По поводу АКПП на СХ-5.
(для справки)
Mazda разработала новую автоматическую трансмиссию SKYACTIV-Drive, которая сочетает все преимущества традиционной трансмиссии, бесступенчатой коробки передач и трансмиссии с двойным сцеплением.
Гидротрансформатор используется только в начале движения. Гидротрансформаторный автомат не имеет устройства прерывающейся передачи энергии, как у механической трансмиссии. Вместо этого присутствует гидротрансформатор, устройство, передающее и усиливающее энергию. Представьте себе единую конструкцию деталей, представляющую собой два направленных друг на друга вентилятора, находящихся внутри ёмкости, которая наполнена масляным веществом. Одна из лопастей «вентилятора» связана с коленчатым валом, а другая связана с колёсами посредством связки с главным валом коробки передач.
Когда лопасть, связанная с двигателем, начинает вращение, обороты двигателя ещё малы, масляная жидкость пока не взбита, поэтому крутящая энергия на другую, противоположную лопасть, еще не передаётся. Однако с повышением оборотов двигателя, лопасть от двигателя также начинает крутиться быстрее, и жидкость взбивается бурно, тогда лопасть от колёс тоже начинает вращение (здесь играет роль такое свойство масла, как вязкоупругость). Теперь вам стала примерно понятна конструкция гидротрансформаторного автомата.
В свою очередь, если взглянуть на прозрачную схему модель SkyActiv, то картинка в принципе, становится понятной. По сути это та же гидротрансформаторная АТ, только весьма уменьшенная модель. В уменьшении видится обстоятельный взвешенный подход, при котором во главу угла ставится начало движения механизма. На идею использовать гидротрансформатор только лишь для начала движения намекнуло то, что на DCT можно легко тронуться с места, многоступенчато выжимая сцепление на низкой передаче.
Особенность SkyActiv заключается в том, что сразу после начала движения он блокируется, и потом уже переключение передач происходят напрямую, без участия гидротрансформатора. Для этого Mazda сделала блокирующее сцепление многослойным, что повысило его прочность, а для подавление вибрации блокировки установила большого размера амортизатор. Кроме того, для повышения скорости и точности переключения передач, на корпусе клапана изменения скорости установлен высокоскоростной линейный соленоид прямого действия (direct linear solenoid).
Таким образом, получилась конструктивно законченная гидротрансформаторная АТ нового поколения, с оптимизированным сочетанием эффективности, плавности и быстроты переключения передач. При трогании с места используется только гидротрансформатор, затем уже точное и скрупулёзное переключение скоростей происходит под руководством многослойного сцепления. В итоге получилась волшебная автоматическая трансмиссия, сочетающая в себе лучшие качества гидротрансформатора и DCT (dual clutch transmission).