Продолжение, т.к. не влезло в одно сообщение))
Теперь рассмотрим повороты.
Вот так например работает муфта если проходить крутые повороты на 2-передаче с педалью газа в полу, видео этих заездов с регистратора -
ссылка:
Как видим при вхождении автомобиля в поворот степень блокировки муфты моментально снижается до 5-7%, и это с педалью газа в полу и с не самым большим выворотом колес (всего 16-19° при максимально возможных 32°). Муфта начинает замыкаться вновь только на выходе из поворота по мере возвращения передних колес к прямолинейному положению. Халдекс в повороте распускается специально чтобы колеса передней и задней оси смогли вращаться с разными скоростями (сумма скоростей передних колес должна быть больше суммы скоростей задних). Муфту настраивали не дураки, они прекрасно знали чем грозит жесткая связь между осями даже на таких небольших скоростях. Только наивные люди думают, что увеличение степени блокировки муфты в повороте улучшит стабильность движения на дуге. Всё как раз наоборот! При жесткой связи между осями автомобиль будет плохо слушаться руля, «плужить» и вываливаться наружу в повороте. Про ухудшение управляемости при жесткой связи м/у осями упоминается даже в инструкции к вазовской Ниве, далеко не самому "спортивному" автомобилю:
Жесткая связь хороша на скользкой прямой, вот там да, автомобиль с блокированным межосевым приводом склонен к прямолинейному движению из-за своей кинематики, в случае отклонения от прямолинейной траектории тут же возникают перераспределения величин крутящего момента между отдельными колесами, благодаря чему тот быстро выравнивается. Любой занос на прямой гасится автоматически, а при увеличении подачи топлива и тяговой силы автомобиль также движется прямо без заноса. Поэтому при движении на прямой данный автомобиль даже более устойчив, чем такой же со свободным межосевым дифференциалом. Но только не в повороте!
Ну да ладно, едем дальше. Теперь будем поворачивать уже не на 2-й, а на 1 передаче, газ будем давить очень активно, да и руль тоже вывернем до упора!
Видим что на 1 передаче и на низких скоростях блок управления Халдексом вполне допускает его блокирование до 40%. Это много, очень много.
Небольшое отступление:
Халдекс 5 при 100% блокировке согласно ТТХ способен передать 3600 Нм момента если таковой поступит. Это зверь просто. Причем стоит Haldex перед задним редуктором с передаточным отношением 1,6. Т.е. максимальный момент с которым муфта может жестко связать оси составляет 5760 Нм.
А вот например муфта Dynamax на Киа Спортейдж 4-поколения может передать всего 850 Нм и стоит перед задней главной парой с передаточным отношением 2,5. Т.е. максимальный момент с которым муфта может связать оси составляет 2125 Нм. Причем это только при нажатой кнопочке LOCK, якобы блокирующей муфту полностью и на прямой. И в инструкции для Спортеджа чётко и недвусмысленно сказано, что в повороте с заблокированной муфтой возможны шумы и вибрации, и это норма:
Тигуан на 1 передаче блокирует при развороте муфту на 40%, т.е. связывает оси с моментом 2304 Нм, что даже больше чем может передать муфта Спортейджа вообще в принципе, хоть обнажимайся LOCK. Почему при этом в инструкции не пишут, что при разворотах возможны шумы и вибрации лично для меня загадка.
Вон в инструкции на Рено Дастер тоже не стесняются писать как есть на самом деле:
Ну да, у нас нет кнопки LOCK, так у нас и муфта в 3 раза мощнее! Она и без всяких локов сильнее замыкаетс, и в поворотах в том числе. И при развороте под газом у нас аналогично появится и гул от нагруженной паразитным моментом трансмисии и шум от шаркающих колес которые пытаются вращаться с одинаковыми скоростями.
Но в инструкции мы об этом писать не будем. Пусть владельцы спорят нормально это или нет, меняют масло, зарабатывают себе фобии и т.п.)) Кто-то вообще не слышит подобных звуков, кто-то слышит с новья. Так ведь и условия у всех разные, разные асфальт/шины/угол поворота руля/степень нажатия на педаль газа/температура масла в Haldex/марка масла/степень его загаженности продуктами износа/уровень громкости музыки в машине наконец))
Вот тоже показательно с одного из форумов:
"Прокатился я тут у товарища на его кодиаке, он тоже заверял, что никогда никакого хруста не слышал. Какого же было его удивление, когда я его посадил на задний диван и на его же авто проехался там где езжу сам, и он услышал абсолютно те же звуки сзади авто что и у меня. Причем отчетливо звуки слышатся то слева то справа, в зависимости от направления поворота."
Вот так и зарабатывают люди страхи что что-то с муфтой не так)) А ведь в реальности всё просто. Звуки слышаться именно сзади, т.к. на задние колеса у Кодиака как и у Тигуана приходится около 40% массы, поэтому задним колесам при жесткой связи между осями провернуться легче чем передним на которые приходится 60% веса. Про то слева, то справа тоже все просто – при повороте налево авто кренится и разгружаются левые колеса (соответственно больше всего шаркает по асфальту наиболее разгруженное заднее левое колесо вызывая гул), при повороте направо разгружаются правые колеса, поэтому гул теперь раздается справа сзади. Как видите всё предельно просто и объяснимо, нужно лишь понимать как работает трансмиссия.
В общем если шум появляется при разворотах на малом газу (процент блокировки муфты при этом мал), то надо бить тревогу. Если звук появляется при разворотах с активным нажатием педали газа, то это норма. Похожие звуки издают при поворотах и другие кроссоверы с заблокированными муфтами в приводе задних колес. Ну и Нива если на ней заблокировать межосевой дифференциал тоже будет издавать похожие звуки при разворотах на асфальте хотя никакого Халдекса у неё и близко нет - против физики не попрешь))
Сорри за много букв.