милиционеров, пересёк беговую дорожку и пошёл к зенитовским воротам. Снял пиджак, аккуратно положил его на траву, а затем под смех трибун вытолкал из ворот голкипера «Зенита» Владимира Фарыкина и занял его место. Судьи ничего не заметили!

Лишь незадолго до конца игры опомнившиеся милиционеры прибегли, как говорят сейчас, к «жёсткому задержанию». Заломили руки и стали выводить Каюкова со стадиона. В это время раздался финальный свисток... А зрители стали требовать, чтобы милиционеры отпустили шофёра, которому уже разбили лицо. Когда стражи порядка стали угрожать «принятием мер», начался натуральный бунт.

Несколько сот человек выскочили на поле, освободили «вратаря» и стали избивать милиционеров. Курсанты Ленинградского военно-медицинского училища имени Щорса, стоявшие в оцеплении, построились и, размахивая ремнями с металлическими пряжками, пошли на толпу, но были рассеяны, а затем вместе с милицией бежали в тоннель под трибуной, в котором только что скрылись футболисты. Мощные железные ворота тоннеля закрылись.



Участник этой игры зенитовец Юрий Андреевич Морозов вспоминал:
– Тот матч мне запомнился на всю жизнь. Играли мы, конечно, безобразно…
Началось всё минуты за две-три до конца. Выходит на поле человек и выводит из ворот Володю Фарыкина. А сам снимает пиджак и становится на его место. Милиционеры, конечно, его прозевали. Потом опомнились, скрутили ему руки и потащили на выход. Зрители и так были возбуждены, а тут совсем обезумели. Я такого никогда не видел, тем более в Ленинграде. Бутылки на поле водопадом посыпались. Мы все – игроки, тренеры, судьи – едва успели в тоннеле скрыться.
Едва вошли в раздевалку – никто, по-моему, даже грязных гетр не успел снять, – вбегает кто-то из администрации: «Ребята, там такое началось! Быстро отсюда в соседний корпус на второй этаж!» Мы бегом туда. К окнам прильнули – глазам не поверили: огромная толпа штурмует ворота, отделяющие внутренний дворик стадиона от площади.
Ломились во дворик с двух сторон. Но со стороны тоннеля ворота металлические были, наглухо закрытые. А вот как они с площади не ворвались, до сих пор не пойму. Толпа озверела, и если бы добрались они до нас или торпедовцев (те в другом корпусе забаррикадировались, тоже на втором этаже), наверное, не пощадили бы никого. Честно говоря, очень страшно было.

Автобусы – и наш, и торпедовский – во дворе стояли. Что с ними сотворили! С открытой галереи над корпусами сбрасывали декоративные металлические вазы, каждая кило по 150–200. Хорошо, никого не раздавили. У многих были ломы, грабли, лопаты – разграбили склад хозяйственного инвентаря. Раненых было много.
Помню, одного капитана первого ранга здорово покалечили. Пытались его вывезти на «скорой помощи», так толпа втолкнула машину обратно во двор.
Затихать волнения стали только к полуночи, когда у ворот осталось несколько сот самых возбуждённых болельщиков. Их милиция оттеснила, и только тогда и мы, и торпедовцы смогли покинуть стадион.

Через три с лишним года после описанных событий «отметился» и главный стадион страны – Большая спортивная арена в Лужниках. На этот раз она стала ареной не только для футбола, но и для мордобоя и массовых беспорядков с участием болельщиков и милиции.
Встречались московские армейцы и киевские динамовцы. Судил игру арбитр из Риги Эдгар Клавс, решения которого вызывали бурю эмоций на трибунах. Сначала он назначил пенальти в ворота ЦСКА, а когда Валерий Лобановский не забил, дал ему вторую попытку, которую тот реализовал.
Уже под конец матча полузащитник ЦСКА Евгений Крылов провёл приём, который футболисты называют «подкат». «Подкатился» он под нападающего киевлян Олега Базилевича, который, правда, уже избавился от мяча, и был немедленно удалён с поля. Вот тогда и выбежали на поле возбуждённые армейские фанаты.

Некоторым удалось добраться до судьи и нанести ему несколько ударов. Матч, естественно, был прекращён, а армейцам после «разбора полётов» засчитали поражение. Милиция в этот раз действовала более успешно: несколько десятков человек было задержано. Большинство получили по 15 суток административного ареста, а четверо самых отъявленных хулиганов были осуждены к разным срокам лишения свободы: от двух до шести лет.



30 октября 1970 года была пятница. Именно тогда в Кутаиси местные торпедовцы принимали ташкентский «Пахтакор». И хозяевам нужна была только победа, иначе они покидали высшую лигу. Попытки «купить» игру не удались, тем более что на матче присутствовал председатель Федерации футбола СССР Валентин Гранаткин, который решил лично проследить за порядком в этой принципиальной встрече. Но порядка-то и не получилось, скорее наоборот. О попытках подкупа в своё время вспоминал главный судья той игры Юрий Бочаров:
– Матч начинался в четыре часа, а в половине третьего начали меня из номера «вытаскивать». Местные. Звонят по телефону: выйди, поговорить надо. Понятно зачем...

Пора ехать на стадион. На лестнице меня встречают местный арбитр Тодадзе и человек, представившийся зав. административным отделом горкома партии: «Товарищ Бочаров! Слегка помочь надо. Вот здесь у меня 6 тысяч». И показывает свёрток. Мне почему-то весело стало. «Если уж продаваться, то за десять». Горкомовец кивнул: «Будет!»
На стадионе уже другой человек – из местной милиции – подошёл со свёртком: «Тут десять». Десять тысяч по тем временам – это как миллион сегодня. Да только... Что это, думаю, за идиота меня принимают? Если б имели серьёзные намерения, привезли бы, скажем, деньги в Москву, как, кстати, сегодня практикуется. А может, провоцируют. Свёрток, разумеется, не взял!
За десять минут до конца торпедовцы безнадёжно проигрывали 0:3. И тут Бочаров назначает пенальти в ворота «Торпедо». Вратарь Давид Гогия выскакивает из ворот и, подбежав к арбитру, бьёт его в лицо. Судья удаляет голкипера, но на него накидываются остальные игроки команды.

Своих кумиров поддержали болельщики (а стадион был переполнен) – они стали бросать на поле камни, выломанные из сидений доски.
Футболисты «Пахтакора» бросились в раздевалку, понимая, что в противном случае им придётся туго. Однако убежать удалось далеко не всем: несколько ташкентцев вынуждены были найти спасение в центре поля, куда не долетали камни с трибун. Линейный судья этой встречи Сергей Беляев в опубликованной несколько лет назад своей докладной записке писал:
И вот в тот самый момент, когда команды и судьи стали покидать поле, с трибун полетели камни. Если почти все игроки, за исключением Любарцева (вратарь «Пахтакора». – Авт.), успели скрыться под трибуну, то судьям пришлось вернуться в центр поля. Каждая наша попытка уйти прерывалась бросанием бутылок и камней. В этот момент пострадал кто-то из милиции. Так продолжалось минут 15–20. И лишь когда милиция потеснила хулиганов, удалось по одному – Любарцеву, Бочарову, Беляеву, Черникову – скрыться под трибуну.
Когда я оказался под трибуной, меня встретил Херхадзе и ударил в спину, а когда я пробегал мимо раздевалки торпедовцев, оттуда выскочил Цверава и нанёс мне удар кулаком по голове. Он же пытался ворваться в судейскую комнату, но не был допущен сотрудниками.
Представители команды были ознакомлены с поведением игроков, действия которых были зафиксированы в протоколе главным судьей.

