почему топливом замещается ровно столько масла, сколько его съедено двигателем? Почему не больше не меньше?
Бывает как больше так и меньше, но в большинстве случаев примерно равное количество - мистика, но работает как закон сохранения энергии.
как вы определяете, что соляра в масле в определенном количестве?
Двигатель не может не расходовать масло полностью исправный 2-х литровый турбо-дизель за 10 тыс. в среднем в смешанном цикле движения может "сжигать" в цилиндрах примерно 0.6 литра, если интервал 15 тыс. до литра масла.
Замещение объема масла происходит не только топливом но и сажей.
Всем сомневающимся рекомендую сливать контрольный пластиковый пузырек отработки и сравнивать с остатками свежего.
ОТработка по консистенции может быть как более так и менее вязкая относительно свежего. Как минимум около 100-150 гр масла сольется с интеркуллера. Можете отмыть его очистителем и к следующему интервалу сольёте столько же.
Куда "уходит" масло если нет течей:
Остается на стенках цилиндров, испаряется и выносится с картерными газами, уходитчерез вал турбокомпрессора. В более пожилых моторах добавляется расход через втулки клапанов.
"Механизм" компенсации ухода куда сложнее, но так же как расход масла путь однозначно не один.
Условный баланс уровня в картере достигается если можно сказать в результате сочетания порядка 10-ка а может и более факторов. Механизм "саморегулирования" например может иметь место когда более жидкое от топлива масло быстрее улетает в венитиляцию в то время как более вязкое от сажи медленнее.
Я лично не верю, что мотор не ест масло, так как отработка и свежее на столько явно отличаются так что перепутать их невозможно.