Претензий к судейской бригаде не было, однако покинуть стадион мы смогли только спустя несколько часов. Примерно минут через сорок после окончания игры в судейскую комнату полетели камни. Хулиганы стали бить, поджигать стоящий на территории стадиона транспорт: милицейские мотоциклы и легковые автомашины.
Вызванная пожарная команда не оказала никакой помощи сотрудникам милиции. Несколько раз за окнами были слышны выстрелы. Только прибытие дополнительных нарядов милиции и военных позволило нам выехать со стадиона в сопровождении оперативных машин.
Судья республиканской категории С.Беляев.
4 ноября 1970 г.».


Воинствующие кутаисцы перевернули и подожгли автобус «Пахтакора» и продолжали попытки пробиться в раздевалки. Команду гостей надо было немедленно эвакуировать, но пути к отступлению были отрезаны.
Через час прибыли дополнительные силы милиции и внутренних войск, вооружённые автоматами. Но болельщики были настолько возбуждены, что даже вид оружия их не отрезвил.
Они бросились на милиционеров и солдат с палками, лопатами и ломами наперевес, после чего раздались первые выстрелы. Только тут толпа бросилась врассыпную. Людей потом долго отлавливали по дворам и подворотням, пытаясь выявить зачинщиков беспорядков. Различные источники сообщают об убитых и раненых с обеих сторон.

Одним из самых серьёзных происшествийв советском футболе стали события в Тбилиси 23 июля 1977 года. В 32-градусную жару играли местные динамовцы, занимавшие второе место в первенстве СССР, и чемпион СССР 1972 года команда «Заря» (Ворошиловград).
Стадион был полон – пришло более 60 тысяч зрителей, жаждавших победы своих любимцев. В правительственной ложе – всё грузинское руководство во главе с первым секретарём ЦК Компартии Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Игра началась, но ни одна из команд не могла добиться успеха. Счёт 0:0. И вот игрок «Динамо» картинно падает в штрафной площадке соперника.
Весь стадион вскакивает. Пенальти? Нет, опытный арбитр из Вильнюса Ромуальдас Юшка, кстати, сам бывший футболист, показывает, что можно продолжать игру. Напряжение на поле и на трибунах растёт. А после финального свистка разъярённая толпа грузинских болельщиков (органы внутренних дел оценивали её примерно в пять тысяч человек) прорвала кордоны милиции и вырвалась на футбольное поле. Судейской бригаде и футболистам пришлось спасаться бегством, и они скрылись в хорошо укреплённых подтрибунных помещениях.
Эдуард Шеварднадзе несколько раз выступал по трансляции с просьбой к болельщикам разойтись, но эти призывы не имели успеха. А толпа неистовствовала, ломала деревянные лавки и металлические барьеры, используя их в качестве таранов и оружия против милиционеров. 35 сотрудников милиции получили повреждения различной степени тяжести. Толпой были сожжены машины «скорой помощи» и патрульные милицейские автомобили. Примерно двадцать процентов трибун стадиона после погрома нуждалось в капитальном ремонте.
Толпа осадила помещения, где скрывались судьи и игроки, и до поздней ночи требовала выдать им Ромуальдаса Юшку. К стадиону начали стягиваться дополнительные силы милиции и внутренних войск. А Эдуард Шеварднадзе в сопровождении охранников дважды спускался в самую гущу фанатов с тем, чтобы успокоить болельщиков и уговорить их разойтись. Только через несколько часов большинство болельщиков покинули стадион, а находившиеся в осаде футболисты и судьи были освобождены сотрудниками МВД Грузии.


 

vigant

Гуру
Регистрация
13 Дек 2011
Сообщения
2,855
Благодарности
12,113
Адрес
Москва
Автомобиль
Tiguan T&F 2.0 TSI 170hp
Как-то не задумывался))) Реально что ли? )))

5991274.jpg
 

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,684
Благодарности
79,877
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
Несколько уникальных архивных снимков в тему:


Юрий Гагарин и Джина Лоллобриджида, Москва, 1961 год
35aee99871.jpg



Роберт Де Ниро и Олег Янковский на Московском Международном кинофестивале, 1987 год
005219738f.jpg



10-летний Володя Высоцкий со своим отцом Семёном Владимировичем и мачехой Евгенией Степановной, 1948 год.
23ca96c725.jpg




Борис Гребенщиков в гостях у Джорджа Харрисона в Лос–Анджелесе, 1988 год
93c2aca169.jpg



Хрущев и Кастро в Грузии, 1963 год
19fbf4f19c.jpg


Д’Артаньян выходит из таверны, 1977, Львов
7faadb51fb.jpg
 

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,684
Благодарности
79,877
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
И вновь о легендарных советских автомашинах:


"Вот по дороге едет ЗИМ и я им буду задавим"


Автомобиль ЗИМ (Газ 12) – это одна из самых лучших машин Горьковского автомобильного завода. Именно на ней впервые появился всем известный значок оленя, символ Нижнего Новгорода. Эта модель долгое время занимала промежуточное положение между роскошным «ЗиС» и «Победой»… Что же из себя представляет этот самый ЗиМ?
В конце 40-х годов прошлого века многие начальники "средней руки", включая областное партийное руководство, с огорчением обнаружили, что остались "безлошадными". Сохранившиеся с довоенных времён ЗиСы-101 и трофейные легковые авто постепенно приходили в негодность, новые ЗиСы-110 им в основном не были положены по рангу, а производившиеся в то время "Победы" М-20 первой серии были очень "сырыми", часто ломались в самый неподходящий момент, имели низкий уровень комфорта, да и выпуск их (как и послевоенной "Эмки" ГАЗ-11-73) был в количественном отношении весьма скромен. Так или иначе, назрело решение о создании и конвейерном производстве достаточно комфортабельного автомобиля.

( Collapse )
В мае 1948 года Горьковский автозавод имени Молотова получил правительственное задание на разработку шестиместного легкового автомобиля ЗиМ (от "Завод имени Молотова"), известного также как ГАЗ-12, которому по комфортабельности, экономичности и динамике предстояло занять промежуточное положение между престижным ЗиС-110 и массовой "Победой".

zim3.jpg
На все работы, включая выпуск "нулевой" серии, отводилось 29 месяцев - срок, небывалый для нашего автопрома. Чтобы уложиться в него, нужно было либо полностью скопировать аналогичную зарубежную машину (заводу настоятельно предлагался американский Buick), либо создавать свою, максимально используя в ее конструкции имеющиеся на заводе агрегаты, в первую очередь - двигатель. И к чести газовских конструкторов, возглавляемых Андреем Александровичем Липгартом, несмотря на мощный прессинг со стороны руководителей министерства автопромышленности, был выбран второй вариант.
Забегая вперед, отметим, что создателям ЗиМа удалось позаимствовать около 50% деталей двигателя, трансмиссии и ходовой части у выпускавшихся тогда ГАЗ-51 и М-20.

Выбор варианта самостоятельного проектирования был отчаянно смелым шагом Липгарта - ведь именно в те дни из-за детских болезней пришлось приостановить производство "Победы", что вызвало гнев Сталина, приказавшего снять с должности главного конструктора. Руководству Минавтопрома удалось спустить дело на тормозах и сохранить за Андреем Александровичем его пост (сняли директора ГАЗа). Но теперь, в случае срыва сроков запуска новой машины в серию, Липгарт рисковал уже не должностью, а головой...
zim2.jpg
Наиболее приемлемым для сравнительно большого автомобиля мотором, выпускавшимся на ГАЗе, была рядная нижнеклапанная шестерка рабочим объемом 3,48 л, разработанная еще в 1937 году. После войны она появилась на грузовых ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Мощность двигателя, устанавливаемого на грузовиках, составляла 70 л.с. Увеличить ее без ущерба для надежности мотора можно было максимум на 20 "лошадей" - явно маловато для машины планируемых размеров, имеющей обычную рамную конструкцию.
И тогда горьковчане пошли на шаг, не имевший аналогов в мировой практике, — применили на автомобиле с колесной базой в 3,2 м несущую конструкцию кузова. Это позволило снизить снаряженную массу машины, по сравнению с рамными одноклассниками, минимум на 220 кг. Кузов стал самым важным конструктивным элементом при создании нового ГАЗа, ибо, если бы не удалось разрешить все проблемы, возникавшие при его проектировании, о постановке нового автомобиля на конвейер в директивные сроки можно было бы забыть.

zim4.jpg

Впрочем, существует мнение, подтверждённое конкретными цифрами, что на такой большой машине несущий кузов с дополнительными усилителями никакого выигрыша в массе, по сравнению с рамной конструкцией, не дал. Недаром рама применялась на последующих ГАЗ-13 и ГАЗ-14.
Мощность мотора повысили до 90 л.с. - расширив впускные каналы, применив сдвоенный карбюратор и увеличив степень сжатия до 6,7, что требовало бензина А-70, тогда малораспространённого. В результате конструктивных улучшений в моторе автомобилю были обеспечены хорошая экономичность (расход топлива не превышал 18-19 литров на 100 км пробега - для того времени неплохой показатель для машины снаряженной массой 1940 кг) и достаточно высокая максимальная скорость - 125 км/ч.

Сравнительно невысокое число оборотов, соответствующее максимуму мощности, обусловило практически бесшумную работу двигателя. Этот вариант двигателя после прекращения производства ЗиМа устанавливался ещё много лет на автобусах ПАЗ-652 и гусеничных транспортёрах ГАЗ-47. Но бензин уже рекомендовался А-72.
Впервые в отечественном автомобилестроении на ЗиМе взамен маховика была применена гидравлическая муфта, через которую крутящий момент передавался от коленчатого вала на ведущий диск сцепления. Гидромуфта обеспечивала плавное трогание с места на второй скорости без опасности заглушить мотор при недостаточном нажатии на педаль газа.
Карданная передача открытого типа состояла из двух валов с промежуточной опорой, что позволило уменьшить их диаметр и понизить до предела переднюю точку качания кардана. В сочетании с гипоидной главной передачей такая конструкция дала возможность понизить ось вращения карданного вала на 42 миллиметра, разместить его под полом салона (кстати, ровного, без выступающего тоннеля). Но вот беда - гипоидный задний мост требовал гипоидного трансмиссионного масла, а с ним тогда было не густо. При заливке же обычного в те времена нигрола он выходил из строя через считанные часы.
Другим новшеством, впервые появившимся на наших машинах, стали 15-дюймовые колеса (до ЗиМа советские легковые автомобили имели минимум 16-дюймовые). Уменьшение диаметра колес потребовало применения нового типа барабанных тормозов - с двумя колодками и двумя тормозными цилиндрами.
Коль речь зашла о колесах - два слова об их подвеске. Спереди она была независимой, на поперечных рычагах с витыми пружинами, сзади - на продольных полуэллиптических листовых рессорах, которые для повышения долговечности подвергались дробеструйной обработке. Передняя подвеска оборудовалась стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы устанавливались гидравлические, двойного действия.

При разработке кузова основное внимание уделялось обеспечению его прочности и жесткости на кручение. Конструкторам удалось решить эту проблему, свидетельством чему является тот факт, что в ходе испытательных пробегов была отмечена высокая герметичность кузова, позволявшая, в частности, преодолевать броды глубиной до 550 мм без попадания воды в салон. При 1500-километровом пробеге по сельским дорогам, проходившем летом при температуре воздуха до +37, пыль в салон также не проникала.
В соответствии с техзаданием машина должна была перевозить 5 пассажиров, но конструкторы изыскали возможность разместить на заднем сиденье трех пассажиров и увеличить общее число мест, включая водителя, до 7. Для этого раздвинули ниши задних колес, увеличив их колею до 1560 мм (колея передних была на 100 мм меньше). Такое решение потребовало расширения хвостовой части кузова, что и было сделано за счет выступающих крыльев задних колес. С точки зрения дизайна это позволило нарушить монотонность длинной боковины, сделать ее более динамичной. Хотя два дополнительных задних сидения и хранились в сложенном виде в спинке переднего дивана, в рабочем состоянии они располагались по ходу движения.
Управлять машиной было довольно легко - помогали увеличенное до 18,2 передаточное число в рулевом механизме и большой диаметр рулевого колеса. Кстати, при длине чуть более пяти с половиной метров ЗиМ имел радиус поворота всего 6,85 метра.
Салон был богато для того времени отделан, снабжался трехдиапазонным ламповым радиоприемником, механическими часами с электрическим подзаводом, двумя электроприкуривателями, пепельницами, сложной и мощной системой отопления с двумя вентиляторами. При этом радиатор системы отопления находился далеко впереди, рядом с основным.
Интересными особенностями ЗиМа были капот, открывающийся на любую сторону или снимаемый вообще (фиксирующие ручки находились слева и справа под приборной доской), а также гнутое, впервые в нашем автостроении, заднее стекло. Именно на передке кузова ЗиМа впервые появилась всем известная сейчас эмблема с изображением оленя. Стоп-сигнал сзади был всего один, по центру крышки багажника. Часть машин вместо обычных фар комплектовалась лампами-фарами. А ещё была лампа освещения багажника, автоматически включающаяся при помощи ртутного (!) выключателя.

Автомобиль требовал частого техобслуживания. Например, инструкция по эксплуатации предписывала ежедневно проверять крепление генератора, карбюратора и стартёра. Если температура опускалась ниже 15 градусов мороза, то опять-таки ежедневно требовалось сливать не только воду из радиатора, но и масло из картера двигателя.
При стоянке свыше десяти дней, во избежание порчи шин, надо было устанавливать кузов на подставки. А ещё рекомендовалось использовать зимой не новые шины, а отремонтированные. Новые должны были храниться до лучших времён, т.е. до лета. В случае же отсутствия такой возможности отремонтированные шины нужно было ставить на передние колёса, а новые - на задние. Сейчас подобные рекомендации звучат, мягко говоря, странно.
Седьмого ноября 1949 года опытный экземпляр ГАЗ-12 принял участие в праздничной демонстрации в Горьком. Через три месяца - 15 февраля 1950 года - машина, как это было принято, предстала на суд руководителей государства. Автомобиль им понравился, даже Сталин, говорят, не удержался от похвалы.
В октябре 1950 года (точно в срок) в Горьком собрали первую промышленную партию машин и начали их серийное производство. Естественно, новый автомобиль в первую очередь направлялся в номенклатурные структуры. Позже, в более простом исполнении - велюровая отделка салона была заменена дерматиновой -машина стала поступать в таксомоторные парки (стоимость проезда была в полтора раза выше, чем в "Победе", являвшейся тогда нашим основным автомобилем-такси).
 
Последнее редактирование:

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,684
Благодарности
79,877
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
Ещё чуток о ЗИМе:


В том же году на базе ЗиМа началась сборка "Скорой помощи" (ГАЗ-12Б), имевшую стеклянную перегородку за передним сиденьем, два откидных кресла, расположенных одно за другим, и носилки, которые выдвигались и задвигались в машину через крышку багажника, снабжённую усиленными наружными петлями.
gaz12b.jpg
ГАЗ-12Б имел опознавательный фонарь на крыше, фару-искатель на левом переднем крыле и окрашивался - в отличии от остальных в основном чёрных ЗиМов - в белый цвет. Отдельные экземпляры оставались на вооружении Минздрава вплоть до начала 80-х и докатывали свой век в провинциальных городах. А вот фаэтон ГАЗ-12А в серию так и не пошёл из-за проблем, связаных с прочностью кузова.
Сразу после начала выпуска ЗиМ произвел переполох среди чиновников. Многие страстно возжелали пересесть из скромных "эмок" и "Побед" в куда более представительные авто. Борьба за обладание газовским флагманом приобрела такие формы и такой размах, что журнал "Крокодил" был вынужден уже в начале 1952 года опубликовать фельетон "Стоп! Красный свет!", клеймивший позором деятельность номенклатурных работников, шедших на всякие ухищрения ради получения персонального ЗиМа.

В 1959 году автомобиль уступил место "Чайке" ГАЗ-13, а в следующем году прекратилось производство санитарных ГАЗ-12Б. "Чайка", в отличие от ЗиМа, собиралась в малых количествах на стапелях, в такси и "Скорой помощи" не работала и в продажу внутри страны не поступала. Удивительно, но в 60-х - 70-х даже первые секретари обкомов, полновластные хозяева областей, зачастую ездили на обычных (по крайней мере, внешне) "Волгах". В немаленьком Харькове, например, до середины 70-х ни одной "Чайки" не было (потом одну или две передали в "Дворец Бракосочетаний" после капремонта). А ЗиМов в своё время было относительно много.
К сожалению, они не отличались долголетием. Длинный несущий кузов со временем всё же прогибался. Недаром инструкция рекомендовала не оставлять двери открытыми на длительный срок (впрочем, возможно это связано с опасностью разряда аккумулятора через плафон освещения салона). И в начале 70-х ЗиМы были на дорогах уже редкостью. По той же причине - деформация кузова - сохранившиеся экземпляры сейчас весьма сложны в реставрации. Впрочем, некоторые автомобили трудились ещё на рубеже 80-х - 90-х. В тот период запомнился ЗиМ с полным салоном овощей, подвозивший их на придорожный базар на трассе Харьков - Симферополь. Правда, состояние его было довольно ржавое.

Всего, включая "Скорую помощь", было выпущено 21527 автомобилей, практически не менявшихся (за исключением введения в октябре 1951 г. электромагнитного тягового реле стартёра с заменой педали его включения на кнопку на панели приборов).
Ниже с некоторыми сокращениями приводится статья из журнала "Мотор" 90-х годов.
"Шасси № 100"
Первым хозяином этой машины был начальник гаража особого назначения (ГОН). Шасси № 100, год выпуска - 1950-й. Семь лет автомобиль жил нормальной номенклатурной жизнью, не испытывая недостатка в качественном бензине, масле и внимании.
В 1957 году была разоблачена антипартийная деятельность Маленкова (предсовмина), Молотова (министр иностранных дел), Кагановича (министр путей сообщения) и "примкнувшего к ним Шепилова" (секретарь ЦК). Последовала чехарда с переименованиями заводов, шахт, пароходов и детских садов. Завод имени Молотова переименовали обратно в ГАЗ, а машине "имени Молотова" вернули заводской индекс ГАЗ-12. Естественно, аббревиатура ЗиМ по бокам капота и на облицовке радиатора тоже была заменена.

Население отнеслось к этим нововведениям индифферентно, по шильдикам можно было только определить год выпуска машины - до или после 1957 года. Но хозяину шасси № 100 пришлось заменять в машине все, что было связано с именем опального министра иностранных дел. Иначе кремлевский "зимовладелец" рисковал быть неправильно понятым и отправиться, например, вслед за Маленковым строить плотину. Даже кнопка звукового сигнала с надписью ЗиМ была заменена на кнопку с оленем от только что пошедшей в серию "Волги". Такую процедуру ГОН проделал со всеми своими машинами - быстро и скрытно, как вынесли Сталина из Мавзолея. Бред?
Но 40 лет назад люди жили совсем в другой стране.
Черный лакированный исполин приветливо распахивает тяжелые двери. Задние открываются против хода. Велюровый салон пахнет отнюдь не машинным маслом - на центральной стойке лобового стекла закреплена капсула, в которую заливался либо ароматизированный экстракт, либо парфюм. Капсула была пуста, но салон так пропах привычками партноменклатуры, что хватит еще надолго.
Приборная панель сама по себе монумент, как "сталинский" дом. Огромный круглый спидометр, симметрично с ним часы, в центре - трехдиапазонный ламповый радиоприемник. Сверху панели, также по центру, тумблер включения "дворников". Все переключатели и кнопки выполнены из особой пластмассы "под слоновую кость".

Создается полная иллюзия того, что панель и оконные рамки облицованы деревом дорогой породы, но это всего лишь фактурная краска по металлу. Метод нанесения был изобретен на заводе за несколько месяцев до начала выпуска ГАЗ-12.
ЗиМ - машина для пассажира. Огромное пространство для сидящих сзади получено за счет удобств водителя -передний диван очень близко сдвинут к рулевому колесу и закреплен намертво. В этом отношении и "Победа", и "Волга", с точки зрения водителя, более эргономичны.
В спинке дивана сзади установлены ручки и часы прямоугольной формы. Вообще-то на их месте должна быть здоровенная пепельница, но первый хозяин, видимо, не поощрял курение и предпочел установить часы. Под спинкой два откидных сиденья - страпонтены. Их раскладка производится в три приема: откидывается сиденье, из сиденья - полспинки, затем еще полспинки. Несмотря на кажущуюся хрупкость конструкции откидных сидений, они довольно удобны и позволяют выдержать дальнюю дорогу. Хотя хозяева жизни на них не сидели.
Задний диван - просто царский. Он рассчитан на двух пассажиров, но и с размещением третьего проблем не будет. При этом можно вытянуть ноги и положить их на разложенные страпонтены. По бокам дивана, над колесными нишами, остались пепельницы - по одной с каждой стороны. Задние боковые окошки открываются подобно форточкам.

Включаем зажигание, кнопка стартера находится на левом краю приборной панели. Капот едва заметно пошевелился и успокоился. Нижнеклапанный мотор почти не слышно, рядная шестерка - это оптимальная конфигурация.
Холостой ход - 300–400 оборотов, максимальная мощность снимается при 3600, а максимальный момент - при 1900 об/мин.
Все три педали - напольные. Рычаг переключения передач расположен справа на рулевой колонке и имеет тот же алгоритм, что и на "Волге". Включаем первую, отпускаем сцепление, но машина стоит на месте. Гидромуфта рассчитана таким образом, что холостых оборотов двигателя для трогания не хватает. Для этого нужно нажать педаль газа. Если убрать ногу с педали, машина остановится, но не заглохнет. Трогание можно отнести к разряду "самых плавных".
Разгонная динамика такому аппарату ни к чему. По паспорту для разгона до сотни требуется 37 секунд.
Трогаемся по инструкции: "В хороших дорожных условиях трогаться с места следует на второй передаче, а в плохих - на первой". Первая пригодится лишь при начале движения по раскисшему проселку, либо в гору.
Поехали. Не торопясь переключаемся на третью - прямую. Тихоходный двигатель кажется очень эластичным, а гидромуфта избавляет от частых переключений. Вторая передача может использоваться в диапазоне от 0 до 80км/ч. Почти автомат - включил и поехал. "Переключение со второй передачи на прямую и наоборот можно производить при любой скорости движения" - это тоже из инструкции.

Вхождение в поворот на малой скорости напоминает замедленное кино - машина не спеша поворачивает, занося сначала флажок на капоте, затем водителя, затем заднюю часть. Водителю же кажется, что все вращается вокруг него. Гидравлический привод тормозов не имеет усилителя, но титанических усилий не требует- двухтонная махина замедляется очень уверенно и охотно.
zim-taxi.jpg

Об усилителе руля речь в те годы тоже не шла. Рулевое колесо большого диаметра позволяет управлять автомобилем не напрягаясь. Сечение рулевого колеса призывает не вцепляться в него мертвой хваткой, а рулить, положив ладони на обод или спицы. Автомобиль послушно повинуется, не вынуждая водителя делать резкие движения. Машина требует нежности и сама платит тем же.

Плавность хода воспринимается как нечто само собой разумеющееся - пассажиры ЗиМов были не из простых.
Причем чем выше скорость, тем больше плавность хода. Когда переваливаешь за 90, возникает ощущение полета. Почти две тонны луженого металла скрадывают скорость и все внешние раздражители - неровность дороги или боковой ветер.
Рулишь и как бы спрашиваешь: "Куда, товарищ генерал?" А когда сядешь на задний диван, невольно начинаешь давать команды "поверни туда, поверни сюда".

Говорят, что металл аккумулирует информацию. И этот ЗиМ может поведать многое о своем времени. Динамик лампового радиоприемника, чуть похрипывая, выдает вполне приличный саунд, и теперь - спустя 46 лет - можно узнать об интригах в Кремле. Но в этой машине хочется слушать Клавдию Шульженко и курить папиросы.
 

bandytto

Гуру
Регистрация
10 Дек 2013
Сообщения
6,156
Благодарности
6,532
Адрес
Краснодар
Автомобиль
Тигуан 1 рест CUP
Shadi, ..."Вот по дороге едет ЗИМ и я им буду задавим"

Ну, теперь, по смыслу, следует ожидать чего-то...мнэ-э-э... Вроде.."СЛАДОК КУС НЕДОЕДАЛА!!"(с)..
О конфетках?
 

VAM

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2013
Сообщения
1,217
Благодарности
6,300
Адрес
74 - регион
Автомобиль
VWTig Track&Field,TSI,170 л.с. "Comfort","Technic" "Technic2","Silver Leaf". Расход 9.4
Магазин 1960-х годов по продаже автомобилей в Москве

На фото единственный на тот момент магазин в Москве по продаже автомобилей на Бакунинской улице.

Из воспоминаний бывавших там:
"Осенью 1960 г. в автомагазине были выставлены: ГАЗ-21 "Волга" (цена 40000 руб.), "Москвич-407" (цена 25000 руб.) и ЗАЗ-965 "Запорожец" (цена 18000 руб). Внутри магазина и возле него было много личностей кавказской национальности в широких кепках. Их интересовали в основном "Волги" (желательно светлых цветов). Директором автомагазина был тогда какой-то адмирал в отставке. Перед кабинетом директора была табличка с номерами очередников, которые могли уже оплачивать долгожданные покупки. Продавались также запчасти к "Победе", БМВ-321 и ЕМВ-340. Запчасти к "Москвичам" 401, 402 и 407 продавались в магазине возле метро "Студенческая" (Владимир RAZ008426).



"Магазин по продаже автомобилей в начале 60-х (тогда, когда я его имел счастье посетить будучи школьником) в Москве был единственный, и его филиал, - собственно площадка готовых к продаже автомобилей (как новых, так и комиссионных), находилась в Южном порту. Про период 50-х, как осуществлялась торговля - не скажу, соплив был, но, когда в 1963 покупали Москвич-403, процесс я зафиксировал. Это выглядело так: на предприятие распределялись квоты на автомобили. К примеру - Волга -1 Москвичей - 3, Запор - 2. Администрация с согласия профкома и парткома создавала список "достойных", куда входили руководители, передовики и сильно нуждающиеся. Итого - Волга - зам директору, Москвичи: гл. инженеру, профсоюзному лидеру, столяру-краснодеревщику - победителю соцсоревнования, Запоры - матери героине и ветерану войны. По спискам, поданным предприятием в магазин (утвержденным администрацией ), счастливый обладатель ОЧЕРЕДИ на машину, сдавал простую открытку с 10-копеечной маркой со своим домашним адресом. Спустя некоторое время (от квартала до полугода-года) в почтовом ящике обнаруживалась та самая открытка с синей печатью, (как у Полыхаева) с приглашением в магазин в строго указанный день вместе с обозначенной в ней цифрой в рублях и при паспорте. Обалдевший от счастья обладатель ОТКРЫТКИ, бежал по друзьям и знакомым, бил об пол кубышки-копилки, вспарывал подушки с "схроном", наведывался в Сберкассу, чтобы в означенный день появиться на Бакунинской улице в Автомагазине с указанной суммой в кармане. Отстояв очередь из таких же лопочущих счастливцев, он по предъявлении а)открытки, б)паспорта и в)денег, получал на руки некую НАКЛАДНУЮ и чек об оплате, и на следующий день с повизгиванием мчал в Южный порт, чтобы с ранья занять очередь из таких же страждущих получить возможность выбрать автомобиль. Учтите, что на 50 накладных на площадке было 50 автомобилей, и если вы хотели иметь ВЫБОР, то надо было зайти на заветную площадку как можно раньше. А пускали туда порциями по пять человек. И пока они не "выберут", других не запускали. Мы с братом приходили дважды, т.к. в первый день мы попали туда во второй половине дня, сразу из магазина, и ему не понравились оставшиеся машины. После того, как машина была выбрана, продавец забирал накладную и вместо неё выдавал справку-счет для ГАИ, подставлял карман для 3-5 рублей и из обычной 7-литровой лейки плескал в бак 8 капель бензину, чтоб хозяин АВТОМОБИЛЯ мог добраться до ближайшей бензоколонки. Долгое время после того процесс оставался таким же" (С. Ушаков).

Фото 1970 г.


Закрылся магазин в середине 1970-х годов.
Фото 1984 г. Г. В. Артамонова. Бывший магазин "Автомобили". Дома были снесены в 1980-е годы в рамках строительства ТТК.
 

VAM

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2013
Сообщения
1,217
Благодарности
6,300
Адрес
74 - регион
Автомобиль
VWTig Track&Field,TSI,170 л.с. "Comfort","Technic" "Technic2","Silver Leaf". Расход 9.4
У карты бывшего Союза,
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.
Я глажу горы, глажу реки,
Касаюсь пальцами морей.
Как будто закрываю веки
Несчастной Родине моей...
(Николай ЗИНОВЬЕВ)




Никогда не забуду 11 интереснейших смен, проведенных в пионерском лагере.


Дежурные по классу.


С улицы нас было не загнать.




Совесть мучила не понарошку.


Гордились хорошими оценками, но всяко бывало.


Помните "промакашку"?


Конфеты были редкими гостями в доме, но какими вкусными они были.


Клад - коробочки с родительской всякой всячиной.


И ведь не лень было переписывать и оформлять.
 

VAM

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2013
Сообщения
1,217
Благодарности
6,300
Адрес
74 - регион
Автомобиль
VWTig Track&Field,TSI,170 л.с. "Comfort","Technic" "Technic2","Silver Leaf". Расход 9.4
Чем кормили солдат в Советской армии



В первую очередь хочется сказать, что в большинстве частей из столовых приборов была только ложка, как и во всех обычных столовых того времени. За обычный обеденный стол помещалось до 10 человек, а на столе стояли «бачки» — армейские термосы.



Набиралась еда из термосов половником или «черпаком» и с «аппетитом» съедалась. Обычно, это была субстанция оранжевого цвета, состоящая, вероятно, из картошки, пережаренной с томатной пастой и паприкой. В качестве дополнения к ней подавался хек.



Иногда, вместо жареной рыбы давали рыбные консервы в томатном соусе, но это скорее было приятным исключением, чем нормой. Что касается хлеба, то если черный хлеб давали без ограничений, то белого давали по два куска на человека. После поглощения основного блюда, разливался чай из большого чайника. Сахара выделялось 2 кусочка на человека. Размешивался он обычно либо тщательно облизанной после еды ложкой, либо её ручкой.

Мы отвели ужину первое место так как его ели первым, когда попадали в армию и его рацион обычно оставался неизменным.



Завтрак. Обычно кормили какой-нибудь кашей, давали чай, сахар, хлеб и сливочное масло в виде цилиндров. Полагалось такого продукта 20 грамм, но, как вы понимаете, доставалось значительно меньше. Каждое воскресенье выдавалось яйцо, сваренное вкрутую. Обычно, яичный белок клали в кашу, а желток размазывали по бутерброду с маслом. Все это запивалось сладким чаем. В будние дни рацион был проще. Каша оказывалась или перловой, или «дробь шестнадцать». При переворачивали посуды она представляла пудинг темно-свинцового цвета, сохраняющий форму посуды. Данная масса даже не съедалась в недели карантина. По поводу перловки мнения были различными. Кто-то предлагал ее сразу выбрасывать, а некоторые предлагали крупу для утилизации раздавать прапорщикам. Но были и съедобные каши, и вермишель.



Обед. Состоял из трех блюд. На первое давали мерзкий «борщ» или по-настоящему вкусный гороховый суп, который любили все солдаты. На второе, обычно, была вермишель, каша и овощное рагу. Последнее обычно готовили из картошки и капусты. Естественно, что ближе к весне, капуста становилась менее съедобной. Второе сопровождалось салатом из квашеной капусты. Летом был салат из свежей капусты. На третье был пресный компот из сухофруктов (хорошо, что не из капусты), либо кисель из брикетов. Обычно он также разделял судьбу перловки.





Ассортимент напитков не поражал: чай, компот, кисель, вода из крана. Но, разумеется, молодые организмы хотели большего.
Конечно, военнослужащих отдельных частей кормили лучше. Теоретически, рацион советского солдата был составлен так, чтобы хватало калорий для выполнения боевых и гражданских задач, а так же для переноса тягот и лишений воинской службы. Но на практике, большая часть приготовленного была невкусной. Да и к тому же, первое время, есть хотелось почти всегда, так как шло привыкание к новому рациону. После карантина, конечно, было легче и вопрос еды терял свою остроту.
 

Certic

Участник
Регистрация
17 Фев 2009
Сообщения
221
Благодарности
40
Адрес
Соколинка
Автомобиль
BMW
Спасибо за острые воспоминания!

Термосы использовались для доставки еды в поле, караулы и учебникам. В столовке на столах были бачки (на фото на переднем плане).

"дробь шестнадцать" - у нас она называлась "дробь 32" или "сечка". Жесть полная. Ее давали у нас месяца два подряд на ужин вместе с куском селедки. После таких экспериментов резко возросли самоходы за жратвой и даже муслимы не отказывались от сала.
 
Последнее редактирование:

UncleMisha

Завсегдатай
Регистрация
23 Сен 2010
Сообщения
803
Благодарности
690
Адрес
Санкт-Петербург
Автомобиль
Tiguan T&F, 2.0L 170 hp
Фото, кстати, для меня удивительное: здесь офицерский и рядовой состав питается вместе. Я такого из моей службы в СА не припомню ни в одной из двух частей, в которых служил.
 

Мурена13

Гуру
Регистрация
31 Июл 2011
Сообщения
8,107
Благодарности
12,879
Адрес
Ростов
Автомобиль
VW TIGUAN 2 TDI
Фото, кстати, для меня удивительное: здесь офицерский и рядовой состав питается вместе.
Это обычная проверка или судя по парадке солдат какой-то праздник с приездом старших чинов.
 

VAM

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2013
Сообщения
1,217
Благодарности
6,300
Адрес
74 - регион
Автомобиль
VWTig Track&Field,TSI,170 л.с. "Comfort","Technic" "Technic2","Silver Leaf". Расход 9.4
Наши первые джинсы


Можно все что угодно говорить про советскую торговлю и могучую, но очень легкую промышленность. Но давайте вспомним историю с джинсами.. Так вот у наших детей не было, и я надеюсь не будет первых джинсов! Вряд ли кто-то из сегодняшнего поколения сможет понять, о чем идёт разговор. А вот каждый из тех, кто родился в 60-70-х, сразу поймет, о чём. Первые джинсы мы помним зачастую лучше первой женщины...
В нашу страну джинсы ворвались в 1957 году – тогда Всемирный фестиваль молодежи и студентов в СССР приоткрыл железный занавес. Именно в то время многочисленные заморские гости оставили в Москве не только младенцев самых разных цветов кожи, но и моду на джинсы.

Впрочем, до настоящего джинсового бума было еще далеко – достать вожделенные брюки могли лишь редкие счастливцы: актеры, дипломаты, спортсмены, а также моряки и стюардессы.
Ко всему прочему, импортный «деним» объявили идеологическим оружием загнивающего капитализма. Наравне с рок-н-роллом и «Голосом Америки»! Поэтому джинсы не продавались в обычных магазинах или на рынках. Купить их можно было только у фарцовщиков, мелких спекулянтов, которые перепродавали их по бешеным ценам. За что иногда получали на полную катушку.
В 1960 году спекулянты Рокотов и Файбышенко получили высшую меру наказания по делу, в котором фигурировала и торговля джинсами. Последние слова, кои народная молва вложила в уста наказанных, звучали символично: «И все-таки джинсы – лучшая одежда».
Дело в том, что джинсы в СССР были не просто модными штанами, они обозначали ВСЁ. То есть всё остальное у тебя как раз вполне могло быть совершенно заурядным, но, если у тебя были джинсы (только обязательно «фирменные»), то ты уже был на пике моды. И девочки засматривались на тебя больше, чем на твоих друзей. Да и сам себя ты чувствовал и красивее, и удачливее, и даже умнее других.

Джинсы были настоящим эталоном моды. Причём нельзя сказать, что мода эта отличалась хоть каким-то разнообразием. Джинсы должны были отвечать нескольким требованиям: они должны были «стоять», влезть в них можно было только с мылом, цвет джинсов – исключительно синий.
Самое главное свойство фирменных джинсов тех лет – «они должны были тереться». Попросту говоря, отличительной чертой качественных джинсов, окрашенных в синий цвет с помощью красителя индиго, граждане СССР считали их способность к вытиранию. То есть, самые модные «ливайсы» и «монтаны» должны были непременно терять первозданный синий цвет и приобретать вид долго и небрежно ношеных штанов.
Между прочим, «вытираются» штаны или нет, проверялось при покупке очень просто – послюнявленной спичкой. Ею терли по джинсовой ткани. Посиневшая спичка означала, что со штанами “все о’кей”. Дело в том, что вместо настоящей «фирмы» нам старались подсунуть что-то непонятное: какие-то там болгарские штаны марки «Рила», польские, югославские, индийские…




Когда-то даже по специальному постановлению Совета Министров в Москве, на фабрике «рабочая одежда», начали производство собственных джинсов. Но, даже если иногда и покрой, и ткань таких штанов имели что-то общее с джинсами, то всё равно они не могли даже приблизительно подходить под то, что мы вкладывали в это понятие – они не тёрлись!
Краска на ткани замечательно держалась и не желала исчезать ни после опытов с «Белизной», ни даже после того, как некоторые отчаянные смельчаки пытались оттереть её красным (именно красным!) кирпичом.
Ходила байка, что для того чтобы выпускать советские джинсы не хватало только соответствующего ГОСТа. Якобы нельзя было выпускать брюки, которые покрашены сравнительно нестойким красителем, но поверить в это сложно.

А вот настоящим шиком считалось иметь «джины» (бывало, называли их и так) трёх фирм: «Levis», «Wrangler», «Lee». Причём, отличить их друг от друга можно было только если специально внимательно рассмотреть, что же за лейбл на заднем правом кармане счастливого обладателя таких модных штанов?
Но истинные ценители знали и цвет лейблов, и цвет ниток и где у какой марки клёпки. Фирменные штаны старили искусственно. Ждать, пока джинсы состарятся сами, времени не было, посему лишних годков накидывали прямо в домашних условиях. В ход шли кирпичи, пемза и деревянные бруски.
Конечно, были ещё с десяток фирм, которые достать было ещё сложнее, что-то вроде «Montana», «Waild Cat» или ещё чего-то даже более экзотического. Экзотикой они считались как раз из-за того, что были больше украшены, поэтому часто воспринимались больше как женские. А настоящий мужчина должен был достать себе непременно что-то из уже названной троицы.
Кстати, о «достать» — это не так-то просто было сделать. Прежде всего, на джинсы, особенно фирменные, нужны были деньги. А стоимость их доходила до 200 р., что даже побольше среднемесячной зарплаты.
Ради того, чтобы выпросить такие деньги у родителей, троечники обещали закончить год без троек, а отличники – музыкальную школу без четвёрок. Те, кто был посознательнее, или кому дома такие деньги никак не могли перепасть, работали летом на овоще-базах, уборке клубники и прочих несложных работах, к которым допускались школьники.
Конечно, стоимость разнилась в разных городах. Так в портовых городах у моряков можно было купить те же самые «Ли» и за сто двадцать. Но обычно всё перекупалось фарцовщиками-оптовиками на корню. А Дальше сами посчитайте – транспортные, реализация, риск и так далее. Поэтому и приходилось искать рублей 180-200.

Но даже если ты находил деньги, то после этого надо было найти сами джинсы! А это не так и просто. Это только в плохом кино фарцовщики сами чуть ли не толпой обступают потенциального покупателя. В действительности такой толпой могли обступить только для того, чтобы облапошить.
К примеру, после такой покупки дома могло выясниться, что купил ты почему-то только одну штанину, хоть рассматривал точно две (очень популярный был способ обмана). Поэтому, если сделка проходила между незнакомыми людьми, боялись оба.
Их было не только сложно купить, но и найти штаны своего размера. Потому хватали то, что было: если длинные – подшивали, маленькие – растягивали.
Слышал, что для того, чтобы влезть в джинсы на два размера меньше, девчонки творили чудеса. «Вооружившись» мылом и верными подругами, залазили в ванну, намыливались и ценой неимоверных усилий натягивали их на себя. Затем носили, не снимая, а через пару дней многострадальные брюки сидели, как влитые.
Да, дефицитом не перебирали – какие джинсы удавалось достать, в таких и ходили.

Но зато после того, как ты становился обладателем таких штанов, ты начинал себя ощущать самым крутым человеком в мире. Даже несмотря на то, что не было тогда такого понятия как «крутой». И даже если ты натягивал свои джинсы только при помощи двух друзей (бывало и такое), то всё равно и они сами, и ты в них были самыми лучшими на свете! Потому, что это были твои первые джинсы.
Но купить "правильные" джинсы — это ещё не всё. Не знаю, как где, а у нас было принято пришивать по низу каждой штанины половинку медной "молнии". Получалась такая коротенькая медная бахрома снизу. Вот это считалось "завершающим штрихом" — и вроде бы предотвращало "обтрёпывание" штанин.
 

VAM

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2013
Сообщения
1,217
Благодарности
6,300
Адрес
74 - регион
Автомобиль
VWTig Track&Field,TSI,170 л.с. "Comfort","Technic" "Technic2","Silver Leaf". Расход 9.4
В 1980-х в моду вошли джинсы-«варенки». В магазинах о таких штанах даже не слышали. А вот советские граждане изобрели тысячу рецептов изготовления новинки.

Чтобы какие-нибудь индийские джинсы стали похожи на модную «варенку», их кипятили с отбеливателем, перетягивая резинками, для создания узора, или связывали узлом, отбивали белыми кирпичами, терли пемзой, варили с содой и хлоркой, после чего стирали в стиральной машине вместе с камнями.
А что же государство? Нельзя сказать, что оно совсем не замечало проблему. Замечало.
Фрагмент типовой статьи о молодёжном вещизме. Газета 'Неделя'. 1984 г.
И даже по-своему реагировало — боролось. Например, в школу не пускали учеников в джинсах. В государственных учреждениях отделы кадров, особенно «первые отделы», косо глядели на местных «ковбоев» — случалось, любовь к буржуазным штанам перечеркивала человеку дальнейшую карьеру.
А по радио каждую субботу известный украинский поэт воевал с джинсами как с проявлением чуждого образа жизни. Правда, злые языки поговаривали, что это вовсе не мешало ему привозить из Штатов своему горячо любимому отпрыску те самые ковбойские брюки, которыми он стращал других.
Нужно сказать, что сами джинсы, как вид удобных штанов, никогда не высмеивались в СССР. Наверное, потому что сами карикатуристы мечтали о них. Высмеивалась персонажи.

Когда борьба с модным и удобным видом одежды потерпела сокрушительное фиаско и стало ясно, что плотные брюки нравятся не только молодежи, но и людям среднего возраста, власть решила легализовать ситуацию, заодно лишив ее ненавистного проамериканского оттенка. Были закуплены большие партии болгарских джинсов «Рила» и индийских — неизвестной марки.
После Олимпиады 80, проходившей в Москве, джинсы стали производить и в СССР. Первые фабричные советские джинсы шились из индийской ткани и назывались “Тверь”. Но на джинсы эти штаны были похожи только цветом ткани. И хотя любители ностальгии вспоминают эти советские джинсы с теплотой, они все таки были жесткие, неудобные и не практичные.
И тем не менее некоторые умудрялись содрать с них этикетку и пуговицу с надписью “Тверь” и заменить их на “фирменный” лейбл. Таким образом можно было купить советские джинсы в магазине за 30 рублей и продать их на на рынке за 100 как фирменные.

В это же время появилось множество подпольных цехов, где партиями шились “фирменные” джинсы, которые внешне почти не отличались от привезенных из-за границы. Даже этикетки, лейблы и заклепки делались здесь же, в этих цехах, при помощи пресса. Цена таким джинсам была от 100 до 150 рублей. И некоторые покупали их сознательно, зная что это подделка, но поделка хорошая.
И не важно, что такие джинсы нельзя было часто стирать, а носить их надо было очень аккуратно. Ради того, чтобы быть модным и стильным, можно было пойти на такие жертвы и самообман.

Меня всегда интересовала история возникновения моды на фетиш моей юности. Как- то в телевизионном интервью киноактрисы Светланы Светличной услышал примерно такую фразу о знакомстве с её будущим мужем, знаменитым киноактёром Владимиром Ивашовым.- он был уже всемирно знаменит по роли русского солдата Алёши в кинофильме "Баллада о солдате". “Это был красавец в первом в Москве, джинсовом костюме...”

Вы представляете, - самая красивая пара в СССР, и он в невиданном джинсовом костюме?! Думаю лучше рекламы у фирм, производящих джинсы, не было никогда. Считаю, что эти фирмы просто обязаны установить, им памятник.
А вот, легендарный снимок, из журнала LIFE о том как Ивашов покупал в США свои первые джинсы: Вот так оно всё и начиналось еще в 1960 году!
 

bandytto

Гуру
Регистрация
10 Дек 2013
Сообщения
6,156
Благодарности
6,532
Адрес
Краснодар
Автомобиль
Тигуан 1 рест CUP
VAM, "не поймать большого кайфа Вам без джинсов "Супер Райфл"!!
"Переспать с Анджелой Дэвис Вам помогут джинсы "Левис"!!
"Не страшны мне кобели! У меня есть джинсы "Лии"!!
"Быть здоровым, как горилла Вам помогут джинсы "Рила"!
 

Shadi

Гуру
Регистрация
27 Окт 2012
Сообщения
21,684
Благодарности
79,877
Адрес
Москва
Автомобиль
HL 220
Отдых у Чёрного моря в СССР


black-sea-retro-photos-10.jpg


1303798359_black-sea-great.az.jpg


2_45509e0f42f056672d0a19a5ae7a70a6%5B198153%5D.jpg


clip_image010_thumb%25255B8%25255D.jpg


black-sea-retro-photos-13.jpg


f_52daecd227c3a14daf175e7b9accc.jpg


21_43c8a90b214eec309f1007a00c0eda83%5B198153%5D.jpg
 

spacer

Гуру
Регистрация
18 Мар 2011
Сообщения
2,642
Благодарности
937
Адрес
Кемерово
Автомобиль
VW Tiguan
моими первыми джинсами были "COWBOY", во дворе дразнили "пастухом" ;-) я сильно обижался. 80-81й... мне 6-7 лет. брат привез в подарок с "олимпиады-80".
 
Сверху Снизу